Педагогические технологии в образовательном процессе
Авторы: Шевченко Ольга Ивановна, Ветров Игорь Иванович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 26.09.2019
Статья просмотрена: 2941 раз
Библиографическое описание:
Шевченко, О. И. Педагогические технологии в образовательном процессе / О. И. Шевченко, И. И. Ветров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4450/ (дата обращения: 18.12.2024).
Встатье рассматривается понятие «педагогическая технология». Авторы раскрывают классификацию педагогических технологий и их применение.Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию образовательного процесса. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, соискателей, научных сотрудников. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах
Ключевые слова: педагогические технологии, классификация, традиционное обучение, признаки, обучающиеся.
Реформирование системы высшего образования в России сопровождается современными тенденциями в теории и практике образования. Активизация образовательного процесса, повышения познавательной активности обучающихся привели к необходимости внедрения в процессе образования современных педагогических технологий. Этому способствовало внедрение информационных технологий в нашу жизнь, научно-технический прогресс во всех сферах жизни человека, и желание добиться гарантированных результатов.
Существуют различные взгляды на то, что такое «технология».
- Технология — частная методика по достижению отдельно поставленной цели обучения (например, технология организации групповой деятельности).
- Технология — педагогическая система в целом, при этом ее важнейшими элементами являются обучающиеся и преподаватели (по определению В. П. Беспалько).
Технология включает в себя как методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение поставленного результата форм организации процесса), так и систему средств обучения.
Характерные признаки технологии:
технология может быть представлена как совокупность методов изменения уровня обучающегося;
технология направлена на проектирование и использование в процессе обучения эффективных форм, методов и средств.
Выстроенный в определенной последовательности образовательный процесс с использованием методов, средств и форм обучения — это технология.
В педагогическом энциклопедическом словаре представлены следующие определения понятий «педагогическая технология» и «технология обучения»:
− педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;
− технология обучения — представляет собой вариативную составляющую педагогической технологии, при этом выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.
Признаки «педагогической технологии»:
− наличие четко поставленной цели;
− представление изучаемого материала в заданной форме;
− работа обучающихся по схемам, планам, алгоритмам предстоящих действий;
− наличие разноуровневых заданий (маршрутов) с правом выбора доступного для достижения стандарта;
− для того чтобы обучающиеся могли оценить уровень своих достижений — «знаниевые опоры»;
− для обучающихся — работа профессорско-преподавательского состава с учетом их достижений и возможностей в дозированной и регламентированной форме;
− взаимодействие участников образовательного процесса на основе проблемно-поисковых ситуации, проектов, деловых игр, новых информационных технологий;
− психологическая поддержка усвоения в виде актуализации мотивационно-смысловой сферы обучающихся;
− на протяжении процесса обучения эффективный контроль и самоконтроль достижений.
Педагогическая технология имеет концептуальную основу, содержательную часть обучения, процессуальную часть — технологический процесс.
Единой классификации педагогических технологий нет. Классификация, предложенная Г. К. Селевко, является наиболее полной классификацией педагогических технологий:
− общепедагогические, частно-предметные, отраслевые, локальные, модульные, узко методические — по уровню применения;
− биогенные, социогенные, психогенные — по психическому развитию;
− информационные (знания, умения, навыки), операционные (способы учебной деятельности), сфера действенно-практическая — по ориентации на личностные структуры;
− обучающие (воспитательные; общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические) — по характеру содержания и структуре;
− классно-урочные, альтернативные, индивидуальные, групповое дифференцированное обучение — по организационным формам;
− авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества — по подходу к обучающемуся;
− объяснительно-иллюстрированное, развивающее, проблемно-поисковое, саморазвивающее обучение, информационное — по преобладающему (доминирующему) методу.
