Адаптированная образовательная программа по биологии в 5–9 классах (для детей с ЗПР) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.10.2015

Статья просмотрена: 3510 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Адаптированная образовательная программа по биологии в 5–9 классах (для детей с ЗПР) / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/282/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Пояснительная записка

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой».

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ЗПР в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ЗПР к активной жизни в семье и социуме. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования детей с задержкой психического развития разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Обучение детей с ЗПР ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ЗПР является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание условий для обучения всех категорий детей, в том числе и детей с ЗПР.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

          создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся, в том числе детей с ЗПР;

          содействие получению учащимися с ЗПР качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;

          сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР на основе совершенствования образовательного процесса;

          социальная адаптация детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Адаптированная образовательная программа общеобразовательной школы реализуется на второй ступени образования (основное общее образование).

Ожидаемые конечные результаты Адаптированной программы.

Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ЗПР.

Учебно-тематический план

Содержание (раздел, тема)

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные, Личностные Р,П,К,Л

1

Науки о природе. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 1 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

1

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе.

Р — осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П — логически сравнивает науки друг с другом; К — выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения; Л- осмысливает разнообразие наук о природе.

2

Методы изучения природы

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 2. Проведение наблюдений, опытов, измерений.

1

Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования

Р — планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П — исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; К — планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера; Л- осмысление методов изучения природы.

1

Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы.

1

Обобщение полученных знаний на уроке о Солнечной системе.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение работать с различными источниками информации К- овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке

2.

Планеты-гиганты (Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун). Плутон. Спутники планет.

1

Знание планет — гигантов, их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах планеты-гиганты.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

3

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

Сравнивают строение астероидов, комет, метеоров и метеоритов.

П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; Р — умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа;

К — умение работать в составе творческих групп; Л — удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

4.

Звезды. Солнце — ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд.

1

Знание роли Солнца в формировании климата на планете. Многообразие звезд.

Р — умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; П — умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — осознание значимости Солнца и звезд для человека.

5

Созвездия. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

1

Знание основных созвездий, их месторасположения.

Р — корректирует свои знания. П — отбирает необходимую информацию о созвездиях; К — ставит вопросы, выражает свои мысли; Л — удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

6

Проверочная работа по теме «Вселенная»

1

Обобщение полученных знаний на уроке о Вселенной.

Р — осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П — ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по теме, анализирует разнообразие живых организмов; К — выражает свои мысли в ответах; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

1

Внутреннее строение Земли.

1

Выделение существенных особенностей во внутреннем строении Земли.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л- умение соблюдать дисциплину на уроке.

2

Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.

1

Знакомится с новыми понятиями, распознает в коллекции горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Р — корректирует знания, оценивает собственные результаты; П — предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К — выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками Л- осознание единства частей планеты.

3

Землетрясения. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 4 Исследование физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры).

1

Знакомится с новыми понятиями, структурирует знания.

П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации; Р — умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

4

Вулканы. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 5 Изготовление поделки — вулкана с обозначением его строения.

1

Выделение существенных особенностей в строении вулкана.

П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; Р — умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа; К — умение работать в составе творческих групп; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

5

Суша. Атмосфера Земли.

1

Знание особенностей атмосферы Земли.

П — умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации; Р — умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы; К — умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

6

Погода. Климат. Ураганы. Смерчи.

1

Выделение существенных особенностей погоды и климата.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л- уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

7

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

1

Выделение существенных особенностей гидросферы Земли.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П — умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

8

Проверочная работа по теме «Земля». Уникальность планеты Земля.

1

Обобщение полученных знаний на уроке о планете Земля.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П умение давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л- Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

1

Живые клетки. Разнообразие клеток. Строение клеток.

1

Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания.

Р — корректирует знания, оценивает собственные результаты; П — предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К — выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками Л- Осознание единства строения клеток.

2

Царства живой природы. Разнообразие живых организмов.

1

Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки

Р — осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П — ищет и отбирает необходимую информацию К — выражает свои мысли в ответах. Л. Понимание разнообразия живых организмов.

3

Среда обитания. Наземно-воздушная, водная и почвенная.

1

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Л — умение аргументировать свою точку зрения.

4

Жизнь на разных материках. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных.

1

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение работать с различными источниками информации К — овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

5

Природные зоны Земли.

1

Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П — умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

6

Жизнь в морях и океанах.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян.

1

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне.

Р — умение определять цель работы, планировать ее выполнение, П — умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

7

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

1

Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л-представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты.

1

Анализ контрольной работы.

Происхождение человека, древние предки человека.

1

Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.

Р — умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением; П — умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства; К — умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками; Л-представление об эволюции человека как биологического и социального существа.

2

История географических открытий.

1

Знание великих путешественников и географических открытий.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объект; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л — умение аргументировать свою точку зрения.

3

Человек и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика

1

Знание основных составляющих здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте; К — умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

4

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

1

Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте; К — умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

5

Здоровье человека и безопасность жизни. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи

1

Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.

Р — Развитие навыков самооценки и самоанализа; П — анализ информации, установление причинно-следственных связей; К — умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

6

Проверочная работа по теме «Человек на Земле».

1

Знание составляющих ЗОЖ, приемов оказания первой доврачебной помощи.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

 

Резервное время

6

 

 

 

Литература:

 

  1.      «Единоеокнодоступак образовательнымресурсам»- http://windows.edu/ru
  2.      «Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов» — http://school-collektion.edu/ru
  3.      «Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов» — http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): умение, выполнение заданий учителя, установленное правило работы, практическая работа, урок знания, учебный материал, знание, мнение одноклассников, различный источник информации, результат работы.
Задать вопрос