Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.04.2019

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Барыкина, Н. В. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские» / Н. В. Барыкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4147/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель: Формирование у детей знаний о возникновении славянской письменности и ее создателях — святых равноапостольных Кирилле и Мефодии.

Задачи:

− Знакомить детей с историей возникновения первой азбуки-кириллицы, письменности у славянских народов, жизнью и деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия;

− Развивать у детей мышление, творческое воображение и эстетическое восприятие;

− Способствовать развитию нравственных качеств, формирование духовно-нравственной культуры;

− Воспитывать уважение к создателям кириллицы, национальную гордость за свой язык;

− Обогащать словарный запас детей словами «кириллица», «славяне», «письменность», «свиток» и др.

Оборудование иматериалы: мультимедийное оборудование, проектор, презентация «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские», деревянный ларец, свитки с загадками, свиток с кириллицей, стол с 5 народными куклами, искусственный дуб, буквы Ж, Д;

Предварительная работа:

Экскурсия в храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рассматривание иллюстраций первой азбуки, Библии.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

Педагог с детьми стоят в кругу, взявшись за руки:

Придумано кем — просто и мудро

При встрече здороваться:

—Доброе утро! Солнце и птицы!

—Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, пожелаем каждому хорошего доброго дня.

Сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками. У меня в руках старинный ларец. Давайте в него заглянем и узнаем, что же в нем находится?

Поисковый этап:

ИКТ Слайд 1: Закрытый ларец

Педагог:Посмотрите, что это такое? Ларец знаний!

ИКТ Слайд 2: Открытый ларец. Здравствуйте, ребята! Я — ЛАРЕЦ ЗНАНИЙ! Кто в меня заглянет, тот много нового узнает!

Педагог: Уважаемый Ларец Знаний! Сегодня я хотела рассказать ребятам о первоучителях славянских- братьях Кирилле и Мефодии.

ИКТ Слайд 3: Появляется Ларец со свитком. Голос: В моем Ларце Знаний есть древний свиток. Прочитав его, вы узнаете о том, кто такие Кирилл и Мефодий, что они сделали для славян, что такое кириллица и многое другое.

Педагог: Ну, что ребята, давайте заглянем в Ларец Знаний, возьмем древний свиток и узнаем из него историю возникновения славянской письменности (берет свиток с посланием). Показ презентации.

ИКТ Слайд 4: Очень давно, много веков назад жили на земле древние предки многих из нас — славяне. Предки — это прабабушки и прадедушки наших прабабушек и прадедушек. Вот как давно это было.

ИКТ Слайд 5: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины разводили огород: выращивали капусту, свеклу, репу. Ткали, шили, пряли, готовили пищу.

ИКТ Слайд 6: Славяне были земледельцами: они обрабатывали землю и выращивали пшеницу, рожь, лен, ячмень.

ИКТ Слайд 7:Также славяне делали традиционные игрушки — куклы из соломы, сена, ткани. Их делали без ножниц, ножей, иголок. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали. Мамы делали таких кукол для своих детей.

ИКТ Слайд 8: Славяне не только много трудились, но и любили хорошо отдохнуть. Они пели, веселились, водили хороводы, плели венки из цветов, отмечали свои праздники. Но одно огорчало славян: не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни читать, ни писать.

ИКТ Слайд 9:Итогда славянские князья Ростислав и Святополк попросили греческого царя Михаила отправить к ним учителя. «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

ИКТ Слайд 10: И тогда греческий царь Михаил решил отправить к славянам очень образованных людей из города Солунь, двух братьев: Кирилла и Мефодия.

ИКТ Слайд 11: В греческом городе Солуни в 9 веке проживали два брата: Константин и Михаил. С самого детства они были добрые, послушные, любознательные, любили учиться. В семье было 7 детей: Михаил был самым старшим, а Константин самым младшим.

ИКТ Слайд 12: Все братья получили отличное образование. Когда они выросли, много профессий перепробовали, но, в конце концов, решили посвятить себя служению Богу. Михаил удалился в монастырь, принял монашество и взял себе имя Мефодий.

Константин с детства проявлял способности к иностранным языкам. Но тоже, как и брат, выбрал монастырь, принял монашество и взял себе имя Кирилл.

Братья были христианами, знали много языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили их с Библией.

ИКТ Слайд 13: И вот вызвал греческий царь Михаил двух ученых братьев и попросил их создать для славян азбуку. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», — сразу решили братья.

Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. В ней было 43 буквы: часть из них (24 буквы) была взята из греческого алфавита, а некоторые буквы (19) придуманы для передачи звуков славянской речи. По имени одного из братьев её назвали кириллицей.

ИКТ Слайд 14: Вот она кириллица — древняя славянская азбука. В славянской азбуке каждая буква имела свое название, у которого есть свое значение.

ИКТ Слайд 15: Посмотрите, что это за буква? Да, мы знаем ее, как «А». А в кириллице она звучит как Аз, по-славянски Я. А что это за буква? В кириллице она звучит как Буки. Буки – значит буквы. А эта буква? Да, В, Веди, значит ведать, знать. Послушайте, что я произнесу: АзБукиВеди. Я говорю: я знаю буквы. А на что еще похоже сочетание букв АзБуки? Да, на слово азбука. По первым двум буквам славянского алфавита и назвали Азбуку. Вы видите, что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово. И вся кириллица — это добрые буквы, добрые слова, так как они были созданы Кириллом и Мефодием с добром, верой.

