Книга — лучший воспитатель
Авторы: Финаева Анна Борисовна, Вилкова Ирина Александровна, Югова Марианна Рафаильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 15.03.2019
Статья просмотрена: 163 раза
Библиографическое описание:
Финаева, А. Б. Книга — лучший воспитатель / А. Б. Финаева, И. А. Вилкова, М. Р. Югова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4038/ (дата обращения: 16.11.2024).
Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
С. Лупан
Шарлотта Мейсон (1842–1923) — педагог домашнего обучения, которая родилась в Англии. Ее педагогические взгляды до сих пор актуальны. Ее разработанные методики требовали уважение к личности ребенка. «Образование — это окружающая обстановка (атмосфера), дисциплина, жизнь» и «Образование — это наука об отношениях».
Девиз учеников ее школы гласил: «Я есть, я могу, я должен, я сделаю». Дети, она считала, должны как можно больше проводить время вне стен. Они должны научиться видеть, размышлять, чувствовать.
«…главная цель ребенка, его задача в первые 6 лет жизни в этом мире состоит в том, чтобы с помощью его пяти чувств узнать все, что он может про все, что попадает в поле его зрения. Он имеет ненасытный аппетит к знаниям… И в задачу родителей входит направить его на путь свободного знакомства с природой и природными объектами. По сути, интеллектуальное воспитание маленького ребенка должно происходить в форме свободной тренировки умения проникать в суть окружающих предметов и явлений».
«…главная цель ребенка, его задача в первые 6 лет жизни в этом мире состоит в том, чтобы с помощью его пяти чувств узнать все, что он может про все, что попадает в поле его зрения. Он имеет ненасытный аппетит к знаниям… И в задачу родителей входит направить его на путь свободного знакомства с природой и природными объектами. По сути, интеллектуальное воспитание маленького ребенка должно происходить в форме свободной тренировки умения проникать в суть окружающих предметов и явлений».
Нас заинтересовал метод «живых книг» Шарлоты Мейсон. Согласно ее мнению, книги обязательно должны быть увлекательны, трогать за душу с первых слов, будить воображение. В книге должно быть много красивых иллюстраций. Она должна быть написана одним человеком. Книги малышам и взрослым детям нужно читать вслух. После прочтения можно предложить обсудить в разных формах или поговорить о прочитанном, или предложить пересказать понравившийся отрывок, также можно предложить зарисовать то, что понравилось – проиллюстрировать прочитанное. Можно поговорить о незнакомых словах, встретившихся в произведении. Мы составили список произведений для работы с детьми по этому методу и объединили в тематический план.
Таблица 1
Тематический план
№п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I. |
Ознакомление смалыми фольклорными формами (потешки, загадки, скороговорки) |
8 |
2.5 |
5.5 |
1.1 |
Знакомство с жанром «потешка». Запоминание потешек — «Котик», «Петушок», «Водичка». |
1.5 |
0.5 |
1 |
1.2 |
Запоминание и рассказывание потешки — «Расти коса до пояса»; отгадывание описательных загадок. |
1.5 |
0.5 |
1 |
1.3 |
Знакомство и запоминание потешки-заклички — «Ты мороз-мороз», поговорки о зиме. |
1.5 |
0.5 |
1 |
1.4 |
Запоминание и рассказывание потешки-заклички — «Солнышко-вёдрышко», поговорки — «Вода с гор потекла — весну принесла». |
1.5 |
0.5 |
1 |
1.5 |
Чтение и запоминание потешки «Кисонька-Мурысонька». |
2 |
0.5 |
1.5 |
Формы контроля |
||||
Игра — викторина «Русские народные сказки, пословицы и загадки». Познавательная игра «Подскажи словечко». |
||||
II. |
Чтение ирассказывание русских народных сказок |
44 |
11 |
33 |
2.1 |
Рассказывание русской народной сказки «Репка». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.2 |
Рассказывание сказки «Колобок». |
3 |
0.5 |
2.5 |
2.3 |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.4 |
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.5 |
Рассказывание сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.6 |
Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух». |
2 |
1 |
1 |
2.7 |
Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.8 |
Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.9 |
Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.10 |
Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.11. |
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Драматизация сказки. |
3 |
0.5 |
2.5 |
2.12 |
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.13 |
Рассказывание русской народной сказки «Гуси — лебеди». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.14 |
Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.15 |
Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.16 |
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк в обработке О.Капицы». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.17 |
Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.18 |
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.19 |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.20 |
Рассказывание русской народной сказки «Царевна — лягушка». |
2 |
0.5 |
1.5 |
2.21 |
Чтение сказки «Двенадцать месяцев». |
2 |
0.5 |
1.5 |
Формы контроля |
||||
Инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка». Драматизации русской народной сказки в стихах на новый лад «Колобок». «Путешествие в мир сказок» (викторина). |
||||
III. |
Чтение сказок ирассказов советских писателей. |
20 |
5 |
15 |
3.1 |
Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.2 |
Рассказывание сказки К.Чуковского «Цыпленок». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.3 |
Чтение сказки в стихах «Мойдодыр» К.Чуковского. |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.4 |
Чтение рассказа М.Пришвина «Еж». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.5. |
Чтение рассказа Д.Мамин — Сибиряк «Зима в лесу». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.6 |
Чтение рассказа В.Бианки «Лис и мышонок». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.7 |
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.8 |
Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца — длинные уши…». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.9 |
Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на ёлке». |
2 |
0.5 |
1.5 |
3.10 |
Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы». |
2 |
0.5 |
1.5 |
Формы контроля |
||||
«Поляна сказок» — викторина по сказкам советских писателей. Игровая программа: «В мире добрых рассказов и сказок». |
||||
IV. |
Чтение ирассказывание стихотворений |
24 |
6 |
18 |
4.1 |
Повторение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.2 |
Чтение стихотворений о животных (Г.Бойко «О петушке», В.Волина «О зайчике»). |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.3 |
Заучивание стихотворения В.Мирович «Листопад». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.4 |
Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.5 |
Заучивание стихотворения Е.Благининой «Прилетайте». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.6 |
Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Метель». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.7 |
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «С Новым годом!». Рассказывание из личного опыта на тему«Новогодние праздники». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.8 |
Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.9 |
Заучивание стихотворения М.Клоковой «Зима прошла». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.10 |
Чтение стихотворений А.Крылова «Неприятный случай», «Как лечили петуха». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.11 |
Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». |
2 |
0.5 |
1.5 |
4.12 |
Заучивание стихотворения З.Александрова «Подснежник». |
2 |
0.5 |
1.5 |
Формы контроля |
||||
Игровая программа «А я знаю наизусть». Конкурсно-игровая программа — «Стихотворные минутки» — «Минута славы». Инсценировка стихотворении А.Барто из цикла «Игрушки». |
||||
Итого: |
96 |
24.5 |
71.5 |
|
По завершению работы с детьми можно сделать следующие выводы:
- Работа была интересной детям, продуктивной нам.
- Использовали дополнительно все арт-методики.
- Планируем продолжать работу по методикам Шарлотты Мейсон и продолжать изучать ее педагогические разработки.