Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада
Автор: Тумайкина Юлия Ивановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 27.03.2019
Статья просмотрена: 1326 раз
Библиографическое описание:
Тумайкина, Ю. И. Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада / Ю. И. Тумайкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4079/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ребенок познаёт окружающий мир через самый доступный для него способ восприятия и переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов. В работе педагога театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты. В образовательную деятельность легко вписывается театрализованная деятельность как игровой приём и форма обучения. В соответствии с новыми требованиями ФГОС, театрализованная деятельность затрагивает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что помогает построить весь педагогический процесс.
Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста: познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок); стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);воспитывать интерес к театр; тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);способствовать развитию творческого потенциала детей; развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства); стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе); воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк или улицы города, или повадки животных);
Сказочные персонажи и игрушки в группе помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, а усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий.
Театрализованная деятельность помогает педагогу в работе с детьми:
− обогащает словарный запас ребенка (исходя из возраста детей пока в основном пассивный);
− активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его);
− развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»);
− повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение);
− тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу);
− эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию);
Чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно не только разнообразить тематику, но включать в театрализованный процесс знакомых детям персонаже по мультфильмам, это позволяет сформировать положительный эмоциональный настрой, ребенок находится в знакомой среде с любимыми игрушками и героями, хочет с ними взаимодействовать-принимая участие в сценках, беседуя об их поведении (тем самым активизируя свою речевую деятельность, обогащая словарный запас).Даже в таком раннем возрасте необходимо использовать игровые элементы для формирования основ национальной культуры. Знакомя с куклами в национальных костюмах, включая их в игровую деятельность ребенка, мы ориентируем его на формирование определенных представлений о культуре и обычаях народа, семье, семейном укладе. Знакомая кукла становится участником детской жизни.
Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников
Сюжетно-ролевые сценки — Малыши разыгрывают короткие диалоги (1–2 реплики) на основе прослушанной сказки, просмотренного мультфильма или предложенной воспитателем ситуации. играть в сюжетно-ролевые игры.
Инсценировки- Малыши представляют заученные сценки, например, на утренниках, развлечениях.
Пальчиковый театр: в первой младшей группе дети осваивают пальчиковые куклы, пытаясь ими проиллюстрировать услышанный сюжет. Манипуляции малыши производят только после того, как педагог детально продемонстрировал все действия персонажа. Пальчиковые игры, игры — имитации, формируют стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, ускоряет процесс речевого и умственного развития;
− Фланелеграф и теневой театр: (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);
− Настольный: (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа), театрализованная деятельность с использованием настольного кукольного театра помогает учить детей координировать движение рук и глаз, сопровождать. движение пальцев с речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи
− верховой театр (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
− театр живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).
В первой младшей группе могут вводиться невербальные импровизации (танцевальные, с помощью мимики, жестов), так как дети еще не всегда хорошо владеют речью, а для полноценного использования театрализованных игр необходимо хорошее владение речью.
Мини-игры. Эта форма театрализованных игр применяется на занятиях для решения познавательных задач. Например, на занятии по рисованию дети, познакомившись с геометрической фигурой «круг», не просто повторяют её очертания на листочках, а рисуют бублик для голодной птички, которая заглянула к ним в гости, и показывают, с каким аппетитом птичка съедает это угощение.
Также можно использовать рассказы или сказки как иллюстрации к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. В работе используются русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. п. Например, такие как: «Кисонька — мурысонька», Пальчик — мальчик, «Мишка — косолапый», «Коза рогатая», «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень — тень — потетень…», «Два веселых гуся» и др.
Демонстрация
В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых играх «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют водителей, сидя на стульях, взрослый демонстрирует движения руками, держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом примерах дети с удовольствием повторяют образец.
Объяснение
Важным условием доступного объяснения является сочетание с демонстрацией. При работе с теневым театром воспитатель сам показывает, что получается при движении рук или направлении пальчиков.
Беседа
Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. В первой младшей группе этот речевой приём реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т. д.?», «Кого в помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др. Во второй младшей группе в беседу включаются вопросы, требующие более развёрнутых ответов, например, «Кто такой кукловод?», «Почему теневой театр так называется?» и пр.
Театрализованная среда является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Роль педагога помочь в процессе формирования духовных потребностей личности ребенка, направлять, обогащать и развивать эту личность, включая ее в активный процесс социализации.