Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах
Авторы: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна, Каргапольцева Светлана Ивановна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.
Дата публикации: 09.10.2015
Статья просмотрена: 752 раза
Библиографическое описание:
Рахманова, Ю. К. Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах / Ю. К. Рахманова, С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/311/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана».
Ключевые слова: технический вуз, межпредметные связи, технология, кейс-стади, современная подготовка специалистов, мировой кризис, экономика, проблема, решение проблемной ситуации.
Обучение русскому языку в национальном техническом вузе в большинстве своём по сути является интегрированным и основано на межпредметных связях кафедры языков с профилирующими кафедрами. Тем самым обучение русскому языку тесно увязывается с профессиональным обучением.
Как правило, первокурсники, изучающие язык, отличаются недостаточной базой знаний. Допускают в своей речи много грамматических, стилистических и лексических ошибок. Отсюда зажатость и скованность в поведении, нерешительность в ответах. Одним из методов преодоления такого рода трудностей выступает технология метода «Кейс-стади».
Актуальность и необходимость внедрения кейс-стади в практику обучения инженеров и экономистов в вузе обусловлена, прежде всего, общей направленностью отечественного инженерно-экономического образования, и, конечно, потребностью рыночной экономики [1].
В качестве достоинств применения кейс-стади современные исследователи выделяют развитие аналитического мышления, умение работать в команде, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. В. Матюшенко отмечает, например, что этот метод имеет ряд преимуществ в преподавании иностранного языка для делового и профессионального общения [2]. З. В. Федоринова делает вывод, что предоставление студентам возможности решать проблемы будущей профессиональной деятельности на иностранном языке придаёт им уверенность и поднимает их самооценку [2]. А. Е. Агафонова выделяет развитие навыков работы с различными ресурсами при подготовке кейса (в том числе с Интернетом) [2].
Однако все исследователи едины в том, что помимо овладения языком у учащихся происходит интенсивное личное развитие, «профессиональное самовоспитание… индивидуально-личностных качеств», что помогает им конкурировать на рынке труда и обеспечивает высокую мобильность [2].
Современная подготовка специалистов вузе не столько ориентирована на формирование у студентов конкретных знаний, сколько на развитие их мыслительной деятельности, готовности и способности к практическому использованию теоретических знаний, развитие у будущих специалистов самостоятельности и инициативности, умения ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с различными аспектами управления и исследований в экономике и на производстве.
Не существует какого-то единого универсального метода или приёма, обучившись которому можно стать востребованным инженером или менеджером. Поэтому современное образование базируется на широком использовании моделей разнообразных динамично развивающихся ситуаций.
Освоение студентами технологий разработки кейсов, овладение навыками анализа практических проблемных ситуаций, представленных в кейсе, способствуют формированию функциональной компетентности будущего специалиста, владеющего приёмами самостоятельного и мобильного решения производственных и экономических задач.
Сегодня востребованы специалисты, обладающие способностью системно и эффективно действовать, принимать рациональные решения в нестандартных ситуациях.
Предлагаемый кейс построен на проблеме мирового финансового кризиса и основан на изучении произведения И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана».
Данный метод используется на занятиях по русскому языку при изучении темы «Деловой мир», создан на основе информационной ситуации, рассчитан на студентов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Финансы», «Бухгалтерский учёт и аудит», «Маркетинг», «Менеджмент», «Казначейство».
Кейс: изучение произведения И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана».