ИКТ Слайд 16: За многие века алфавит претерпел ряд изменений. Количество букв уменьшилось. Сейчас он насчитывает 33 буквы. Но это уже и неважно. А важно то, что братья Кирилл и Мефодий открыли славянам путь к письменности, возможность читать книги, слушать церковные службы на родном, понятном для них языке. Библия — первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык.

ИКТ Слайд 17: Братья не только создали азбуку, но и открыли школы, в которых они и их ученики начали обучать славян грамоте. Они перевели на славянский язык богослужебные книги. Теперь и богослужение в храмах проходило на родном народу языке.

ИКТ Слайд 18: Солунские братья — гордость всего славянского мира. Мы благодарны братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам азбуку. Это случилось в 863 году. После своей смерти Кирилл и Мефодий были причислены православной церковью к лику святых. Их стали называть святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

ИКТ Слайд 19:Именами первоучителей славянских Кирилла и Мефодия названы храмы во многих городах нашей страны. Вот так Кирилл и Мефодий и после своей смерти объединяют людей для дружбы и общения.

ИКТ Слайд 20: В нашей стране ежегодно 24 мая отмечается государственный праздник, посвященный братьям из Солуни. Он называется День славянской письменности и культуры.

Память о Кирилле и Мефодии увековечена в памятниках во всех уголках земли славянской. Их имена навечно записаны в историю славянских народов.

Ну вот, ребята, теперь вы знаете, кем были Кирилл и Мефодий, что они сделали для славян.

Практический этап:

Слайд 21 ЛАРЕЦ (голос):Ну, что, ребята, получили новые знания? Но это еще не все. В моем ларце знаний есть древний свиток с зашифрованным посланием ваших предков — славян. Отгадаете три загадки — получите три слова этого послания. Для помощи используйте кириллицу. И помните: отгадки вокруг вас.

Педагог достает свиток с первой загадкой, на котором нарисованы лед, лук, лошадь. Загадка: «Буква ржет и всех катает, по весне на речке тает, может стрелами разить и чужие слезы лить». Ребята, какая буква здесь зашифрована? (Л). Как буква Л в кириллице звучит? Давайте откроем свиток с кириллицей. Л-ЛЮДИ.

Уважаемый Ларец Знаний! Мы готовы назвать первое слово: ЛЮДИ

ИКТ Слайд 22: Появляется слайд со словом ЛЮДИ

Педагог:Отлично, ребята, мы отгадали первое слово! Теперь надо отгадать вторую загадку и найти следующую букву зашифрованного послания (берет из ларца свиток со второй загадкой).

Загадка: «Волосы льняные, в них ленточки цветные, с лоскутков ее скрутила, в сарафанчик нарядила. Сарафанчик из сукна, догадайтесь, кто она? 1,2,3,4,5- там и будем мы искать.

Дети отгадывают загадку — это кукла. Подходят к столу, на котором стоят народные куклы. Считают кукол и в пятой кукле находят букву Ж. В кириллице буква Ж озвучит как ЖИВЕТЕ

Педагог:Уважаемый Ларец Знаний! Мы готовы назвать второе слово: ЖИВЕТЕ

ИКТ Слайд 23: Появляется слайд со словом ЖИВЕТЕ

Педагог: Ребята, вы молодцы! Осталась еще одна загадка, и мы разгадает послание древних славян (берет из ларца свиток с третьей загадкой).

Загадка: «В лесу, среди берез, осин растет огромный исполин. Кудрявой кроною большой шумит в лесах он день-деньской. Он- царь деревьев на Руси! (кого угодно ты спроси!) Его обходит лесоруб- ведь слишком тверд и крепок… ДУБ.

В группе стоит дерево дуб, в нем буква Д. По кириллице дети узнают слово — ДОБРО.

Педагог:Уважаемый Ларец Знаний! Мы готовы назвать третье слово: ДОБРО

ИКТ Слайд 24: Появляется слайд ЛЮДИ ЖИВЕТЕ ДОБРО

Педагог:Впереводесдревнеславянского языка это означает Люди, живите вдобре! Молодцы, расшифровали древнее послание славян.Ребята, а что значит жить в добре? (Ответы детей: это значит не совершать плохих поступков, не обижать слабых, животных, помогать друг другу). Так и будем поступать.

ИКТ ЛАРЕЦ (голос): Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями и расшифровали древнее послание славян: «Люди, живите в добре!» Так и поступайте. А мне пора! До свидания, друзья!

ИКТ Слайд 25: Ларец закрытый, исчезает.

Рефлексивно-оценочный этап:

Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о Кирилле и Мефодии). Кем они были? Что они сделали для славян? Что такое кириллица?

Благодаря Кириллу и Мефодию мы можем писать, читать книги. Из книг мы узнаем много нового, получаем новые знания. Знания делают людей мудрыми, разумными. Педагог дарит детям цветные мелки, чтобы они рисовали и писали буквы во время прогулки.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Последующая работа:

− Рассматривание кириллицы;

− Написание цветными мелками букв на прогулочном участке.

− Создание куклы- оберега.

Литература:

  1. Лощин Ю. М. «Кирилл и Мефодий», изд. Молодая гвардия, г. Москва, 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): Слайд, ИКТ, буква, Ларец Знаний, брат, загадка, кириллица, ребята, славянин, слово.

Похожие статьи

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Война — не место для детей»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Комнатные растения — спутники жизни»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения для детей среднего дошкольного возраста «Зайка-непослушайка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «В поисках паспорта здоровья в стране Здоровейка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Криворучки» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Война — не место для детей»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Комнатные растения — спутники жизни»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения для детей среднего дошкольного возраста «Зайка-непослушайка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «В поисках паспорта здоровья в стране Здоровейка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Криворучки» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос