Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 18.09.2015

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Чечель, Н. Н. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма / Н. Н. Чечель. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/283/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

«Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — эти слова выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского как нельзя лучше отражают суть необходимости развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Овладение письменной речью происходит в результате целенаправленного обучения в младшем школьном возрасте и представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым с одной стороны и словом видимым и записываемым — с другой. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев). Моторная составляющая процесса письма представляет собой значительную трудность на первых этапах обучения грамоте. Для безошибочного письма необходимо формирование определенных двигательных стереотипов. Ошибки, возникающие на этапе реализации моторной программы письма (смешение букв, состоящих из одинаковых элементов, их недописывание, неправильное соединение букв, недописывание элементов, сходных у соседних букв, несоблюдение размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона, строки), зачастую тесно связаны с неправильными движениями руки. При недостаточном развитии мелкой моторики ребенок не может регулировать степень мышечного напряжения пальцев, вместо запястного сустава и фаланг пальцев напрягает локтевой и плечевой суставы, не предназначенные для реализации мелких и тонких движений. Все это приводит к появлению дискомфорта при письме у первоклассника. Кроме того, трудности в реализации двигательной программы в процессе письма отвлекают внимание ребенка и затрудняют выполнение других операций письма (анализ звукового состава слова, которое подлежит написанию, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы), что может привести к появлению других специфических ошибок. Таким образом, своевременное развитие мелкой моторики поможет ребенку более успешно пройти период обучения грамоте в школе, предотвратит возможные трудности и препятствия.

Упражнения, посвященные развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте, можно найти практически в любом разделе программы воспитания и обучения в детском саду. Также они являются неотъемлемой часть коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, страдающими различными нарушениями речи. В данной статье мы хотим привлечь внимание к тем видам работы, которые не только развивают мышечную силу, координацию и кинестетические ощущения, динамический праксис, но и способствуют развитию внимания, воображения, повышают умственную работоспособность. Предлагаемые виды деятельности может использовать и логопед в процессе коррекционных занятий, и воспитатель в ежедневной работе, и родители.

Первое, на что стоит обратить внимание, — это различные виды пальчиковой гимнастики:

        игры с резиночками разной длины и ширины позволяют развить мышечную силу, повысить упругость ручной мускулатуры;

        хорошую тренировку пальцев обеспечивают игры с кубиками, шнурками, веревочками, карандашами, горохом (или другими зернами);

        игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев; при этом изготовление из прищепок каких-либо предметов способствует развитию воображения;

        мозаика: выкладывание красочных узоров и предметов, как по образцу, так и по представлению, закрепляет знания о цветах, формах, величине, развивает воображение;

        игры с палочками для счета или спичками (без головок), заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, схематических изображений предметов способствуют формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учат распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивают логическое мышление;

        конструирование с помощью пальцев различных предметов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает положительный эмоциональный настрой на занятия; также удачным приемом работы является использование пальчикового театра теней или кукол би-ба-бо.

Важным элементом деятельности по развитию мелкой моторики является использование такой активности, которая предполагает создание различных поделок. Тогда ребенок заинтересован не только в процессе работы, но и знает, что получит определенный результат.

И в этом случае сложно переоценить возможности использования природных материалов для поделок:

        семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки используются для создания различных сказочных сюжетов — от игрушечного ежика до Змея Горыныча — вас может ограничить только собственная фантазия;

        основой для интересных и необычных поделок могут служить чешуйки шишек ели, сосны, кедра, ананаса;

        работы из пуха тополя, чертополоха, одуванчика, ковыля, осота получаются красивыми, легкими, воздушными; при этом от детей требуются точность, аккуратность, усидчивость;

        основой для изготовления аппликаций могут быть иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, стручки белой акации, косточки ягод и фруктов, апельсиновая и мандариновая кожура, лепестки роз, тюльпанов;

        опилки, древесная стружка, яичная скорлупа, речной песок и мелкие камушки могут использоваться для выкладывания мозаики. Эксперименты с данными материалами, раскрашивание их в разные цвета стимулирует творческое начало.

        гречневая, перловая, кукурузная, рисовая крупа, пшено, сухие семена помидоров, огурцов, моркови, редиса, садовых цветов, кокосовая стружка могут являться основой для создания замечательных картин. Светлые крупы легко окрашиваются в разные цвета. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса.