Педагогическая аннотация
Учебная дисциплина: |
«Русский язык» |
Тема: |
Деловой мир |
Основная цель кейса: |
Изучение книги И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» |
Ожидаемые результаты: |
овладеть понятием мирового кризиса, изучить причины его возникновения, предложить решение проблемы, найти выход из ситуации мирового кризиса, развить навыки применения теоретических знаний на практике. |
Рекомендуемая литература: |
И. А. Каримов. «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». Т., 2008 |
Характеристика кейса, его технологические особенности: |
основной источник кейса изложен на основе жизненных ситуаций. Основной объект кейса — мировой финансовый кризис и пути его решения. Кейс создан на основе информационной ситуации; объем средний, систематизирован; направлен на формирование умений и навыков по рассчитанной на тренинг учебной теме. По дидактическим целям направлен на презентацию, анализ и оценку проблем кейса. Данный кейс также можно использовать на занятиях по специальностям «Экономика», «Финансы», «Казначейство», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент», а также на специальных курсах по изучению произведений И. А. Каримова. |
Для успешного внедрения кейса студенты должны обладать следующими знаниями и навыками:
Студент должен знать: |
экономика, финансы, кризис, причины, ситуация, инфляция, производство продукции, рынок. |
Студент должен выполнить:
|
самостоятельно прочитать произведение И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана»; определить значение проблемы; критически изучить ситуацию; обладать собственной точкой зрения; уметь сделать логический вывод; самостоятельно работать с учебным материалом; сопоставлять информацию, анализировать и обобщать. |
Студент должен обладать: |
коммуникативными навыками; навыками презентации; навыками работать в сотрудничестве; навыками анализирования проблемных ситуаций. |
КЕЙС:
Введение. Технология обучения «кейс-стади» основана на изучении произведения И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития. Именно это обстоятельство обусловливает актуальность данного труда, состоящего из двух частей: первая — воздействие мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия; вторая — поддержка банковской системы, модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке. Данный кейс поможет овладеть понятием мирового кризиса, изучить причины его возникновения, предложить решение проблемы, найти выход из ситуации мирового кризиса, развить навыки применения теоретических знаний на практике. Решение данного кейса создаст возможность достижения следующих результатов: — закрепление знаний по данной теме; — развить навыки решения проблемы, анализируя в индивидуальном порядке и в группах; — развитие логического мышления; — овладеть навыками индивидуального самостоятельного принятия решения; — проверка степени овладения учебной информацией. |
Воздействие мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия (ситуация первая) Самая актуальная проблема сегодняшнего дня — это разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, его воздействие и негативные последствия, поиск путей выхода из складывающейся ситуации. Получив начало с провалов и несостоятельности ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение в кризисе ликвидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. И вполне закономерно, что глобальный финансовый кризис и, в первую очередь, его последствия, уже сказываются на эффективности нашей экономики. |
Поддержка банковской системы, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке (ситуация вторая) Несмотря на все возникшие проблемы и трудности, республике удалось добиться в 2008 году не только стабильного функционирования экономики, но и обеспечить высокие устойчивые темпы ее роста. Укрепление и качественное улучшение деятельности финансово-банковской системы в условиях мирового финансового кризиса приобретает особо важное значение. В прошлом году были приняты важные решения по повышению уровня капитализации ведущих банков. Важнейшим приоритетом в социально — экономическом развитии Узбекистана является реализация решения антикризисной программы на 2009–2012 годы. |
Модель образовательной технологии самостоятельной работы по разрешению проблемных ситуаций («кейс-стади»)
Тема № 8–2 часа |
Количество обучающихся: 12 чел. |
Тема |
Деловой мир (Изучение книги И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана») |
План самостоятельной работы |
1. Введение в кейс-стади 2. Изучение ситуации 3. Формулирование проблемы и задач её решения 4. Разработка решения проблемы 5. Решение кейс-стади в группах 6. Презентация результатов, обсуждение и выбор лучшего варианта. |
Цель учебного занятия: |
Развитие критического мышления студентов; Активизация речевой деятельности. |
