Особенности понимания опасных ситуаций детьми, имеющими нарушения в развитии
Авторы: Марковникова Елена Юриевна, Галлямова Алсу Рифкатовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 19.03.2019
Статья просмотрена: 588 раз
Библиографическое описание:
Марковникова, Е. Ю. Особенности понимания опасных ситуаций детьми, имеющими нарушения в развитии / Е. Ю. Марковникова, А. Р. Галлямова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4049/ (дата обращения: 16.11.2024).
В ходе своего психологического формирования дошкольник овладевает свойственными человеку отличительными чертами поведения среди других людей. Данное перемещение онтогенеза объединено с формированием внутренней позиции, что выделяет детей остальных и в то же время несет в себя возрастные и общечеловеческие внутренние особенности. Непосредственно целое психическое формирование детей включает возможности общечеловеческих и личных качеств (В. С. Мухина [6]).
В. А. Шмакова утверждает, что особенно критически вопрос ознакомления с правилами не опасного поведения в разных областях жизнедеятельности и их соблюдения возникает согласно взаимоотношению к дошкольникам с нарушениями формирования, в том числе умственного, таким образом как ознакомление с окружающим их общественной средой, с объектами и явлениями, пребывающими вокруг, у ребенка довольно неосновательно, частично, в некоторых случаях целиком исковеркано. Свойственная им умственная неполноценность и бедный актуальный навык усложняют представление и соответственное расценивание опасных обстановок, в которых они становятся [9].
М. С. Давыдова пишет, что «…говоря об особенностях формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников и младших школьников с нарушениями интеллектуальной сферы, нельзя не отметить, что «основы безопасности жизнедеятельности» — многоаспектная область социальных знаний» [4, с. 96].
Как пишет Л. Ф. Хайртдинова, в отличие от нормально развивающихся детей их с нарушением интеллекта сверстники с самого раннего возраста испытывают трудности в установлении адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми, что в свою очередь, препятствует своевременному появлению осознанного отношения к окружающему миру и становлению личностных качеств [7].
Дети с проблемами в формировании ощущают проблемы проникновения в значение человеческих взаимоотношений, определения причинно-следственных взаимосвязей и связей в находящемся вокруг обществе, самостоятельного применения в деле этих способностей восприятия, которые у них ранее имеется, бессмысленно ждать, то что понятия о правилах безопасности жизнедеятельности возможно сформировать у них в полном размере.
Моторная, сенсорная, коммуникативная, умственная недостаточность у людей с нарушениями уменьшает развитие общественно важных умений и способностей, подобным способом ограничивает вероятность дошкольников защитить себе.
При проведении коррекционной деятельности по формированию безопасного поведения применяется вербальный приём речевого образца, беседа, речевые упражнения подражательно — исполнительского характера. Всё это является причиной отрывчатого восприятия правил безопасности, не приводит к результативному пониманию их сущности, жизненной необходимости, не обеспечивает создания реальной ситуации взаимодействия.
Согласно сведениям А. Н. Косымовой [5], организованность — аспект формирования общественных взглядов у ребенка с нарушениями умственных способностей, отображает регулирование данных о разных предметах и явлениях массивных взаимосвязей среди них. Замечается неудовлетворительная исследованность обстоятельств развития готовности к самосохранительному действию ребенка с нарушениями формирования безопасного поведения. Под готовностью к самосохранительному поведению понимается состояние личности ребенка, которое активизирует его поведение, дает возможность принимать самостоятельные решения и проявляется в способности к продуктивной реализации действий самосохранительного характера, опирающихся на имеющиеся знания, умения и опыт. Но следует отметить, что дети с грубым нарушением интеллекта чаще не могут принять правильное разрешение возникшей ситуации в силу заболевания, дети же с умственной отсталостью умеренной степени при систематическом обучении могут принять верное решение (Б. М. Басангова [1]).
Дети с нарушениями в развитии с большей охотностью обучаются умениям ориентироваться в обществе, нормам поведения, а также овладевают навыками общения.
