Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 26.03.2019

Статья просмотрена: 975 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. А. Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4073/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных материалов для ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих, разработанных для студентов, обучающихся по специальности 43.02.14 Гостиничное дело.

Ключевые слова: Топ-50, World Skills Russia, демоэкзамен, среднее профессиональное образовательно учреждение, обучающиеся, экзамен, психическое состояние, экзаменационная сессия, работодатель, контрольно-измерительные материалы.

This article pays special attention to the introduction of a demo exam in secondary vocational educational institutions. Features of student behavior during the exam session. As well, an example of assignments from test and measurement materials for PM 05 is given. Performance of work in one or several professions, positions of employees, developed for students of the specialty 43.02.14 Hospitality.

Key words: Top 50, World Skills Russia, demo exam, secondary vocational educational institution, students, exam, mental state, exam session, employer, test and measurement materials.

«При формировании топ-50 профессий мы прежде всего ориентировались на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills», — отметила заместитель министра Минтруда России Любовь Ельцова. Образовательные стандарты разрабатывались Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования при непосредственном участии представителей образовательных организаций, работодателей и экспертов, в том числе Ворлдскиллс [4].

Исходя их этого, в государственную итоговую аттестацию студентов профессиональных образовательных организаций добавят формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по 41 компетенции.

Данный экзамен подразумевает взаимодействие образовательного учреждения и потенциальных работодателей, выступающих в качестве независимых экспертов. Что позволяет дать наиболее объективную оценку практическим навыкам обучающихся.

Необходимо учитывать, что экзамен — не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90 % всех заболеваний могут быть связаны со стрессом [2]. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания [5]. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.

В своей учебной работе студентам часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях, пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки [3].

Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.

Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Особенно это важно для студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к сфере обслуживания, в частности -туризм и гостиничное дело.

Основное отличие демоэкзамена от обычного квалификационного — наибольшая практикоориентированность. Если процедура стандартного квалификационного экзамена подразумевает ответ на два теоретических вопроса и решение какой-либо производственной ситуации либо объяснение ее от третьего лица, то демоэкзамен подразумевает решение ситуации в онлайн-режиме. Причем студент не знает, как поведет себя его оппонент в той или иной ситуации [1].

Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что в профессиональный модуль может входить два междисциплинарных курса, подразумевающих освоение двух разных профессий. Одним из ярких примеров является профессиональный модуль 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих, для студентов, обучающихся по специальности гостиничное дело- МДК 05.01 Выполнение работ по профессии портье и МДК 05.02 Выполнение работ по профессии горничная?

Ведь согласно стандартам World skills возможно осуществить оценку только одного из МДК, аналогичного компетенции Администрирование отеля. Тогда встает еще один вопрос как оценить практические умения и по профессии горничная?

В декабре 2018 года в Нижегородском колледже малого бизнеса была проведена пилотная версия демоэкзамена для студентов, обучающихся по специальности гостиничное дело. Сам экзамен состоял из двух частей: первая — теоретическая. Студенты в течение двадцати минут отвечали на теоретические вопросы по данному профессиональному модулю.

1.housekeeping — это… (выберите 1 вариант ответа)

a)административная служба

b)административно-хозяйственная служба

c)инженерно-техническая служба

d)отчет, подготавливаемый ночными аудиторами

2.к компьютерным системам бронирования относятся… (выберите 1 вариант ответа)

a)ключ, тур интел, fidelio

b)galileo, невский портье, east line

c)тур резерв, сирена, тур интел

d)ключ, amadeus, эдельвейс

3.к основным документам административно- хозяйственной службы относятся… (выберите 1 вариант ответа)

a)отчет, журнал передачи смены, карта гостя

b)журнал передачи смены, карта движения номерного фонда, отчет

c)задание, договор, журнал передачи ключей

d)отчет, задание, журнал передачи смены

4.портье должен знать (выберите 1 вариант ответа)

a)основы психологии, информацию о гостинице, иностранный язык

b)основы конфликтологии, иностранные языки, информацию о гостинице, о работе в автоматизированных системах управления

c)основы психологии, основы конфликтологии, иностранные языки, информацию о гостинице

d)иностранный язык, достопримечательности города, основы психологии, информацию о гостинице, о работе в автоматизированных системах управления

e)верно все вышеперечисленное

5.к основным услугам относятся (выберите 1 вариант ответа)

a)питание и проживание

b)проживание

c)питание проживание, уборка номера, побудка

d)уборка номера, проживание, питание, аптечка

6.к уборочному инвентарю относится (выберите 1 вариант ответа)

a)швабра, пылесос, тряпки, ведро, моющие средства

b) швабра, пылесос, пылеводосос, веник, ведро

c)швабра, совок, веник, ведро, тряпка

d)швабра, мусорный мешок, совок, ведро, тряпка, пылесос

Вторая часть представляет выполнение занятий по нескольким модулям соответствующим модулям на чемпионате World skills Russia. Однако, большую роль играет и время, предоставленное на проведение испытания. Поскольку, преподавателю был предоставлен один день, поэтому на экзамене были рассмотрены не все модули. Необходимо принимать во внимание материал, изученный студентами по учебному плану. В связи с этим студентам было предложено выбрать карточку с двумя заданиями из разных модулей. Оппонентами учащихся — гостями, были студенты третьего и четвертого курса, обучающиеся по аналогичной специальности.