Педагогические задачи:
|
Результаты учебной деятельности:
|
Средства обучения |
Доска, слайды, компьютерные технологии, кейс, учебные материалы. |
Методы и форма обучения |
самостоятельная работа метод кейс-стади |
Условия обучения |
Аудитория с техническим оснащением, приспособленная для организации групповой работы |
Перечень знаний и учебных умений, необходимых студентам для данного учебного занятия |
Знание ситуации мирового кризиса |
Технологическая карта самостоятельной работы по теме «Деловой мир» (Кейс-стади)
Этап работы |
Содержание деятельности |
|
Обучающего |
Обучающихся |
|
Подготовительный этап |
Определяет тему, содержание ситуации, ведет подготовку информационного обеспечения, оформляет кейс-стади, решает вопрос размножения кейса. Предлагает начать самостоятельную подготовку, повторить и изучить рекомендуемую литературу. |
|
1 этап. Консультация по выполнению самостоятельной работы (15 мин) |
1.1. Называет тему занятия, его цель, задачи и планируемые результаты учебной деятельности. 1.2. Проводит блиц-опрос с целью активизировать знаний обучающихся по теме (Приложение 1). 1.3. Определяет назначение кейс-стади и его влияние на развитие профессиональных знаний. 1.4. Знакомит с порядком данной самостоятельной работы и критериями оценки результатов (Приложение 2) 1.5. Раздает обучающимся материалы кейса для ознакомления. |
Слушают
Отвечают на вопросы
Знакомятся |
Основной этап (50 мин)
|
2.1.Организует обсуждение материалов содержащихся в кейсе, обращает внимание на правила работы с кейсом, фокусирует внимание на вопросах решения проблемы, на определении задач. 2.2. Предлагает самостоятельно провести анализ ситуации. 2.3. Разделяет обучающихся на группы по 5–6 человек и назначает спикера. 2.4. Организует обсуждение результатов индивидуальной работы с кейсом в мини-группах. 2.5. Предлагает совместно обсудить и проанализировать ситуацию, дополнительные материалы, необходимые для решения кейса. 2.6.Подготовить лист анализа в письменном виде 2.7. Объясняет назначение III части кейс-стади: решение кейса и использования при этом вспомогательных таблиц, представленных в данной части. 2.8.Предлагает оформить результаты взаимоприемлемого варианта решения.
2.9. Объявляет о начале презентации и предлагает выступить спикерам групп сообщить итоги проделанной работы по решению кейса. 2.10. По ходу выступления спикеров задает уточняющие вопросы.
2.11.Организует взаимооценку предложенных решений и выбор наиболее приемлемого варианта. |
Обсуждают
Самостоятельно анализируют ситуацию. Делятся на группы Работают в группах
Проводят совместный анализ в группах. Определяют важнейшие аспекты ситуации, основную проблему и способы её решения.
Оформляют результаты групповой работы. Спикеры групп представляют вариант решения ситуации, отвечают на вопросы и уточняют свои предложения. Выражают отношения к вариантам решений, предложенных другими группами. Дают оценку. |
3.Подведение итогов, анализ и оценка (15 мин) |
3.1. Обобщает результаты. 3.2. Комментирует предложенные решения. 3.3. Ещё раз подчеркивает значение кейс-стади и его влияние на развитие будущего специалиста. |
Слушают Высказывают своё мнение |
Заполнение таблицы «Проблемная ситуация»
Проблема |
Причины возникновения проблемы |
Выход из ситуации, решение проблемы |
Поддержка банковской системы, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке |
Кризис крупнейших банков. Катастрофическое падение индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Серьёзный спад производства. Снижение темпов роста экономики. |
Выход из мирового кризиса и смягчение его последствий — эффективность и согласованность принимаемых мер в рамках отдельных государств и мирового сообщества в целом. Принятие мер по сокращению налогов. Решение проблемы занятости населения (расширение сферы услуг и сервиса). Повышение уровня капитализации ведущих банков. Дальнейшее проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий. Повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жёсткого режима экономии. Поддержка отечественных производителей. |
Методические разработки для студентов по поэтапному анализу и решению практической ситуации
Этапы работы |
Рекомендации и советы |
1. Знакомство с кейсом и его информационным обеспечением |
Вначале изучите кейс. Внимательно прочитайте всю имеющуюся информацию о мировом кризисе. Во время чтения не торопитесь с анализом ситуации. |
2. Знакомство с данной ситуацией |
Ещё раз внимательно прочитайте данную информацию. Отметьте важные для вас тезисы. В процессе перехода от абзаца к абзацу, перечитывайте его два-три раза, постарайтесь понять его значение. Важные мысли в кейсе подчеркните карандашом. Перечислите факты, подтверждающие наличие мирового финансового кризиса и конкретизируйте их. |
