Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Загуменный, И. С. Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме / И. С. Загуменный. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4067/ (дата обращения: 16.11.2024).



Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит их психологический комфорт, мотивация учебно-профессиональной деятельности, ее направленность и характер на последующих курсах.

Ключевые слова: адаптация, высшее учебное заведение, социализация, учебный процесс.

А. А. Налчаджян считает, что адаптация — «это социально-психологический процесс, который приводит к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности». [1, с. 13–16]

А. А. Реан утверждает, что адаптация — «активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации» [2].

По мнению А. В. Петровского адаптацию можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [3].

Адаптация является новой ступенью социализации. Социализация же, в свою очередь, — это необходимое условие адаптации. Она подготавливает адаптацию, создает для нее почву, так как несоциализированный человек не способен адаптироваться к социуму.

Вторая точка зрения по данному вопросу: и социализация, и социальная адаптация представляют взаимосвязанные, но при этом абсолютно самостоятельные процессы, которые в ходе социального становления и утверждения личности взаимодополняют друг друга.

Под социализацией «понимается процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду». [4, с. 89]

Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы классного руководителя первокурсников является:

Классные руководители адаптации провести анкетирование студентов-первокурсников в техникуме, дает соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам.

Примеры анкет

АНКЕТА № 1

  1. ФИО (полностью)
  2. Телефон
  3. Адрес проживания
  4. Что повлияло на выбор специальности?
  5. Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
  6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?
  7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
  8. Предстоящее изучение каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?
  9. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

− здоровье

− материальное благополучие

− уважение окружающих

− удовольствие, развлечения

− другое (укажите)

  1. Любимые предметы
  2. Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы?
  3. Любимое занятие, хобби, таланты
  4. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
  5. Первые впечатления о группе, колледже

АНКЕТА № 2

  1. ФИО (полностью)
  2. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
  3. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
  4. Какие трудности вы сейчас испытываете?
  5. После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
  6. Вы с желанием идете в колледж?
  7. Что вы скажете о своей учебе?
  8. Самые интересные предметы
  9. По сравнению со школой учусь лучше или хуже
  10. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
  11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

− здоровье

− материальное благополучие

− уважение окружающих

− удовольствие, развлечения

− другое (укажите)

  1. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
  2. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

− активно участвую

− не участвую совсем (почему)

− изредка участвую

  1. В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в техникуме?

Третья точка зрения сводит социальную адаптацию к чему-то более узкому, в отличие от более широкого понятия — социализации. По мнению Г. М. Андреевой, последняя представляет двусторонний процесс. С одной стороны, под социализацией следует понимать процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду.

Анализируя результаты анкетирования, можно сказать, что сложность заключается в трудностях с учёбой и знакомством с группой и педагогическим составом. Студенты, у которых возникали трудности, справлялись с ними благодаря взаимодействию с одногруппниками. Они пытались подстроиться под новые условия обучения, поэтому старались наладить контакты в группе.

Чтобы избежать возникновения данных проблем, кураторам первокурсников на начальных этапах следует сформировать профессиональный интерес у студентов посредством выявления причин поступления в данное образовательное учреждение, определения сознательности выбора места обучения и профессии. Всё это можно осуществить с помощью определённых методик по адаптации первокурсников.

Литература:

  1. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян; под ред. Э. А. Александрова. — Ер.: Изд-во АнАрмССР, 1988. — 263 с.
  2. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2008, 479 с.
  3. Петровский, A. B. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский.—М.: Горбунок, 1992.—223 с. Бершова Л. В. Адаптация работников в новых условиях/Л. В. Бершова //Справочник кадровика. 2001. -No6. -105–110 с.
  4. Самара Г. Н. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций / Г. Н. Самара, Д. С. Петров. — М.: ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004. — 205 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная среда, материальное благополучие, успешное обучение, уважение окружающих, социальный опыт, социальная адаптация, социализация, процесс усвоения, образовательное учреждение, адаптация, колледж, какая черта характера, день обучения, группа, включение индивида, активное воспроизводство, активная деятельность, адаптация студентов.

Похожие статьи

Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией

Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа

В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — пом...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Похожие статьи

Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией

Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа

В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — пом...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Задать вопрос