Историческая память о героических заслугах предков в годы Великой Отечественной войны как инструмент воспитания духа патриотизма молодежи
Автор: Чередниченко Ольга Викторовна
Рубрика: Семейное воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 02.09.2019
Статья просмотрена: 665 раз
Библиографическое описание:
Чередниченко, О. В. Историческая память о героических заслугах предков в годы Великой Отечественной войны как инструмент воспитания духа патриотизма молодежи / О. В. Чередниченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4408/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Родине должно формироваться не только обществом, государством, но, в первую очередь, в семье. Сохранение памяти о подвигах родственников является эффективным инструментом воспитания подрастающей молодежи.
Ключевые слов: патриотизм, сохранение памяти, педагогика, Отчизна, преемственность поколений.
Вопросу воспитания патриотизма уделялось большое внимание во все времена. Особо актуальным является воспитание духа патриотизма среди молодого поколения, ведь именно на молодежь возлагаются большие надежды в современном обществе.
Воспитание патриотичного толерантного к государству населения является важной задачей любого государства [10]. Не менее важной задачей является для общества является воспитание подрастающих поколений, привитие духовных ценностей, развитие культуры, сохранение здоровья, привитие полезных увлечений. С целью сохранения здоровья зачастую используется инструментарий развития спортивных навыков, развитие спорта [9]. Государство вовлекает молодежь в полезные увлечения, например, коллекционирование, моделирование, поисковую деятельность, туризм и т. д. [4,8]. В целом, развитие личности молодежи осуществляется и через общественную работу, волонтерскую деятельность [3,7].
Вовлечение молодежи в позитивные сферы общественной жизни позволяет сократить и предотвратить вовлечение молодежи в криминальную сферу, способствует сокращению преступности [1,2].
Все общественные инструменты для развития молодежи очень хороши и весьма эффективны.
Однако не только государство должно заботиться о воспитании, привития патриотизма, пропаганды здорового образа жизни у молодого поколения. Воспитывать, прививать дух патриотизма нужно начинать в каждой отдельно взятой семье. В качестве примера осуществления такого воспитания можно привести инструментарий, базирующийся на анализе и сохранении памяти исторических подвигов предков (в т. ч. родственников).
Изучение истории семьи является первым шагом на пути к познанию истории страны, ее традиций и особенностей развития. Благодаря изучению истории семьи происходит духовное сближение детей и взрослых в семье. Именно в семье у детей воспитывается уважение к родителям, к родословной семьи, к традициям, принятым в семье, к нравственным и моральным устоям.
Героизм людей нашей Родины в годы Великой отечественной войны, их подвиг не должен быть забыт никогда.
В семье автора существует эта неразрывная связь времен и поколений. Военные истории и воспоминания о заслугах и героизме прародителей всегда на устах младшего поколения в нашей семье.
И приведенный ниже пример будет являться яркой иллюстрацией подобного воспитательного процесса.
Жизненный путь дедушки моего мужа является примером патриотизма и любви к своей Родине, ответственности за будущее страны.
Дедушка моего мужа Телушкин Михаил Петрович (ставший впоследствии красноармейцем) родился 7 ноября 1912 года в селе Рождествено Епифанского района Тульской области, жизненный путь которого складывался непросто. Его семья состояла из мамы Анны Юфимовны и сестры — отца рано не стало, погиб на Финской войне. Жила семья у дяди Михаила Петровича. С малых лет Михаил Петрович был приучен к труду и уже в семь лет научился пахать землю. Закончил 4 класса школы, и в 12 лет дядя отделил их от себя, дав семье Михаила корову и лошадь [12].
Михаил Петрович работал бригадиром-овощеводом, был незаменимым стоговщиком. В 1935 году женился на Анне Акимовне. Вместе с женой воспитали двоих сыновей и двух дочерей.
На Великую отечественную войну был призван в 1941 году Епифанским РВК Тульской области.
Михаил Петрович Телушкин с июля 1941 года воевал на Юго-Западном фронте, с августа 1942 года — на Закавказском фронте, с февраля 1943 года — на Северо-Кавказском фронте и с ноября 1943 года — 1-ый Украинский фронт.
За вышеуказанный период был дважды ранен: в сентябре 1941 года и в августе 1942 года.
Военное звание — сержант. Должность — командир отделения 4-й стрелковой роты 1279 стрелкового полка 389 стрелковой Бердичевской дивизии.
