Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме
Автор: Загуменный Иван Сергеевич
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 29.03.2019
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Загуменный, И. С. Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме / И. С. Загуменный. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4067/ (дата обращения: 18.12.2024).
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит их психологический комфорт, мотивация учебно-профессиональной деятельности, ее направленность и характер на последующих курсах.
Ключевые слова: адаптация, высшее учебное заведение, социализация, учебный процесс.
А. А. Налчаджян считает, что адаптация — «это социально-психологический процесс, который приводит к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности». [1, с. 13–16]
А. А. Реан утверждает, что адаптация — «активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации» [2].
По мнению А. В. Петровского адаптацию можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [3].
Адаптация является новой ступенью социализации. Социализация же, в свою очередь, — это необходимое условие адаптации. Она подготавливает адаптацию, создает для нее почву, так как несоциализированный человек не способен адаптироваться к социуму.
Вторая точка зрения по данному вопросу: и социализация, и социальная адаптация представляют взаимосвязанные, но при этом абсолютно самостоятельные процессы, которые в ходе социального становления и утверждения личности взаимодополняют друг друга.
Под социализацией «понимается процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду». [4, с. 89]
Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы классного руководителя первокурсников является:
Классные руководители адаптации провести анкетирование студентов-первокурсников в техникуме, дает соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам.
Примеры анкет
АНКЕТА № 1
- ФИО (полностью)
- Телефон
- Адрес проживания
- Что повлияло на выбор специальности?
- Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
- Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?
- Какие трудности вы сейчас испытываете?
- Предстоящее изучение каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?
- Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
− здоровье
− материальное благополучие
− уважение окружающих
− удовольствие, развлечения
− другое (укажите)
- Любимые предметы
- Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы?
- Любимое занятие, хобби, таланты
- В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
- Первые впечатления о группе, колледже
АНКЕТА № 2
- ФИО (полностью)
- Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
- Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
- Какие трудности вы сейчас испытываете?
- После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
- Вы с желанием идете в колледж?
- Что вы скажете о своей учебе?
- Самые интересные предметы
- По сравнению со школой учусь лучше или хуже
- Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
- Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
− здоровье
− материальное благополучие
− уважение окружающих
− удовольствие, развлечения
− другое (укажите)
- Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
- Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа
− активно участвую
− не участвую совсем (почему)
− изредка участвую
- В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в техникуме?
Третья точка зрения сводит социальную адаптацию к чему-то более узкому, в отличие от более широкого понятия — социализации. По мнению Г. М. Андреевой, последняя представляет двусторонний процесс. С одной стороны, под социализацией следует понимать процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду.
Анализируя результаты анкетирования, можно сказать, что сложность заключается в трудностях с учёбой и знакомством с группой и педагогическим составом. Студенты, у которых возникали трудности, справлялись с ними благодаря взаимодействию с одногруппниками. Они пытались подстроиться под новые условия обучения, поэтому старались наладить контакты в группе.
Чтобы избежать возникновения данных проблем, кураторам первокурсников на начальных этапах следует сформировать профессиональный интерес у студентов посредством выявления причин поступления в данное образовательное учреждение, определения сознательности выбора места обучения и профессии. Всё это можно осуществить с помощью определённых методик по адаптации первокурсников.
Литература:
- Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян; под ред. Э. А. Александрова. — Ер.: Изд-во АнАрмССР, 1988. — 263 с.
- Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2008, 479 с.
- Петровский, A. B. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский.—М.: Горбунок, 1992.—223 с. Бершова Л. В. Адаптация работников в новых условиях/Л. В. Бершова //Справочник кадровика. 2001. -No6. -105–110 с.
- Самара Г. Н. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций / Г. Н. Самара, Д. С. Петров. — М.: ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004. — 205 с.
Похожие статьи
Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией
Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа
В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — пом...
Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ
Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...
Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)
В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...
Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля
В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода
В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...
Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа
В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Похожие статьи
Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией
Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа
В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — пом...
Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ
Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...
Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)
В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...
Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля
В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода
В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...
Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа
В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...