Роль лингводидактического потенциала гуманитарных дисциплин в создании гуманитарной среды технического вуза | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 24.09.2015

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Колоницкая, О. Л. Роль лингводидактического потенциала гуманитарных дисциплин в создании гуманитарной среды технического вуза / О. Л. Колоницкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/300/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, гуманитарная среда, междисциплинарные связи, академическая мобильность

Престижность высшего профессионального образования увеличивается за счёт новых перспектив, открывающихся перед выпускниками вузов. Повышению уровня подготовки специалистов способствует подписание министрами образования европейских стран Болонской Декларации о создании единого европейского пространства высшего образования. В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия. Болонский процесс способствует мобильности студентов, преподавателей и администрации вузов.

Академическая мобильность увеличивает возможности студентов по ознакомлению с культурными ценностями различных стран. Именно гуманитарные дисциплины способствуют формированию самосознания личности; восприятию прав человека, уважению его достоинств и этнокультурных особенностей и толерантному отношению в себе и миру; овладению культурными ценностями и моральными принципами бережного отношения к природе; оптимизации содержания гуманитарного образования, требующей включения в него следующих аспектов: человек и мировоззрение; человек в масштабе времени; человек и культура общества; человек и среда обитания; человек в условиях современного общества [1, С. 31].

Вслед за М. А. Акоповой отметим, что при изучении дисциплин гуманитарного блока делается акцент на формировании личности обучаемого, владеющего технологией творческого труда, позволяющей не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое [2, С. 7]. Так, гуманитарные дисциплины необходимы в техническом вузе, потому что они: представляют большой выбор поведенческих моделей, жизненных ситуаций, так же как и ценностных установок, которые влияют на систему знаний; помогают в обеспечении профессиональной деятельности, мобильности и конкурентоспособности на рынке труда; способствуют формированию толерантного отношения к другим народам и национальностям; налаживают гармоничные отношения студента с обществом и окружающим миром.

Пренебрежение гуманитарной составляющей может привести к появлению национальной и расовой нетерпимости. Ксенофобия является серьезной проблемой во всей Европе. В ряде стран предпринимаются попытки борьбы, связанные с возбуждением ненависти и нетерпимостью на основе законодательства, работы полиции и информационных программ, а самое главное, с помощью образования.

Обратим внимание на то, что важным вопросом является язык академической мобильности. В Болонской декларации отмечается необходимость сохранения языков и культур континента, однако потребность в общем языке европейского образования выдвигает на эту роль английский язык. Это ставит вопрос об организации углубленного изучения английского языка во всех российских вузах, не только языковых или гуманитарных, но и технических. Обучение иностранному языку (ИЯ) имеет огромный потенциал, так как оно влияет на формирование общей культуры будущего специалиста, что немаловажно в условиях современного общества. Огромные изменения во всех аспектах жизни России за последние время привели к тому, что вырос социальный статус ИЯ, так же как и появилось признание острой необходимости овладения языками международного общения. ИЯ стал неотъемлемой частью учебных программ, так как именно язык обеспечивает доступ к сознанию, и является ключом к пониманию национальных особенностей.

Согласимся с В. В. Сафоновой в том, что языки международного общения могут быть использованы не только в стране носителей языка, но также и за пределами национальных рамок их функционирования как: одно из средств, расширяющее доступ к информации, её распространению независимо от государственных границ; средство межнационального и международного сотрудничества и кооперации в общественном производстве, культуре, науке, общественных видах деятельности людей, способствующих поиску совместных путей решения общечеловеческих проблем, путей выхода из конфликтов, рождаемых во взаимоотношениях человека, общества и природы; средство преодоления национально-культурной ограниченности в различных сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, культурной, технологической); средство сохранения, распространения и развития мировой культуры; одно из средств снятия лингвистического барьера при обеспечении прав людей на свободное перемещение в мире, выбор места получения образования и работы, проведение досуга, участие в различных международных организациях [3, С. 20].