В боях с немецкими захватчиками проявлял отвагу и мужество. В боях под с. Ясенки, командуя группой автоматчиков, при наступлении противника с превосходящими силами, отражая его ураганный огонь, действовал смело и решительно, уничтожил из автомата 23 гитлеровца. За это Приказом 389 стрелковой Бердичевской дивизии № 016/н от 11.02.1944 г. (1-й Украинский фронт) сержант Телушкин Михаил Петрович, командир отделения 4 стрелковой роты 1279 стрелкового полка был награжден орденом «Славы III степени» [11]. По словам родственников, награда нашла Михаила Петровича лишь в мирное время.
Вскоре после этого с Михаилом Петровичем произошла одна очень неприятная ситуация, после которой его разжаловали в красноармейцы и отобрали имеющиеся у него награды. Со слов родственников, Михаилу Петровичу было поручено расстрелять сослуживца за провинность. Лично зная этого человека и обстоятельства сложившейся ситуации, Михаил Петрович отказался расстреливать, в результате чего и был разжалован в красноармейцы.
Дальше воевать Михаил Петрович продолжил в звании гвардии красноармейца.
Воевал на Западном фронте под Вязьмой, Великие Луки, на Брянском фронте, с марта 1945 года на 4-ом Украинской фронте в должности стрелка 205 стрелкового полка 70 стрелковой дивизии.
На 4-ом Украинском фронте Михаил Петрович участвовал в Моравско-Остравской наступательной операции, которая проводилась в период с 10 марта по 5 мая 1945 года с целью овладения Моравско-Остравским промышленным районом [13].
В Моравска-Остраве и близлежащих городах работали десятки предприятий металлургической, химической, машиностроительной, нефтеперегонной промышленности, которые производили большое количество вооружения и военной продукции. В районе располагались богатые месторождения угля и железной руды. Этот регион с юга прикрывал Германию. Поэтому удержанию этого района немецкое командование придавало большое значение.
Пробиваясь к Мораве Остравской, наши войска короткими ударами выбили противника из тактически важного пункта. Рядовой Телушкин проявил храбрость в ночном бою. Желая во что бы то ни стало вернуть потерянные позиции, враг неоднократно бросался в контратаки. Будучи раненным в лицо, Михаил Петрович остался на поле боя и продолжал вести огонь из личного оружия, убил двух немцев и после второго ранения был унесен с поля боя.
Из донесения № 62576 о безвозвратных потерях от 12.05.1945 г. числится, что красноармеец Телушкин Михаил Петрович 1912 г.р. 17.04.1945 г. был убит и захоронен в Чехословакии (Моравия, Богуславец) [11].
Советские войска нанесли тяжелое поражение армии противника и освободили Мораво-Остравский район. Войска 2-го и 4-го Украинских фронтов полностью освободили Словакию и значительную часть Моравии. В результате были созданы предпосылки для освобождения оставшейся части Чехословакии. Наступление советских войск в Чехословакии способствовало успешному завершению Берлинской операции и всей кампании 1945 года [5].
Однако Михаил Петрович во время Моравско-Остравской наступательной операции был тяжело ранен, но не убит, и находился потом на излечении в эвакуационном госпитале № 1267 г. Самарканда (Свидетельство о болезни № 1088).
Приказом № 42/н от 20.06.1945 г. 70 гв. Стрелковой дивизии 4-ого Украинского фронта гвардии красноармеец Телушкин Михаил Петрович, стрелок 205 Гвардейского стрелкового Ясловского Краснознаменного орденов Суворова и А. Невского полка был награжден орденом «Славы III степени» [11]. По словам родственников, награда нашла Михаила Петровича лишь в мирное время.
После тяжелого ранения был комендантом г. Косторного.
Во время войны немцы сожгли дом Михаила Петровича в селе Рождествено и инвалиду на костылях пришлось вернуться в чужой дом. Однако Михаилу Петровичу удалось возвести из бревен для своей семьи небольшой домик из 3 окон [12].
Работы не боялся: был и плотником, и столяром, а потом от жены научился валять валенки, стал известным валяльщиком. Люди постоянно обращались к нему, чтобы он свалял им валенки.
С 1959 года семья Телушкиных переехала в Епифань. Чтобы прокормить семью, Михаил Петрович зимой валял валенки, а летом рубил дома. В нем всегда нуждались люди.
