Взаимодействие с родителями (законными представителями) в рамках работы по коррекции агрессивного поведения детей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 1429 раз

Библиографическое описание:

Батуева, Е. В. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в рамках работы по коррекции агрессивного поведения детей / Е. В. Батуева, Г. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 4 (24). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/135/4282/ (дата обращения: 17.10.2024).



Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский

Прежде чем начать работу с родителями, мы с вами выполняем ряд мероприятий. Это выявление ребенка с агрессивным поведением, запрос в центр ППМС помощи, организация работы центра ППМС помощи и составление плана работы. В рамках каждого этапа не обойтись без помощи родителей (законных представителей) воспитанников. Более подробно расскажу о каждом этапе.

Первоочередной задачей учреждения является — выявление ребенка с агрессивным поведением.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Педагог может спокойно выявить ребенка с агрессивным поведением в ходе адаптационного периода, в ходе непрерывной образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей, в ходе непосредственного общения ребенка с родителями (законными представителями). Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии: помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее информативным, т. к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени.

С одной стороны, для некоторых родителей гораздо легче заполнить анкету, нежели пойти на беседу со специалистом/педагогом; с другой стороны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Следующий шаг в работе с детьми с агрессивным поведением — это запрос в центр ППМС помощи.

Специалисты центра ППМС помощи могут получить заявление об оказании помощи от педагога, либо родителей. Любой из этих случаев рассматривается специалистами центра ППМС помощи (в составе заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель). В ходе заседания происходит распределение обязанностей между специалистами центра.

Устанавливаются сроки обследования. Заранее необходимо получить письменное согласие родителей на проведение диагностики и оказание помощи. Помните: они вправе отказаться от проведения обследования, а также запретить ребенку участвовать в нем.

Далее происходит углублённая диагностика специалистами центра.

Получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких различных методов.

Остановимся кратко на описании методик, используемых в настоящее время для диагностики агрессивности дошкольников.

Проективная графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, достаточно прост в использовании, особенно в условиях массовой диагностики.

Адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности — методика «Крокодилы». Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

Методика «Рисунок несуществующего животного» — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог–ребенок» с целью выяснения склонности к агрессивным формам поведения. Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги.

В общении с родителями будьте спокойны, сохраняйте нейтральную позицию. Если они провоцируют конфликт, держите в фокусе внимания главную задачу — помочь проблемному воспитаннику наладить отношения в группе, а его родителям и воспитателям выработать правильную стратегию действий. Такой подход позволит не откликаться на провокации и сохранять спокойствие.

Перед общением ВАЖНО позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна — развивать ребенка.

Применяйте специальные техники общения например «От негатива к позитиву»

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже

По итогам составляется программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.

Программа включает три блока:

I БЛОК — РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ (рекомендации/консультации работникам ДОО по взаимодействию с ребенком, например, в какие игры играть, как организовать ППРС в группе)

II БЛОК — РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ (комплекс игр/занятий с воспитанниками, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком, продолжительность по времени, частота проведения)

III БЛОК — РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКА

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, родительских собраниях к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов, консультациях и в «Уголке психолога». Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в группе детского сада, в вестибюле. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители начнут осознавать необходимость коррекционной работы с ребенком, педагогам можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по конкретной проблеме. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах-практикумах, диспутах, мастер-класса, клубах по интересам и т. п. Ведь проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить.

Таким образом взаимодействие МБДОУ и семьи представляет собой целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного воспитания. Педагогическое взаимодействие МБДОУ и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечение его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме. Достижение данной цели возможно при организации творческого сотрудничества на основе единства взглядов на воспитание, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, их активного партнерского взаимодействия.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2007. — 144 с.
  2. Волкова Ю. Е. Особенности работы педагогов, психологов с трудными детьми — М., 2009. — 300 с.
  3. Вайнер М. Э., Степанова О. А., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. // Под. ред. Кумариной Г. Ф. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 110 с.
  4. Гаспарова И. Агрессивные дети. — М., 2008. — 90 с.
  5. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М., Академия, 2008. — 110 с.
  6. Кузнецова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа № 3, 2013. — 100 с.
  7. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — Минск: Народное образование, 2009. — 238 с.
  8. Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. — Псков, 2007. — 270 с.
  9. Чистякова Психогимнастика. — М., Просвещение, 2006. — 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, агрессивное поведение, специалист центра, РАБОТА С, III, воспитатель, выявление ребенка, детский сад, оказание помощи.

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями при организации походов со старшими дошкольниками

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями при организации походов со старшими дошкольниками

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

Задать вопрос