В условиях глобализации в ряд приоритетных задач высшего профессионального образования выдвигается подготовка обучаемых к профессиональной деятельности в поликультурной среде. Особую значимость приобретает владение специалистами ИЯ. В российских вузах в качестве ИЯ принято изучать такие языки международного общения как английский, испанский, французский и немецкий. Во многих странах выбирается именно английский язык как ИЯ для изучения в технических вузах. В настоящее время английский является языком международного общения и распространён по всему миру. Общение на нём становится обязательной и необходимой частью современного общества, и, соответственно, для успешного функционирования на рынке труда английский язык необходим самым естественным образом. Поэтому, его первостепенная значимость в современном мире неоспорима: это язык политики, науки, культуры, искусства, образования, профессионального и межличностного общения.

Отметим, что знание ИЯ открывает студентам доступ к аутентичным зарубежным публикациям — не только профессиональным, но и к публицистике и художественной литературе, которые играют огромную роль в формировании полноценной личности специалиста.

В настоящее время роль ИЯ стремительно повышается. Это связано с необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, владеющих знаниями не только по своей специальности, но и умеющих работать с литературой на ИЯ, вести научные исследования, самостоятельно добывать знания и творчески применять их в профессиональной деятельности, вести переговоры и просто общаться на ИЯ. В связи с этим, современное высшее профессиональное образование имеет установку на изучение гуманитарных дисциплин и, в частности, ИЯ.

Важной особенностью ИЯ является его междисциплинарный характер. Благодаря междисциплинарным связям (далее МС) исключается дублирование учебного материала, который группируется следующим образом: изучение одного и того же объекта в разных учебных предметах; использование одного и того же научного метода в разных учебных предметах; использование одной и той же теории в разных учебных предметах [4].

Реализация МС в ходе обучения ИЯ имеет целью подготовку специалистов к профессиональному использованию ИЯ в различных сферах деятельности. Они реализуются между ИЯ и другими предметами в следующем: использование ИЯ как средства получения профессиональной информации из иноязычных источников; привлечение научных и практических профессиональных знаний в качестве ситуативной основы для моделирования организации профессионального общения на занятиях; применение ИЯ в целях общей гуманитарной подготовки будущих специалистов, совершенствования мыслительных процессов, речевой и социокультурной составляющих коммуникативной и ряда ключевых компетентностей.

Говоря о междисциплинарных связях ИЯ, отметим, что они могут быть как вертикальными, так и горизонтальными. Мы считаем, что горизонтальные МС способствуют развитию следующих знаний и умений: понятия о глобальных исторических, экономических, социальных изменений в нашей стране и за её пределами, способности мыслить в сравнительном аспекте, интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для специалиста личностных качеств, активного включения в систему общественных отношений и ценностей, умения принимать творческие и нестандартные решения проблемных ситуаций, и т. д.

Вертикальные МС способствуют формированию следующих умений: способности к взаимодействию и совместной работе с представителями другой культуры в условиях глобального общества, толерантного отношения к проявлениям иного видения мира и способа жизни, умения сопереживать представителям другой культуры, культуры восприятия коммуникативных действий партнёра, умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную, наличия духовного богатства внутреннего мира личности, ее постоянной направленности на творческое действие во внешнем мире, осуществления социально-психологического управления процессами общения в коммуникативной ситуации и т. д.

Изучение ИЯ предполагает приобретение знаний о культуре и истории, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, и т. д. Знания, полученные при изучении психологии, находят широкое применение на занятиях ИЯ, в процессе межличностного общения в оценке коммуникативной ситуации, постановке целей и задач высказывания и т. д. Отметим, что фундаментальные и гуманитарные дисциплины, такие как отечественная история, философия, экономика, и др. обеспечивают формирование мировоззрения. Они определяют общую культуру человека. Кроме того, междисциплинарные связи гуманитарных и социально-экономических дисциплин определяют возможность развития культуры мышления, обогащения индивидуальной культуры будущего специалиста.

На наш взгляд, чрезвычайно важно акцентировать внимание студентов на связях, существующих между объектами и явлениями различных областей научных знаний. Реализации этого требования служит задача сущностного выявления МС. Сегодняшняя практика их учета и реализации преследует не только цель устранения дублирования учебного материала, но и направлена на более глубокое постижение тех или иных научных и профессиональных задач, на нахождение помощи студентам в осмыслении единства научного знания. Сформированные у обучаемых способности к междисциплинарному анализу и обобщению являются важнейшими качествами профессионального мышления, что в свою очередь способствует формированию чувства уверенности в возможностях выполнения различной, в том числе познавательной деятельности.