06 апреля 1985 г. Министром обороны СССР был награжден Орденом Отечественной войны I степени (№ документа 74 от 06.04.1985 г.).
Телушкин Михаил Петрович за прожитую жизнь был награжден следующими юбилейными медалями:
− юбилейная медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07 мая 1965 г.);
− юбилейная медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1975 г.);
− юбилейная медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 г.);
− юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 г.);
− юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». (Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 1995 г.).
Прожив совсем непростую жизнь, Михаил Петрович никогда не жаловался, всегда с благодарностью относился, когда ему уделяли внимание как фронтовику.
Умер Телушкин Михаил Петрович 23 марта 1997 г. и захоронен на кладбище в дер. Вечерняя Заря Ленинского района Тульской области.
Никто не забыт и ничто не забыто!!! [7]. Низкий поклон и вечная память на долгие годы!
Подобным образом (на приведенном примере), и нужно воспитывать детей и подростков в семье, участвовать в общественной жизни, прививать общечеловеческие ценности и т. д.
Конечно, данный инструмент не может (и не должен) являться единственным алгоритмом воспитания подрастающего поколения, но, несомненно, заложенные в семье духовные и моральные качества будут способствовать развитию личности и человека.
Литература:
- Воронцова Н. В., Миненко К. С. Проблема предупреждения преступлений [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 146–149.
- Миненко К. С., Воронцова Н. В., Щепотьев А. В. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации. // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — С. 11–12.
- Надеин В. В., Кальянов А. Ю. Участие студентов в общественной жизни и волонтерском движении как инструмент более эффективной адаптации молодежи на рынке труда / В. В. Надеин, А. Ю. Кальянов // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда — сборник III. — Тула: ТулГУ. — 2016. С. 53–56.
- Пуляев А. В., Наскин А. А. Развитие внутреннего туризма в призме спорта.// VII Тульский молодежный экономический конкурс инновационных проектов и идей: Сборник тезисов работ/ Под ред. Ю. Д. Земляникова. — Т.: Имидж Принт, 2016. 608 с., с. 421–425.
- Самсонов А. Моравско-Остравская наступательная операция // Сетевое издание «Военное обозрение» — История, 16 марта 2015. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://topwar.ru/70653-moravsko-ostravskaya-nastupatelnaya-operaciya.html.
- Стихотворение Ольги Берггольц «Никто не забыт — ничто не забыто».
- Щепотьев В. И., Щепотьев А. В., Щепотьев А. И. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 77–81.
- Щепотьев А. В., Надеин В. В. Развитие и пропаганда коллекционирования как инструмент повышения культурно-нравственного уровня молодежи / А. В. Щепотьев, В. В. Надеин // Вестник ТИЭИ. — Тула: Частная образовательная организация высшего образования — ассоциация «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)» 2014. — № 5. — С. 98–102.
- Щепотьев А. В., Лукьянова Е. Д. Спорт как инструмент развития личности подростка // Школьная педагогика. — 2018. — № 3. — С. 11–15.
- Щепотьев А. В., Федорова Я. Ю. Специфика подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Образование и воспитание. — 2019. — № 1. — С. 54–57.
- Поиск документов о Героях войны [Электронный ресурс]. URL: https://pamyat-naroda.ru (дата обращения: 30.08.2019).
- Бессмертный полк. [Электронный ресурс]. URL: http://moypolk.ru/node/119269 (дата обращения: 23.08.2019).
- Википедия. Моравско-Остравская наступательная операция. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Моравско-Остравская_наступательная_операция (дата обращения: 20.08.2019).
Похожие статьи
Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...
Актуальные проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе на примере всероссийского движения "Юнармия"
Вопрос патриотического воспитания молодежи в 21 веке стоит наиболее остро. Современные блага не послужили развитию среди молодежи чувств любви к отечеству. В связи с этим, вопрос патриотического воспитания на сегодняшний день рассматривается на госуд...
Похожие статьи
Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...
Актуальные проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе на примере всероссийского движения "Юнармия"
Вопрос патриотического воспитания молодежи в 21 веке стоит наиболее остро. Современные блага не послужили развитию среди молодежи чувств любви к отечеству. В связи с этим, вопрос патриотического воспитания на сегодняшний день рассматривается на госуд...