Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»
Авторы: Гафанович Елена Яковлевна, Cоколов Иван Михайлович, Конобеева Елена Владимировна, Мартынович Татьяна Валерьевна, Долгова Екатерина Львовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 26.04.2019
Статья просмотрена: 151 раз
Библиографическое описание:
Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения» / Е. Я. Гафанович, И. М. Cоколов, Е. В. Конобеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4165/ (дата обращения: 19.12.2024).
Практические занятия по дисциплине «факультетская терапия с курсом медицинской генетики» проходят циклами из 18 учебных дней, продолжительность занятия от 4 до 6 академических часов. Занятие в себя включает классические методы обучения: разбор темы путем опроса, курация больного, обсуждение пациента, тестирование по теме и т. д. Продолжительность каждого вида работы 40–60 минут. Каждый из данных видов деятельности трудоемкий и энергоемкий. На стадии утомления студентов необходимо задействовать альтернативные методики для сохранения эффективности усвоения материала. К методикам позволяющим поддерживать интерес студентов относятся различные деловые игры. Одна из них — это деловая игра «Пациент на этапе стационарного лечения».
Деловые игры вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Они имитируют реальные события, возникающие в профессиональной деятельности, и представляют собой самостоятельный метод обучения. Деловые игры дают возможность постадийно смоделировать любой процесс и показать обучающимся к каким конечным результатам приведут их решения. При обучении студентов методом деловых игр складываются благоприятные условия для раскрытия творческих способностей, возможностей логического мышления и быстрого формирования необходимых навыков в условиях фактического взаимодействия с единомышленниками. [1, c 33]
Имитация ситуаций профессиональной деятельности приближена к реальным ситуациям за счет выполнения каждым участником игры определенной роли. Также участники игры могут подходить к своей роли творчески, в результате чего могут появиться совершенно новые подходы к решению различного рода конфликтных ситуаций в ходе профессиональной деятельности. [2, с. 37]
Описание деловой игры:
Деловая игра имеет поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего. Обязательными элементами деловой игры являются: описание объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; система оценки хода и результатов игры, заранее разработанная и используемая в данной игре; правила, регулирующие ход игры; элементы соревнования. [2, с. 59]
В начале цикла преподаватель методом случайного выбора раздает студентам карточки с диагнозом, на подготовку к игре дается несколько дней. Сам преподаватель не знает какой «диагноз» у каждого конкретного студента. Студенты самостоятельно в течение нескольких дней продумывают свою легенду.
В условленный день преподаватель в качестве доктора ведет опрос по одному студенту в присутствие всей группы, не зная какой диагноз на карточке у данного студента. Вопросы строятся так словно это реальный пациент. Опрос занимает от 10 до 40 минут в зависимости от сложности и разветвленности «легенды». В конце опроса преподаватель и остальная часть группы должны угадать заданный диагноз и определить совместно соответствие легенды и диагноза полученной карточке.
Особенности деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения».
Обязательным условием данной игры является «нахождение пациента в стационаре», что подразумевает обращение пациента к врачам, трактовка их реакций, наличие диагностических и лечебных процедур, динамика самочувствия. Это условие заставляет студентов вспомнить свой практический опыт и внимательно относится к опросу реальных пациентов в течение цикла.
Опрос ведет преподаватель, обладающим «искусством» постановки вопросов и представляющий протекание заболевания со всеми организационными аспектами. Этот подход выявляет все неучтенные детали в «легенде», представления студентов о реальности, степень подготовленности.
Преподаватель и группа не знают «диагноз» конкретного студента, что вызывает интерес у всех участников — правильно угадать. Также это порождает дискуссию при сопоставлении догадок и заданного диагноза на карточке.
Огромное количество необходимых деталей дает пространство для творческого подхода. Студентам интересно придумывать обстоятельства происходящего. Например, вопрос преподавателя: «Когда впервые Вы почувствовали перебои в работе сердца?». Ответ студента: «Я работаю в библиотеке, мне понадобилось достать книгу с верхней полки, я встала на лестницу и тут почувствовала учащенное аритмичное сердцебиение».
Преподаватель задает вопросы практической направленности, что обуславливает рассмотрение деталей диагностических и лечебных процедур и по ходу обсуждения преподаватель уточняет, как это происходит на практике. Такая ситуативно-обусловленная подача информации лучше запоминается, чем обезличенное перечисление пунктов плана обследования и лечения.
Такой вид работы позволяет студентам обучаться «искусству» опроса.
Деловая игра обычно проводится после реализации основных этапов занятия на стадии утомления студентов, так как подготовка к игре проводится дома и не требует от студента работы с незнакомым ему материалом. Таким образом, удается поддерживать интерес студентов к обучению, тем самым обеспечивать эффективность усвоения материала.
В процессе реализации деловой игры проявляются такие функциональные характеристики, как целесообразность, целеполагание, управляемость, эволюционность, адаптивность, оперативность, катастрофичность, интерактивность, кульминация, которые обеспечивают фундаментальность и научность данной технологии. [2, с. 65]
Для изучения мнения студентов о проводимой игре было проведено анкетирование. В исследовании участвовало 50 студентов.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1) Понравилось ли участие в игре?
2) Сложно ли было отвечать на вопросы преподавателя?
3) Считаете ли Вы, что хорошо подготовились к игре?
4) Много ли времени заняла домашняя подготовка?
5) Много ли пришлось импровизировать в процессе игры?
6) Считаете ли Вы свой клинический опыт достаточным для участия в подобной игре?
7) Оказались ли Ваши знания достаточно близки к практике?
8) Расширились ли Ваши практические представления по изучаемой теме?
9) Хотелось ли Вам проявить креативность в создании «легенды»?
10) Интересно ли было наблюдать за диалогом другого студента и преподавателя?
Подводя итог анализа результатов анкетирования студентов, можно выделить следующие положения:
1) игровой вид работы воспринимается положительно;
2) студентам нравятся творческие и нестандартные задания;
3) в течение игры приходится достаточно много импровизировать, что свидетельствует о разобщении теоретических и практических знаний;
4) студенты сожалеют о недостаточном практическом опыте;
5) игра развивает адаптивность и оперативнсть студентов;
6) в течение игры реализуется принцип целесообразности и целеполагания;
7) управляемость и эволюционность заложены в правилах игры;
8) процесс «отгадывания» диагноза в результате наблюдения за диалогом преподавателя и студента является кульминацией игры;
9) именно интерактивность игры позволяет достичь наибольшую эффективности в усвоение знаний.
Обсуждение впечатлений о деловой игре преподавателями проводилось в форме произвольных ответов на вопросы короткой анкеты:
1) Понравилось ли участие в игре?
2) Считаете ли Вы, что студенты «хорошо» подготовились к игре?
3) Много ли пришлось студентам импровизировать в процессе игры?
4) Оказались ли знания студентов достаточно близки к практике?
5) Наблюдали ли Вы творческий подход к созданию «легенды»?
6) Считаете ли Вы такой метод эффективным?
Итоги обсуждения можно резюмировать следующим образом:
– преподавателям нравится участвовать в играх, так как это вносит разнообразие в энергоемкий педагогический труд;
– студенты подготовились к игре «плохо», но интересно;
– студенты много импровизируют в течение игры, так как заранее не предполагают на какие вопросы нужно иметь заготовленные ответы, и это связано с небольшим клиническим опытом и недостаточным собственным умением опрашивать пациентов;
– теоретические знания по конкретным заболеваниям перевести в практические студентам сложно, часто ответы звучат фразами из учебного материала. Например: вопрос преподавателя — «Что Вас беспокоит?», ответ студента — «Меня беспокоит эмфизема легких».
– подход студентов очень творческий и это крайне интересно;
– метод эффективен с точки зрения интерактивности, выявляются слабые места в знаниях и подходах, которые удается восполнять в течения процесса игры.
Выводы:
Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта [1, c. 37], в процессе деловой игры происходит выявление пробелов в знаниях студентов, которые в запоминающейся форме могут быть восполнены. Данный вид игры дает возможность проявить личный творческий потенциал. Несмотря на участие всей группы представляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом с оценкой глубины знаний и умения ориентироваться в различных областях медицины. В данном формате происходит активная передача практического опыта от преподавателя к студентам.
Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что одним из важнейших принципов обучения действительно является связь теории с практикой. [4, c. 55]
Наличие обратной связи в имитационной системе (в данном конкретном случае — в деловой игре), благодаря неоднократному проигрыванию различных ситуаций, позволяет играющим, анализируя результаты, накапливать опыт обучаться и на каждом последующем этапе обучения принимать более эффективные решения. [4, c. 55]
Игровые методики являются важным компонентом обучения, они позволяют выходить за стандартные рамки разбора тематик, поддерживать интерес студентов в течение всего занятия и использовать полноценно учебное время.
Литература:
- Лядова И. И. Деловая игра как эффективный метод обучения студентов. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1 (1). С. 33–37
- Павлов Е. Г. Деловая игра в образовании. Научный поиск. 2015. № 3.3. С. 37–38
- Чепрасова Т. В., Синева А. А. Деловая игра, как важный компонент современной дидактической системы ВУЗА. Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 58–66
- Дынина Н. В., Матинова Т. А., Тамберг О. А. Учебные кейсы и деловые игры в ходе научно-педагогической практики магистров. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2009. № 1. С. 40–55.