Как подготовить ребенка к школе
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Герасимова Людмила Анатольевна, Маринина Наталья Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 19.04.2019
Статья просмотрена: 1213 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Как подготовить ребенка к школе / А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4137/ (дата обращения: 16.11.2024).
Осталось совсем немного времени до того момента, когда сегодняшние дошколята возьмут в руки портфель и услышат первый звонок на урок. Они пришли в детский сад совсем маленькими, казалось, что до школы еще так много времени. Но время скоротечно. Дети подошли к порогу нового жизненного и очень важного, ответственного этапа в жизни — их переход в школу. Дети этого не бояться, наоборот, они мечтают скорее сесть за парту и носить гордое имя — первоклассник.
А вот у родителей наступает момент волнений и переживаний: как ребенок воспримет своего первого учителя, изменения в своей жизни, новые обязанности, новые друзья и еще… — все вокруг него будет новым, неизвестным им. Их волнуют вопрос как подготовить ребенка к школе: посещать курсы или нет; а может достаточно знаний, полученных в детском саду; а может лучше самим подготовить к обучению в школе. Вопросов много, ответ один — готовить детей к обучению в школе нужно, им это очень поможет в момент адаптации к школе и в дальнейшем обучении.
Школа, на первых порах, может вызвать у ребенка стресс. Он ведь не сможет, как прежде, целый день играть, он должен сидеть несколько уроков по 45 минут за партой, а переменка между уроками всего 10–15 минут. Возвращаясь из школы домой, он тоже не может поиграть в свое удовольствие, нужно опять садиться за стол и делать домашнее задание, причем не по одному предмету. Если ребенок, к моменту поступления в школу, будет уметь читать, писать, считать, ему будет легче справляться как с заданиями на уроке, так и с домашними заданиями. Но справиться со школьной нагрузкой на первых порах будет тяжело каждому.
Готовить ребенка к поступлению в школу необходимо, только делать это нужно с умом. Не надо стараться записывать его на всевозможные курсы и стараться впихнуть в его голову как можно больше знаний. Нельзя требовать от ребенка отличных результатов сразу. Не надо пугать ребенка, что если он чему-то не научиться сейчас — ему прямая дорога в дворники. Ребенок очень быстро устанет от такой умственной и эмоциональной перегрузки, станет более рассеянным и не внимательным. А самое главное, он может вообще потерять интерес к любому обучению. У ребенка переход в школу будет ассоциироваться с чем-то негативным. Родители должны помнить, уметь писать, считать и читать — не значит быть готовым к обучению. Быть готовым к обучению — уметь и желать учиться этому.
Подготовка к школе подразумевает под собой не знание программы первого класса, а помощь в адаптации к условиям и требованиями в школе. И в этом есть разумное зерно — будущий первоклассник познакомиться со школой изнутри, привыкнет ко всему, что его окружает, познакомится со своим будущим учителем и будущими одноклассниками, научится сотрудничать с ними.
А самое главное, подготовка к обучению в школе — не только овладение определенным объемом знаний, а психологическая, социальная, мотивационная, волевая и, наконец, интеллектуальная готовность. Что же включают в себя эти понятия?
Ответственное отношение к школе и освоению учебных навыков, знаний; умение осознанно контролировать свое поведение; строить свои отношения с учителем и одноклассниками — входит в понятие психологической готовности.
К социальной готовности можно отнести умение ребенка вежливо общаться со сверстниками и взрослыми, слушая и не перебивая их, находить конструктивные решения в спорных ситуациях, не проявляя агрессии прислушиваясь к мнению других; признавать авторитет взрослого, адекватно реагируя на замечания; уметь адекватно оценивать свои ошибки и признавать их.
Выполнять свои обязанности школьника, правила поведения в школе, понимать важность уроков и оценок, быть готовым много и прилежно учиться — мотивационная готовность.
Волевая готовность включает в себя способность ребенка, внимательно слушая взрослого и не отвлекаясь на посторонние предметы, сосредоточенно выполнять задание даже если оно ему не нравится; умения контролировать свое поведение, поступки и эмоции. К элементам воли можно отнести и такие качества, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, сосредоточенность, уверенность в себе. Ребенок должен не только понимать учебное задание, на и уметь спланировать и проконтролировать ход его выполнения. Взрослым необходимо объяснить ребенку, что трудности и неудачи в обучении неизбежны, но все они преодолимы и их не нужно бояться.
