Книга — лучший воспитатель | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 15.03.2019

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Финаева, А. Б. Книга — лучший воспитатель / А. Б. Финаева, И. А. Вилкова, М. Р. Югова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4038/ (дата обращения: 18.12.2024).



Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

С. Лупан

Шарлотта Мейсон (1842–1923) — педагог домашнего обучения, которая родилась в Англии. Ее педагогические взгляды до сих пор актуальны. Ее разработанные методики требовали уважение к личности ребенка. «Образование — это окружающая обстановка (атмосфера), дисциплина, жизнь» и «Образование — это наука об отношениях».

Девиз учеников ее школы гласил: «Я есть, я могу, я должен, я сделаю». Дети, она считала, должны как можно больше проводить время вне стен. Они должны научиться видеть, размышлять, чувствовать.

«…главная цель ребенка, его задача в первые 6 лет жизни в этом мире состоит в том, чтобы с помощью его пяти чувств узнать все, что он может про все, что попадает в поле его зрения. Он имеет ненасытный аппетит к знаниям… И в задачу родителей входит направить его на путь свободного знакомства с природой и природными объектами. По сути, интеллектуальное воспитание маленького ребенка должно происходить в форме свободной тренировки умения проникать в суть окружающих предметов и явлений».

«…главная цель ребенка, его задача в первые 6 лет жизни в этом мире состоит в том, чтобы с помощью его пяти чувств узнать все, что он может про все, что попадает в поле его зрения. Он имеет ненасытный аппетит к знаниям… И в задачу родителей входит направить его на путь свободного знакомства с природой и природными объектами. По сути, интеллектуальное воспитание маленького ребенка должно происходить в форме свободной тренировки умения проникать в суть окружающих предметов и явлений».

Нас заинтересовал метод «живых книг» Шарлоты Мейсон. Согласно ее мнению, книги обязательно должны быть увлекательны, трогать за душу с первых слов, будить воображение. В книге должно быть много красивых иллюстраций. Она должна быть написана одним человеком. Книги малышам и взрослым детям нужно читать вслух. После прочтения можно предложить обсудить в разных формах или поговорить о прочитанном, или предложить пересказать понравившийся отрывок, также можно предложить зарисовать то, что понравилось – проиллюстрировать прочитанное. Можно поговорить о незнакомых словах, встретившихся в произведении. Мы составили список произведений для работы с детьми по этому методу и объединили в тематический план.

Таблица 1

Тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Ознакомление смалыми фольклорными формами (потешки, загадки, скороговорки)

8

2.5

5.5

1.1

Знакомство с жанром «потешка». Запоминание потешек — «Котик», «Петушок», «Водичка».

1.5

0.5

1

1.2

Запоминание и рассказывание потешки — «Расти коса до пояса»; отгадывание описательных загадок.

1.5

0.5

1

1.3

Знакомство и запоминание потешки-заклички — «Ты мороз-мороз», поговорки о зиме.

1.5

0.5

1

1.4

Запоминание и рассказывание потешки-заклички — «Солнышко-вёдрышко», поговорки — «Вода с гор потекла — весну принесла».

1.5

0.5

1

1.5

Чтение и запоминание потешки «Кисонька-Мурысонька».

2

0.5

1.5

Формы контроля

Игра — викторина «Русские народные сказки, пословицы и загадки».

Познавательная игра «Подскажи словечко».

II.

Чтение ирассказывание русских народных сказок

44

11

33

2.1

Рассказывание русской народной сказки «Репка».

2

0.5

1.5

2.2

Рассказывание сказки «Колобок».

3

0.5

2.5

2.3

Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2

0.5

1.5

2.4

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

2

0.5

1.5

2.5

Рассказывание сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

2

0.5

1.5

2.6

Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух».

2

1

1

2.7

Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк».

2

0.5

1.5

2.8

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

2

0.5

1.5

2.9

Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

2

0.5

1.5

2.10

Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

2

0.5

1.5

2.11.

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Драматизация сказки.

3

0.5

2.5

2.12

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

2

0.5

1.5

2.13

Рассказывание русской народной сказки «Гуси — лебеди».

2

0.5

1.5

2.14

Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

2

0.5

1.5

2.15

Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

0.5

1.5

2.16

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк в обработке О.Капицы».

2

0.5

1.5

2.17

Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак».

2

0.5

1.5

2.18

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да

масленый».

2

0.5

1.5

2.19

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

2

0.5

1.5

2.20

Рассказывание русской народной сказки «Царевна — лягушка».

2

0.5

1.5

2.21

Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

2

0.5

1.5

Формы контроля

Инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Драматизации русской народной сказки в стихах на новый лад «Колобок».

«Путешествие в мир сказок» (викторина).

III.

Чтение сказок ирассказов советских писателей.

20

5

15

3.1

Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?».

2

0.5

1.5

3.2

Рассказывание сказки К.Чуковского

«Цыпленок».

2

0.5

1.5

3.3

Чтение сказки в стихах «Мойдодыр»

К.Чуковского.

2

0.5

1.5

3.4

Чтение рассказа М.Пришвина «Еж».

2

0.5

1.5

3.5.

Чтение рассказа Д.Мамин — Сибиряк «Зима в лесу».

2

0.5

1.5

3.6

Чтение рассказа В.Бианки «Лис и мышонок».

2

0.5

1.5

3.7

Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

2

0.5

1.5

3.8

Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца — длинные уши…».

2

0.5

1.5

3.9

Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на ёлке».

2

0.5

1.5

3.10

Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы».

2

0.5

1.5

Формы контроля

«Поляна сказок» — викторина по сказкам советских писателей.

Игровая программа: «В мире добрых рассказов и сказок».

IV.

Чтение ирассказывание стихотворений

24

6

18

4.1

Повторение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки».

2

0.5

1.5

4.2

Чтение стихотворений о животных (Г.Бойко «О петушке», В.Волина «О зайчике»).

2

0.5

1.5

4.3

Заучивание стихотворения В.Мирович «Листопад».

2

0.5

1.5

4.4

Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?».

2

0.5

1.5

4.5

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Прилетайте».

2

0.5

1.5

4.6

Заучивание стихотворения

А. Прокофьева «Метель».

2

0.5

1.5

4.7

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «С Новым годом!».

Рассказывание из личного опыта на тему«Новогодние праздники».

2

0.5

1.5

4.8

Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама».

2

0.5

1.5

4.9

Заучивание стихотворения М.Клоковой «Зима прошла».

2

0.5

1.5

4.10

Чтение стихотворений А.Крылова «Неприятный случай», «Как лечили петуха».

2

0.5

1.5

4.11

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».

2

0.5

1.5

4.12

Заучивание стихотворения З.Александрова «Подснежник».

2

0.5

1.5

Формы контроля

Игровая программа «А я знаю наизусть».

Конкурсно-игровая программа — «Стихотворные минутки» — «Минута славы».

Инсценировка стихотворении А.Барто из цикла «Игрушки».

Итого:

96

24.5

71.5

По завершению работы с детьми можно сделать следующие выводы:

  1. Работа была интересной детям, продуктивной нам.
  2. Использовали дополнительно все арт-методики.
  3. Планируем продолжать работу по методикам Шарлотты Мейсон и продолжать изучать ее педагогические разработки.
Основные термины (генерируются автоматически): русская народная сказка, заучивание стихотворения, рассказывание, чтение сказки, форма контроля, чтение рассказа, рассказывание сказки, ребенок, чтение стихотворений, интеллектуальное воспитание.
Задать вопрос