Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские»
Автор: Барыкина Наталья Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 20.04.2019
Статья просмотрена: 359 раз
Библиографическое описание:
Барыкина, Н. В. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские» / Н. В. Барыкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4147/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: Формирование у детей знаний о возникновении славянской письменности и ее создателях — святых равноапостольных Кирилле и Мефодии.
Задачи:
− Знакомить детей с историей возникновения первой азбуки-кириллицы, письменности у славянских народов, жизнью и деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия;
− Развивать у детей мышление, творческое воображение и эстетическое восприятие;
− Способствовать развитию нравственных качеств, формирование духовно-нравственной культуры;
− Воспитывать уважение к создателям кириллицы, национальную гордость за свой язык;
− Обогащать словарный запас детей словами «кириллица», «славяне», «письменность», «свиток» и др.
Оборудование иматериалы: мультимедийное оборудование, проектор, презентация «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские», деревянный ларец, свитки с загадками, свиток с кириллицей, стол с 5 народными куклами, искусственный дуб, буквы Ж, Д;
Предварительная работа:
Экскурсия в храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рассматривание иллюстраций первой азбуки, Библии.
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап:
Педагог с детьми стоят в кругу, взявшись за руки:
Придумано кем — просто и мудро
При встрече здороваться:
—Доброе утро! Солнце и птицы!
—Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, пожелаем каждому хорошего доброго дня.
Сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками. У меня в руках старинный ларец. Давайте в него заглянем и узнаем, что же в нем находится?
Поисковый этап:
ИКТ Слайд 1: Закрытый ларец
Педагог:Посмотрите, что это такое? Ларец знаний!
ИКТ Слайд 2: Открытый ларец. Здравствуйте, ребята! Я — ЛАРЕЦ ЗНАНИЙ! Кто в меня заглянет, тот много нового узнает!
Педагог: Уважаемый Ларец Знаний! Сегодня я хотела рассказать ребятам о первоучителях славянских- братьях Кирилле и Мефодии.
ИКТ Слайд 3: Появляется Ларец со свитком. Голос: В моем Ларце Знаний есть древний свиток. Прочитав его, вы узнаете о том, кто такие Кирилл и Мефодий, что они сделали для славян, что такое кириллица и многое другое.
Педагог: Ну, что ребята, давайте заглянем в Ларец Знаний, возьмем древний свиток и узнаем из него историю возникновения славянской письменности (берет свиток с посланием). Показ презентации.
ИКТ Слайд 4: Очень давно, много веков назад жили на земле древние предки многих из нас — славяне. Предки — это прабабушки и прадедушки наших прабабушек и прадедушек. Вот как давно это было.
ИКТ Слайд 5: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины разводили огород: выращивали капусту, свеклу, репу. Ткали, шили, пряли, готовили пищу.
ИКТ Слайд 6: Славяне были земледельцами: они обрабатывали землю и выращивали пшеницу, рожь, лен, ячмень.
ИКТ Слайд 7:Также славяне делали традиционные игрушки — куклы из соломы, сена, ткани. Их делали без ножниц, ножей, иголок. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали. Мамы делали таких кукол для своих детей.
ИКТ Слайд 8: Славяне не только много трудились, но и любили хорошо отдохнуть. Они пели, веселились, водили хороводы, плели венки из цветов, отмечали свои праздники. Но одно огорчало славян: не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни читать, ни писать.
ИКТ Слайд 9:Итогда славянские князья Ростислав и Святополк попросили греческого царя Михаила отправить к ним учителя. «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».
ИКТ Слайд 10: И тогда греческий царь Михаил решил отправить к славянам очень образованных людей из города Солунь, двух братьев: Кирилла и Мефодия.
ИКТ Слайд 11: В греческом городе Солуни в 9 веке проживали два брата: Константин и Михаил. С самого детства они были добрые, послушные, любознательные, любили учиться. В семье было 7 детей: Михаил был самым старшим, а Константин самым младшим.
ИКТ Слайд 12: Все братья получили отличное образование. Когда они выросли, много профессий перепробовали, но, в конце концов, решили посвятить себя служению Богу. Михаил удалился в монастырь, принял монашество и взял себе имя Мефодий.
Константин с детства проявлял способности к иностранным языкам. Но тоже, как и брат, выбрал монастырь, принял монашество и взял себе имя Кирилл.
Братья были христианами, знали много языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили их с Библией.
ИКТ Слайд 13: И вот вызвал греческий царь Михаил двух ученых братьев и попросил их создать для славян азбуку. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», — сразу решили братья.
Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. В ней было 43 буквы: часть из них (24 буквы) была взята из греческого алфавита, а некоторые буквы (19) придуманы для передачи звуков славянской речи. По имени одного из братьев её назвали кириллицей.
ИКТ Слайд 14: Вот она кириллица — древняя славянская азбука. В славянской азбуке каждая буква имела свое название, у которого есть свое значение.
ИКТ Слайд 15: Посмотрите, что это за буква? Да, мы знаем ее, как «А». А в кириллице она звучит как Аз, по-славянски Я. А что это за буква? В кириллице она звучит как Буки. Буки – значит буквы. А эта буква? Да, В, Веди, значит ведать, знать. Послушайте, что я произнесу: АзБукиВеди. Я говорю: я знаю буквы. А на что еще похоже сочетание букв АзБуки? Да, на слово азбука. По первым двум буквам славянского алфавита и назвали Азбуку. Вы видите, что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово. И вся кириллица — это добрые буквы, добрые слова, так как они были созданы Кириллом и Мефодием с добром, верой.