Особенно остро встает проблема понимания безопасного поведения в различных областях жизни. Знакомство с обществом, предметами и явлениями у них поверхностно, частично. Все это дает трудности в представлении и понимании опасных ситуаций.
В работе В. В. Гусаковой отмечается, что свойственная им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт усложняют понимание и адекватное оценивание опасных ситуаций, в которых они оказываются. Стараясь информировать ребенка с нарушениями интеллекта определенной дозой знаний, нужно помнить о характерном недоразвитии у него всех познавательных процессов, выражающемся в вялой потребности в новых знаниях, отсутствии интереса к познанию, поверхностном, искаженном наличии сведений о фактах и правилах поведения в социальной и природной действительности [3].
В ДОУ обучение и воспитание детей с нарушениями своеобразное: частое повторение изученного материала. В детских садах для детей с нарушениями понимание о безопасном поведении ограничено сохранением и формированием элементарных навыков безопасности.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Движения детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Любой вариант поведения не приемлет признаков безопасности. Замедленная реактивность и неспособность реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа, равно как и стремление к эффектным и демонстративным действиям (беганию, крику, кривлянию, троганию и пробованию на вкус незнакомых предметов, постукивание этими предметами и т. д.), являются основой рискованных поступков (М. С. Давыдова [4]).
Дети с нарушениями развития не могут принять правильного решения в чрезвычайных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Научно доказано, что у таких детей знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт, должны уметь применять их в жизни, иначе они будут утрачены.
Подобные характерные черты детей с нарушениями умственных способностей, доверие, доступность в общении и любознательность/пассивность обусловливают действия в опасных условиях и содействуют его уязвимости. Независимость детей с нарушениями весьма условна, благосостояние и самостоятельно его жизнедеятельность находятся в зависимости с интереса и поддержки воспитывающих его старших. В отсутствии ближнего старшего лица дитя никак не способен уцелеть и сформироваться в обществе. Ребятам этой группы свойственна неудовлетворительная стремление к самосохранительному действию, почти недостаточно сформировано способность исследовать ситуацию, давать прогноз результаты собственных операций. Появляется потребность защитить ребенка с угроз, никак не усмирив присутствие данном в их открытости и доверия к обществу, никак не запугать их и приготовить к полной существования в вразумительном мире (Н. А. Чипеева [8]).
Родители должны быть главными помощниками в процессе коррекционного воспитания, придерживаться мнениям педагогов, и знать, что не только нужно защищать детей от опасных ситуаций, а также готовить к встрече с опасными ситуациями, соблюдать меры предосторожности.
В. В. Боброва, Т. А. Максименко, А. Н. Сакаева, К. С. Тебенова считают, что у детей нужно развивать навыки и умения безопасного поведения. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов» [2].
Знание путей решениях проблем дает уверенность ребенку в себе, повышает его эмоциональное состояние.
Говоря об особенностях формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушениями интеллектуальной сферы, нельзя не отметить, что «основы безопасности жизнедеятельности» — многоаспектная область социальных знаний.
Литература:
- Басангова, Б. М. К вопросу о социальной безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Б. М. Басангова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2013. — № 29. — С. 85–98.
- Боброва, В., Максименко, Т.А., Сакаева, А., Тебенова, К. С. Процесс формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями [Текст] / В. Боброва, Т. А. Максименко, А. Сакаева, К. С. Тебенова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. — С. 1–5.
- Гусакова, В. В. Мотивация к выбору здорового образа жизни. Пути формирования безопасной жизнедеятельности у детей с ОВЗ [Текст]/ В. В. Гусакова // Современные педагогические технологии. — 2015. — № 15. — С. 146–192.
- Давыдова, М. С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / М. С. Давыдова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 94–101.
- Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта [Текст]/ А. Н. Косымова// Дефектология. –2006.– № 5. — С. 30–35.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: 1999. — 35 с.
- Хайртдинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]// Дефектология. — 2002. — № 1. С.4–5.
- Чипеева, Н. А. Социальная безопасность и младший школьник / Н. А. Чипеева // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2008. — № 8. — С.29–33.
- Шмакова Валентина Алексеевна «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода»