Компетентностный подход в высшем образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 14.07.2015

Статья просмотрена: 3350 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова, А. А. Компетентностный подход в высшем образовании / А. А. Хусаенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/243/ (дата обращения: 17.10.2024).

 

Опережающий характер профессионального образования требует формирования готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня», в том числе за счет повышения его адаптационных возможностей. Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) — актуализированное в определенной профессиональной ситуации потенциальное действие. С практической точки зрения смещение приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым дополнение «знаниевого» подхода в образовании «компетентностным». Понятие компетентности обеспечивается в БГМУ за счет 3 основных аспектов:

1)     овладение нужными умениями и навыками,

2)     юридического соответствия,

3)     достаточного опыта для занятий профессиональной деятельностью.

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. е. готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:

        компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

        компетенции в сфере общественной деятельности направленные на выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива;

        компетенции в сфере трудовой деятельности позволяющие анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации;

        компетенции в сфере культурной деятельности включающие возможность рационального выбора путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащения личности;

        компетенции в бытовой сфере включающие аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья.

Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным формирование на их основе профессиональных компетенций специалиста. Реализация такой модели в образовательном процессе на кафедрах университета, обеспечивающих подготовку выпускников осуществляется путем использования технологий активного обучения:

        решения ситуационных задач с самостоятельным поиском данных в нормативных учебно-методических материалах и других источниках информации;

        исследовательских работ студентов (под контролем преподавателя и самостоятельно);

        выполнения курсовых работ, составление научных обзоров и рефератов.

Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их решения (сбор доказательств по достоверности выдвинутой гипотезы, анализ полученных данных, разработка мероприятий по управлению профессиональной ситуацией — «принципы и методы доказательной медицины).

Преподавание ориентировано не только на формирование у студентов профессиональных знаний и умений, предусмотренных образовательными программами на всех кафедрах, входящих в систему подготовки выпускников, но и на повышение их психологической компетентности. Специализированные темы по биоэтике кафедр психологии и философии, дисциплины элективов, социально-психологический тренинг общения, коммуникативная мастерская медицинского работника, религиозная этика, этика и эстетика, морально-правовые основы деятельности врача и провизора, социокультурное основание медицинских знаний предназначены для целенаправленного формирования у студентов умения взаимодействовать с самим собой, с коллегами, с социумом, в котором будет разворачиваться в дальнейшем их профессиональная деятельность. Стимулирование преподавателями личностного роста студентов, создание условий для повышения их психологического возраста, осознания собственной системы ценностей, в логике которых принимаются каждодневные решения, являются необходимым требованием к технологии проведения практических занятий на всех кафедрах додипломного этапа обучения.

Использование методики предметно-профессионального обучения обеспечивает реализацию принципа фундаментализации додипломного этапа образования. На основе концепции деятельностного (активного) подхода к освоению дисциплин у студентов формируются умения решать смоделированные, а затем и реальные профессиональные задачи путем использования «аппарата» (теоретических положений, фактических данных, методических приемов, технических средств и т. п.) всех дисциплин, входящих в типовой учебный план.

На всех кафедрах БГМУ для обучения и контроля знаний студентов, кроме традиционных методов обучения, широко используются, решение кейс-заданий, проведение деловых игр. На клинических кафедрах обязательным является написание и последующий разбор анализа истории болезни.

Организационные формы обучения студентов на клинических кафедрах основаны на принципе «приближения студентов к постели больного» и увеличении количества нозологических форм, демонстрируемых на практических занятиях. Процесс познания при этом движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами: констатацией (регистрацией) фактов и их теоретическим осмыслением, изучением нозологических форм и выработкой критериев постановки диагноза с определением методов и тактики оперативного лечения. Разрешение противоречий между субъективной оценкой студента и объективными данными о больном (результат знаний о заболевании, физикального обследования и данных инструментальных методов исследования) при постановке диагноза и выработке тактики лечения происходит на основе современных знаний общих закономерностей возникновения и течения типичных патологических процессов, позволяет формировать у студента клиническое мышление.

Для подготовки выпускников практикуются различные формы привлечения работников практического здравоохранения к учебному процессу:

  курация/работа студентов во время учебной и производственной практики;

  привлечение сотрудников базовых лечебных учреждений (больниц, поликлиник) к учебному процессу на кафедрах;

  включение представителей практического здравоохранения в состав итоговой Государственной аттестационной комиссии.

Одним из составляющих в обучении студентов является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов — элективов. На протяжении ряда лет кафедры проводят работу по разработке тем и реализации в учебном процессе обучения по программам элективов. Практически все дисциплины элективов проводятся в соответствии с разработанными на кафедрах университета рабочими программами элективов. Некоторые элективы проводят приглашенные ученые, специалисты научно-исследовательских институтов и других научных учреждений. Привлечение ведущих специалистов к проведению элективов несомненно повышает их значимость.

В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов по изучению теоретического материала, самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя, овладению современной медицинской аппаратурой, вычислительной техникой. Учебная работа традиционно ведется на высоком методическом уровне с использованием современных технологий обучения, а коллективы кафедр постоянно проводят работу по совершенствованию методов и форм организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями обновленных нормативных документов: учебного плана, учебных программ и образовательных стандартов.

Методической основой для организации самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи. Самостоятельная работа студентов складывается из самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы и находится под контролем преподавателей кафедр.

На старших курсах студенты в качестве самостоятельной работы могут проводить экспертизу качества ведения историй болезни, разбор сложных клинических случаев и т. д.

На многих кафедрах, обеспечивающих образовательную деятельность по медицинским и фармацевтическим специальностям внедряются современные электронные технологии для формирования и активного использования информационной базы данных.

Технические средства обучения постоянно модернизируются: дополняется видеотека, широко внедрена иллюстрация учебного материала с помощью проекционного оборудования, интерактивных досок и т. д.; пополнен набор манекенов, в т. ч. произведенных в Норвегии, для обучения студентов мануальным методам сердечно-легочной реанимации, оборудованы новые фантомные классы. На ряде кафедр создаются и активно используются обучающие и контролирующие компьютерные программы.

В университете сформирована четкая структура управления качеством образовательного процесса по специальностям. Ученый совет университета и ректорат разрабатывают политику качества образования, принимают стратегические решения.

Координационный научно-методический совет университета осуществляет организацию и разрабатывает методы контроля качества образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, кафедра, компетенция, образовательный процесс, профессиональная деятельность, кафедра университета, практическое здравоохранение, профессиональная ситуация, самостоятельная работа, учебный процесс.
Задать вопрос