Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 03.10.2015

Статья просмотрена: 1965 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, С. В. Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ / С. В. Лебедева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/297/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем.

  1.                Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция».

Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребёнка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Нередко подобные реакции становятся результатом некорректного отношения окружающих (знакомых и незнакомых) к ребёнку и членам его семьи.

Часть матерей после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить её. Уход женщины с любимой работы не только лишает её заработка, но и изменяет её социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи.

Всё это является мощным стрессогенным фактором для членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребёнка.

  1.                Проблема построения ясной жизненной перспективы.

Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья- предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределённой жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им предстоит отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом здоровье. Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях. Семье в целом и каждому её члену нужно приспособиться к ситуации неопределённого будущего, для чего необходимо открыто общаться, обсуждать свои проблемы и в некоторых случаях поступаться своими интересами.

У родителей может возникать ощущение, что взросление ребёнка таит в себе опасность. В результате может развиваться неосознанное стремление к удержанию ребёнка как можно дольше в детском состоянии, к появлению сверхконтролирующего поведения по отношению к ребёнку, к отсутствию принятия его взросления.

Многие взрослые люди с физическими нарушениями, не имеющие значительных интеллектуальных ограничений, способны вести самостоятельную жизнь при наличии помощников или особым образом переоборудованного жилья, специального оборудования или средств передвижения. Такие люди способны сами участвовать в планировании собственного будущего: некоторые из них могут активно участвовать в борьбе за максимально нормализованную жизнь.

Для взрослого, неспособного достичь подлинной независимости, существуют возможности, зависящие от места его проживания и финансовых ресурсов семьи. Один край спектра — институционализация (помещение в интернат), другой –различные формы совместного проживания.

Большинство родителей детей с ОВЗ начинают беспокоиться о будущем ребёнка, как только понимают, что с ребёнком что-то не так. Однако в период младенчества и детства родители различают рационалистические объяснения, которые позволяют им смотреть в будущее с надеждой, или просто стараются об этом не думать. Вплоть до достижения детьми среднего подросткового возраста большинство родителей детей с ОВЗ принимают идеологию жизни «одним днём».

  1.                Проблема, касающаяся недостатка и знаний и навыкв, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком.

Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.

Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чём-то отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.

  1.                Постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка.

Как правило, родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают тяжёлый стресс, который способен значительно снизить уровень энергии индивида, привести к снижению когнитивных способностей, постоянным неудачам, снижению иммунитета и различным заболеваниям.

Для смягчения стресса родителям важно знать особенности своего состояния, способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, которые они могут найти с помощью группы поддержки.

 

Литература:

 

1.                  Брускова Е. С. Семья без родителей. М, 2003.

2.                  Куфтяк Е. Кризис родителей // Социономия (социальная работа). 2005. № 2. С. 29–31.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, родитель, член семьи, большинство родителей детей, будущее, Проблема, родитель детей, семья.

Похожие статьи

Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей

Проблемы семейного воспитания детей-сирот с нарушениями слуха

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта

Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы правового образования подростков из семей в трудной жизненной ситуации

Похожие статьи

Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей

Проблемы семейного воспитания детей-сирот с нарушениями слуха

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта

Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы правового образования подростков из семей в трудной жизненной ситуации

Задать вопрос