ИКТ Слайд 16: За многие века алфавит претерпел ряд изменений. Количество букв уменьшилось. Сейчас он насчитывает 33 буквы. Но это уже и неважно. А важно то, что братья Кирилл и Мефодий открыли славянам путь к письменности, возможность читать книги, слушать церковные службы на родном, понятном для них языке. Библия — первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык.
ИКТ Слайд 17: Братья не только создали азбуку, но и открыли школы, в которых они и их ученики начали обучать славян грамоте. Они перевели на славянский язык богослужебные книги. Теперь и богослужение в храмах проходило на родном народу языке.
ИКТ Слайд 18: Солунские братья — гордость всего славянского мира. Мы благодарны братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам азбуку. Это случилось в 863 году. После своей смерти Кирилл и Мефодий были причислены православной церковью к лику святых. Их стали называть святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
ИКТ Слайд 19:Именами первоучителей славянских Кирилла и Мефодия названы храмы во многих городах нашей страны. Вот так Кирилл и Мефодий и после своей смерти объединяют людей для дружбы и общения.
ИКТ Слайд 20: В нашей стране ежегодно 24 мая отмечается государственный праздник, посвященный братьям из Солуни. Он называется День славянской письменности и культуры.
Память о Кирилле и Мефодии увековечена в памятниках во всех уголках земли славянской. Их имена навечно записаны в историю славянских народов.
Ну вот, ребята, теперь вы знаете, кем были Кирилл и Мефодий, что они сделали для славян.
Практический этап:
Слайд 21 ЛАРЕЦ (голос):Ну, что, ребята, получили новые знания? Но это еще не все. В моем ларце знаний есть древний свиток с зашифрованным посланием ваших предков — славян. Отгадаете три загадки — получите три слова этого послания. Для помощи используйте кириллицу. И помните: отгадки вокруг вас.
Педагог достает свиток с первой загадкой, на котором нарисованы лед, лук, лошадь. Загадка: «Буква ржет и всех катает, по весне на речке тает, может стрелами разить и чужие слезы лить». Ребята, какая буква здесь зашифрована? (Л). Как буква Л в кириллице звучит? Давайте откроем свиток с кириллицей. Л-ЛЮДИ.
Уважаемый Ларец Знаний! Мы готовы назвать первое слово: ЛЮДИ
ИКТ Слайд 22: Появляется слайд со словом ЛЮДИ
Педагог:Отлично, ребята, мы отгадали первое слово! Теперь надо отгадать вторую загадку и найти следующую букву зашифрованного послания (берет из ларца свиток со второй загадкой).
Загадка: «Волосы льняные, в них ленточки цветные, с лоскутков ее скрутила, в сарафанчик нарядила. Сарафанчик из сукна, догадайтесь, кто она? 1,2,3,4,5- там и будем мы искать.
Дети отгадывают загадку — это кукла. Подходят к столу, на котором стоят народные куклы. Считают кукол и в пятой кукле находят букву Ж. В кириллице буква Ж озвучит как ЖИВЕТЕ
Педагог:Уважаемый Ларец Знаний! Мы готовы назвать второе слово: ЖИВЕТЕ
ИКТ Слайд 23: Появляется слайд со словом ЖИВЕТЕ
Педагог: Ребята, вы молодцы! Осталась еще одна загадка, и мы разгадает послание древних славян (берет из ларца свиток с третьей загадкой).
Загадка: «В лесу, среди берез, осин растет огромный исполин. Кудрявой кроною большой шумит в лесах он день-деньской. Он- царь деревьев на Руси! (кого угодно ты спроси!) Его обходит лесоруб- ведь слишком тверд и крепок… ДУБ.
В группе стоит дерево дуб, в нем буква Д. По кириллице дети узнают слово — ДОБРО.
Педагог:Уважаемый Ларец Знаний! Мы готовы назвать третье слово: ДОБРО
ИКТ Слайд 24: Появляется слайд ЛЮДИ ЖИВЕТЕ ДОБРО
Педагог:Впереводесдревнеславянского языка это означает Люди, живите вдобре! Молодцы, расшифровали древнее послание славян.Ребята, а что значит жить в добре? (Ответы детей: это значит не совершать плохих поступков, не обижать слабых, животных, помогать друг другу). Так и будем поступать.
ИКТ ЛАРЕЦ (голос): Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями и расшифровали древнее послание славян: «Люди, живите в добре!» Так и поступайте. А мне пора! До свидания, друзья!
ИКТ Слайд 25: Ларец закрытый, исчезает.
Рефлексивно-оценочный этап:
Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о Кирилле и Мефодии). Кем они были? Что они сделали для славян? Что такое кириллица?
Благодаря Кириллу и Мефодию мы можем писать, читать книги. Из книг мы узнаем много нового, получаем новые знания. Знания делают людей мудрыми, разумными. Педагог дарит детям цветные мелки, чтобы они рисовали и писали буквы во время прогулки.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Последующая работа:
− Рассматривание кириллицы;
− Написание цветными мелками букв на прогулочном участке.
− Создание куклы- оберега.
Литература:
- Лощин Ю. М. «Кирилл и Мефодий», изд. Молодая гвардия, г. Москва, 2013г.