К интеллектуальной готовности относятся: развитые в соответствии с возрастными нормами память, речь, мышление, внимание, воображение, зрительно-моторная координация; умение ориентироваться в пространстве и времени,
Но отдельно, хотелось бы заострить внимание на развитии речи будущего первоклассника. Богатая, хорошо развитая речь является средством полноценного общения и непременным условием дальнейшего обучения в школе. И здесь уместно напомнить, что уровень развития речи их чада зависит от речи самих взрослых. Родители должны следить за своей речью, а не только за речью ребенка. Речь взрослого должна быть правильной и красивой, без употребления слов-паразитов, нелитературных слов и выражений и сленга. А самое главное, чтобы родители как можно больше и чаще общались со своими детьми.
Возможные проблемы развития речи будущего первоклассника:
— Плохая дикция.
Если у ребенка родители замечают дефекты звукопроизношения, они обязательно должна обратиться к логопеду. Такие дефекты в дальнейшем могут отразиться на письме, так как влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (например: лак — рак, жар — шар, рад — ряд, щель — цель и т. д.)
— Недостаточный словарный запас.
Нарушение лексики может проявляться в ограниченном объеме словаря, неточности употребления слов, преобладание пассивного словаря над активным, недостаточности обобщения и абстракции.
По различным источникам словарный запас ребенка дошкольного возраста составляет 2000–3000 слов. В нем должна присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги и союзы. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Качественный анализ показывает, что больше всего речи дети используют существительные и глаголы. А вот накопление словаря прилагательными и числительными происходит значительно медленнее. Поэтому следует уделять особое внимание качественной стороне овладения лексики, что делает речь более точной, выразительной. Важно объяснять ребенку многозначность слов, учить подбирать антонимы и синонимы, понимать переносный смысл слов и выражений.
— Ошибки в построении различных грамматических конструкций.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, синтаксис — словосочетания и предложения.
Для успешного овладения грамматическими категориями необходимо богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, специальные речевые упражнения. К шести годам ребенок усваивает все основные модели родного языка. Но в русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить.
Поэтому родителям важно предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях словообразования и словоизменения, помогать замечать детям неправильности и ошибки при употреблении, построении предложений. Не следует поправлять речь ребенка, важно повторить это же слово или фразу правильно.
Важно приучать ребенка отвечать полным ответом на вопрос, следить за правильным построением предложения, закреплять умение пользоваться распространенными предложениями, воспитывать умение выражать одну и ту же мысль в разной форме.
— Затруднения при составлении рассказа, пересказа текста.
Умение формулировать вопросы, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, составлять рассказ по картине или серии картин, уметь описывать свои впечатления — вот что необходимо будущему школьнику.
Важно, чтобы родители заботились о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он хотел бы рассказать.
Чтение — первая ступень в обучении родному языку в школе. Однако, надо помнить, что, в первую очередь, нужно научить ребенка слушать и слышать из каких звуков состоят слова, научить звуковому анализу слов.
Ребенок должен уметь выделять звук на фоне слова, то есть определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), определять количество звуков в слове и их последовательность.
Регулярная работа с ребенком предупредит появление у него многих школьных проблем.
Хочется остановиться на вечернем чтении книг. Даже если ребенок уже научился самостоятельно читать, но у него есть потребность в том, чтобы ему читали, надо удовлетворять его желание. После чтения следует провести беседу о том, как и что понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочитанного, учит связанной, последовательной речи. Чтение художественной литературы воспитывает усидчивость, внимание, память, логическое мышление, учит сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Литература:
- Бородич А. М. Методика развития речи детей.; М.; 1981г.
- Волков Б. С, Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе, С.- П, Питер Пресс. 2008 г.
- Липская Н. М., И. М. Мальцева, Пятак С. В., Сорокина Т. В. «Годовой курс подготовки к школе» для детей 6–7 лет. М.: Изд-во «Эксмо», 2016 г.
- Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? М., 1993 г.