        глина, гипс и тесто служат для создания композиций как сами по себе, так и совместно с природным материалом.

Другими материалами, которые можно использовать для развития мелкой моторики, являются бумага, бросовый материал, тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции.

Бумажные полоски можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот материал доступен и увлекателен для детей не только старшего, но и среднего школьного возраста. Ребенок узнает свойства различных видов бумаги, вынужден согласовывать собственные действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки. Неограниченные возможности для планирования занятий предлагают такие виды работы, как оригами и квиллинг.

Бросовый материал (пустые коробки и баночки, крышки разных форм и размеров) представляют широкий простор для творчества и конструирования.

Плетение поделок из проволоки, которую можно скручивать, сгибать, ломать, мять и растягивать, развивает творческое воображение, способствует развитию кинестетических ощущений и динамического праксиса.

Цветной пластилин является важным материалом для развития мелкой моторики на всех этапах дошкольного детства. Помимо традиционной лепки из пластилина различных фигур, его можно также использовать для раскрашивания готовых картинок или выкладывания их мозаикой. В первом случае внутри готового контура ребенок пальцами размазывает пластилин тонким слоем, получая объемную картину. Таким образом мы развиваем мышечную силу пальцев рук. Во втором случае, прежде чем «раскрашивать» картину, мы должны подготовить мозаику — скатать мелкие шарики из пластилина — а затем выложить ими подготовленное для раскрашивания пространство. Такая работа может быть не только индивидуальной, но и групповой. Тогда мы не только развиваем мелкую моторику детей, но и учим их совместной деятельности, развиваем ответственность и самоконтроль, также необходимые для успешного усвоения письменной речи в будущем.

В подготовительной группе детского сада можно использовать шариковую ручку для чеканки. Этот вид ручной деятельности очень полезен, так как помогает научить ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней.

Также в старшем дошкольном возрасте можно использовать технику граттаж (процарапывание). Конечно, использование данной техники требует значительных усилий на подготовку, но затраченные усилия оправданы получаемым результатом. В чем смысл данной техники? Плотный лист бумаги закрашивается восковыми карандашами или масляной пастелью, в один цвет или разными цветами. Можно взять цветной картон или картон с готовым рисунком и обработать бесцветной восковой свечой. Затем лист покрывается тушью (можно использовать черную акриловую краску или гуашь). После высыхания острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапывается рисунок. Таким образом, ребенок получает цветной рисунок на черном фоне. Это чрезвычайно увлекательное занятие позволяет научить ребенка правильно соотносить усилие, использовать правильный нажим. Если вы будете использовать для процарапывания специальное перо, то данная техника становится очень полезной для правильной постановки руки.

В старшей и подготовительной группе важное значение приобретают графические упражнения. «Веселые прописи», графические диктанты (рисунки по клеткам), раскрашивание и штриховка рисунков тренируют руку ребенка, развивают ориентацию в условиях двухмерного пространства листа бумаги, глазомер, помогают почувствовать границы рисунка или фигуры; дают возможность правильно «поставить» руку для письма, обучить правильно держать карандаш (ручку), снять излишнее мышечное напряжение и развить функции кинестетического и зрительного контроля, необходимые в процессе письма.

Немаловажным компонентом развития мелкой моторики является рисование. Рисование по образцу, с натуры и на свободную тему, использование простого и цветных карандашей различной мягкости, акварельных и гуашевых красок, фломастеров, цветных мелков, бумаги различной фактуры развивает кинестетические ощущения ребенка, его внимание, восприятие и воображение.

Планомерная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики в детском саду и семье способствует:

        получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

        закреплению положительных эмоций в процессе творческой деятельности;

        возникновению желания трудиться и овладевать особенностями прикладного мастерства;

        развитию речи, внимания, воображения;

        подготовке ребенка к обучению в школе.

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. Целенаправленные занятия художественным ручным трудом позволяют формировать учебную деятельность и являются важным элементом гармоничного развития ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, процесс письма, ребенок, детский сад, бросовый материал, вид работы, дошкольный возраст, мышечная сила, письменная речь, подготовительная группа.
Задать вопрос