Модуль № 1 Телефонные переговоры, бронирование по телефону, заселение

Участнику необходимо ответить на телефонные звонки. Нужно использовать точные фразы в правильной последовательности, а также дать всю необходимую информацию, запрашиваемую гостем. Кроме того, необходимо сделать корректное бронирование, с занесением всех необходимых данных в базу, а также заселить гостя согласно стандартным процедурам. Также — юридические требования к документации, электронные и ручные системы для проверки гостей, процедуру выдачи ключей, различные виды традиционных и электронных ключей от номеров, функции и обновление истории гостей, уметь ответить на обычные запросы гостей, таких как ранние утренние звонки, газеты, завтрак, обслуживание номеров.

Первый модуль содержит 1 задание:

Задание 1. Разговор по телефону — запрос бронирования. Прямая бронь. Семья с двумя детьми. Предложить варианты размещения, осуществить бронирование.

Модуль № 2 Помощь гостям во время их пребывания

Студент должен быть готов дать необходимою информацию гостю по месторасположению отеля, об услугах отеля, ответить на запросы гостей, информировать о времени работы всех услуг, предоставляемых отелем.

Второй модуль содержит 3 задания:

Задание 1: Звонок из города. Звонящий интересуется услугами отеля, затем задает вопросы о вещах, не связанных с проживанием в отеле, отвлекая администратора от выполнения работы. Найти решение данной ситуации. Вежливо закончить разговор.

Задание 2: Гость находился в номере и не слышал горничную (спит или принимает ванну).

Задание 3: Гость просит провести повторную уборку номера.

Модуль № 3 Процедура выселения гостей

Студент должен знать и понимать: время выезда, процедуры выставления счетов при выезде гостя, различные типы оплаты, порядок учета авансовых депозитов при подготовке счета. Участник должен уметь работать с документацией, относящейся к регистрации заезда и выезда гостя.

Третий модуль содержит 1 задание:

Задание 1. Процедура выселения, наличные, гость пользовался минибаром, дополнительными услугами.

Рис. 1. Выполнение заданий второго и третьего модуля студентами специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Проведения демоэкзамена в подобной форме позволяет увеличивать шанс на получение более высокого результата у экзаменующихся. Поскольку как и говорилось выше, на показатели.

Работодатели могут оценить, как теоретические знания обучающихся, так и их практические навыки. Тем самым проведение данного испытания способствует усилению взаимодействия между образовательным учреждением и работодателями. Кроме того, работодатель может отметить потенциальных сотрудников своего предприятия и после прохождения практики пригласить на работу в данную гостиницу. Студенты получают опыт, который они смогу примени в будущем в своей профессиональной жизни.

Литература:

  1. https://academy-prof.ru/blog/demonstracionny-ekzamen-v-spo — Демонстрационный экзамен — новый формат подведения итогов обучения
  2. Беляев, Г. С. Психогигиеническая само регуляция [Текст] / С. Г. Беляев, В. С. Лобзин. — М.: Медицина, 1977. — 500с.
  3. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. — М., 1982. — 206 с.
  4. Константинова Т. Б., мастер производственного обучения ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука» Внедрение демонстрационного экзамена в практику профессиональных образовательных организаций в рамках ФГОС ТОП-50: за и против
  5. Платонов, К. К. О системе психологии [Текст] / К. К. Платонов. — М., 1972. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, вариант ответа, Выполнение работ, задание, гость, журнал передачи смены, модуль, основа психологии, профессиональный модуль, иностранный язык.

Ключевые слова

работодатель, психическое состояние, обучающиеся, экзамен, ТОП-50, World Skills Russia, демоэкзамен, среднее профессиональное образовательно учреждение, экзаменационная сессия, контрольно-измерительные материалы

Похожие статьи

Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад»

Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике

Критерии и показатели проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над у...

Мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе

Статья посвящена готовности студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к научно-исследовательской работе.

Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств

В статье рассматриваются вопросы составления компетентностно-ориентированных тестов для текущего и промежуточного контроля в системе контрольно-оценочных средств по профессии «Повар, кондитер», специальности «Технология продукции общественного питани...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Похожие статьи

Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад»

Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике

Критерии и показатели проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над у...

Мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе

Статья посвящена готовности студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к научно-исследовательской работе.

Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств

В статье рассматриваются вопросы составления компетентностно-ориентированных тестов для текущего и промежуточного контроля в системе контрольно-оценочных средств по профессии «Повар, кондитер», специальности «Технология продукции общественного питани...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Задать вопрос