3. Анализ проблемной ситуации |
Обратите внимание на главную и следующие малые проблемы. Основная проблема: мировой финансовый кризис. Ответьте на следующие вопросы: — Что такое мировой финансовый кризис? — В чём он состоит? — Как вы думаете, что является его причиной? Определите, на что направлена основная проблема. Выделите главное ее содержание. Проанализируйте ситуацию — определите состояние объекта, обратите на него внимание с разных сторон. |
4. Выбор методов и средств решения проблемной ситуации |
В целях поиска выхода из ситуации заполните таблицу «Проблемная ситуация». Рассмотрите все возможные ситуации для решения проблемы, создайте альтернативную ситуацию. Заполните таблицу. Результаты работы с кейсом приложите в письменном виде. |
Приложение 1. Вопросы для актуализации знаний (блиц-опрос) |
6. Что такое экспорт? |
Таким образом, работа по методу кейс-стади поможет студентам в процессе его подготовки совершенствовать монологическую и диалогическую речь, развить и активизировать творческое мышление, повысить собственную самооценку, научить работать с книгой, словарём, компьютерной техникой, в этом и заключается актуальность данной технологии.
Литература:
- Б. Ю. Ходиев, Л. В. Голиш, Д. П. Хашимова. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. — с. 76–80
- Применение метода case-study в преподавании иностранного языка специальности. Электронный ресурс: http//www.confcontact.com/20121220/2posudievska.htm
- Каримов И. Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т., 2008
Ключевые слова
проблема, технология, экономика, технический ВУЗ, межпредметные связи, кейс-стади, современная подготовка специалистов, мировой кризис, решение проблемной ситуации., решение проблемной ситуацииПохожие статьи
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Некоторые аспекты проблемы проектирования педагогических технологий в системе подготовки педагогических кадров в Республике Узбекистан
В статье кратко характеризуются происходящие в системе национального профессионального образования реформы, анализируются современные тенденции подготовки будущих педагогов. Обобщаются проблемы проектирования педагогических технологий (на материале о...
Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...
История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности
В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...
Социальные проблемы зонирования и навигации (на примере Волгоградского государственного технического университета)
Исследование посвящено проблемам зонирования и навигации в рамках социального аспекта. Предложены пути их решения на основе российского и зарубежного опыта. Рассмотрена причинно-следственная связь качественной маршрутизации и зонирования с привлекате...
К вопросу о формировании нравственной устойчивости будущих юристов в условиях преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
В статье рассматривается понятие «нравственная устойчивость личности» применительно к юридической деятельности, актуализируется проблема нравственной устойчивости студентов-юристов. В работе также представлены образовательные возможности дисциплины «...
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях
В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...
Похожие статьи
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Некоторые аспекты проблемы проектирования педагогических технологий в системе подготовки педагогических кадров в Республике Узбекистан
В статье кратко характеризуются происходящие в системе национального профессионального образования реформы, анализируются современные тенденции подготовки будущих педагогов. Обобщаются проблемы проектирования педагогических технологий (на материале о...
Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...
История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности
В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...
Социальные проблемы зонирования и навигации (на примере Волгоградского государственного технического университета)
Исследование посвящено проблемам зонирования и навигации в рамках социального аспекта. Предложены пути их решения на основе российского и зарубежного опыта. Рассмотрена причинно-следственная связь качественной маршрутизации и зонирования с привлекате...
К вопросу о формировании нравственной устойчивости будущих юристов в условиях преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
В статье рассматривается понятие «нравственная устойчивость личности» применительно к юридической деятельности, актуализируется проблема нравственной устойчивости студентов-юристов. В работе также представлены образовательные возможности дисциплины «...
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях
В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...