Таким образом, правомерно согласиться с М. А. Акоповой в том, что учебный предмет «Иностранный язык» занимает уникальное место в системе подготовки конкурентоспособных специалистов. Изучение данной дисциплины помимо языковой подготовки подразумевает изучение коммуникативных технологий, которые дают возможность работать в разнообразных областях, связанных с организацией производства, издательской работой, охраной авторских прав и т. д. [5, С. 8–9].

Очевидно, что ИЯ является гуманитарной дисциплиной особого рода, обладающей обширным развивающим потенциалом. На занятиях ИЯ создаются условия для формирования у обучаемых не только профессиональных качеств, но и личностных. Неоспорима воспитательная и информационная ценность обучения ИЯ, которая проявляется во вхождении обучаемого в общечеловеческую культуру через общение [6].

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Создаются условия для академической мобильности студентов. В связи с этим гуманитарным дисциплинам уделяется особое внимание в учебных программах. Предметы данного блока развивают коммуникативные способности обучаемых, различные виды мышления, обогащают будущих специалистов знаниями истории, литературы, культуры различных стран и способствуют толерантному отношению к представителям другого образа мысли и культуры. Именно гуманитарные дисциплины воздействуют на сознание обучаемых и показывают перспективность общества, в котором ценятся знания, а так же формируют представление о присущих обществу социальных процессах.
  2. Учитываются междисциплинарные связи, которые приобретают большую значимость, особенно в свете того, что в последние годы требования рынка труда претерпели изменения. Особенность ИЯ состоит в его особом междисциплинарном характере. В силу своей специфики с его помощью формируется целостное представление о мире и языке как средстве коммуникации, расширяется кругозор и т. д.
  3.  Горизонтальные междисциплинарные связи ИЯ способствуют развитию ряда мировоззренческих, социальных, и профессиональных. Вертикальные связи предполагают приобретение страноведческих, исторических, культурологических и коммуникативных знаний и умений.
  4. Изучение ИЯ благоприятно влияет на формирование коммуникативных способностей, умения преодолевать разнообразные психологические барьеры, которые возникают в процессе взаимодействия, определяют плодотворность межличностных взаимоотношений, посредством которых гармонично сочетаются деловой и личностный уровни общения. ИЯ служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения.

Литература:

 

  1. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Е. П. Белозёрцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.]; под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Академия, 2004. — 368 с.
  2. Акопова, М. А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы / М. А. Акопова // Вопросы методики преподавания в вузе. — СПб.: НЕСТОР, 2003. — Вып. 5. — С. 3–8.
  3. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. — Воронеж: ИСТОКИ, 1996. — 237 с.
  4. Калинина, Т.М., Шевцова, Т. И. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Т. М. Калинина, Т. И. Шевцова.–200?.–Режим доступа: http://www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/KalininaChevcova.htm,свободный.
  5. Акопова М. А. Гуманитарная составляющая технического образования / М. А. Акопова // Вопросы методики преподавания в вузе. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. — Вып. 8 (специальный). — С. 4–11.
  6. Положительное влияние раннего изучения иностранного языка на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]. − 2003. − Режим доступа: http://vilalex.jino.ru/letter/referat.htm, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, международное общение, академическая мобильность, дисциплина, знание, профессиональная деятельность, связь, современное общество, толерантное отношение, Болонская декларация.

Похожие статьи

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры

Статья посвящена рассмотрению возможностей иностранного языка как средства междисциплинарной интеграции на различных уровнях образования. Отмечается потенциал иностранного языка в формировании всесторонне развитой личности, способной к жизни и работе...

К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов

В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Похожие статьи

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры

Статья посвящена рассмотрению возможностей иностранного языка как средства междисциплинарной интеграции на различных уровнях образования. Отмечается потенциал иностранного языка в формировании всесторонне развитой личности, способной к жизни и работе...

К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов

В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Задать вопрос