В настоящее время, в образовательном процессе используются следующие виды педагогических технологий:
− проблемное обучение (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер и др.);
− программированное обучение (Б. Ф. Скиннер и др.);
− компьютерное обучение (А. И. Берг, Е. И. Машбиц и др.);
− дистанционное обучение (А. В. Краснослободцев и др.);
− модульно-рейтинговое обучение (Ю. В. Дулепова, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.);
− контекстное обучение (А. А. Вербицкий и др.);
− технология образовательного проекта (В. В. Гузеев, Е. С. Полат, Т. С. Федорова и др.);
− технология естественнонаучного обучения (Н. П. Воскобойникова, А. М. Захлебный, Н. Е. Кузнецова, В. М. Назаренко и др.).
− контрольно-корректирующая технология (М. В. Кларин, К. У. Кретсберг и др.);
− технология индивидуальных образовательных траекторий и комбинированная система предметного обучения (Н. П. Гузик и др.);
− проблемно-деятельностная технология обучения (А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. Н. Коротков и др.).
Остановимся на некоторых из них:
- Технология программированного обучения. Основатель — профессор Б. Ф. Скиннер. Он в основу программированного обучения положил два требования: от контроля перейти к самоконтролю; педагогическую систему перевести на самообучение обучающихся. Программированное обучение строится по четким алгоритмам обучения (точным инструкциям), которые приводят к ожидаемому результату и обязательно включают обратную связь.
- Технология проблемного обучения. Проблемное обучение — активная технология обучения. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы. Под руководством преподавателя создается проблемная ситуация и при помощи активной самостоятельной деятельности обучающихся находятся пути по ее разрешению. В образовательном процессе в настоящее время используются четыре уровня проблемности в обучении.
− первый уровень — создание и решение проблемной ситуации самим преподавателем, а обучающиеся это осмысливают;
− второй уровень — создание проблемной ситуации и ее решение с обучающимися в диалоге;
− третий уровень — создание проблемной ситуации преподавателем, а обучающиеся самостоятельно ее разрешают;
− четвертый уровень — на основе специально подобранного преподавателем учебного материала, обучающиеся самостоятельно обнаруживают противоречия и разрешают их.
Плюсы проблемного обучения:
− развитие внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности, самостоятельности и нестандартности мышления;
− прочность усвоения приобретаемых знаний.
- Технология модульного обучения. Модуль — логически завершенная часть учебного материала, завершающаяся контролем знаний и умений обучающихся. Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Познавательная часть формирует теоретические знания по учебной дисциплине. Учебно-профессиональная часть формирует профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний.
- Технология контекстного обучения. Контекстное обучение — это процесс активизации обучения происходит не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет создания дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. Типы лекций при контекстном обучении: информационные, проблемные, лекции-визуализации, лекции, читаемой совместно двумя лекторами, лекции с заранее спроецированными ошибками, пресс-конференции.
5.Технология суггестивного обучения. Концепцию суггестивного обучения предложил болгарский врач-психиатр Г. Лозанов. Она разработана на основе общей релаксации обучающегося (уменьшение напряжения). Суггестивное обучение строится на следующих принципах:
− без зубрежки;
− образовательный процесс без переутомления;
− в основе обучения лежит мотивация;
− обучать укрупненными единицами (блоками);
− решать задачу возможно комплексно.
Эффективность технологии — за короткий срок можно добиться значительных результатов.
- Информационные технологии. Информационные технологии классифицируются по различным признакам: способу получения знаний; степени интеллектуализации; целям обучения; по характеру управления познавательной деятельностью пользователей.
- Технология создания проектов. Для профессиональной подготовки будущих специалистов важна индивидуальная форма организации обучения, реализуемая через метод проектов.
7. Технологии дистанционного образования. Дистанционное образование — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных организаций.
Это малая доля характеристик технологий обучения, применяемых в образовательном процессе.
Данные педагогические технологии обладают средствами, позволяющими активизировать, как процесс обучения, так и познавательную активность обучающихся.
Применяемые педагогические технологии в современном вузе должны быть направлены на:
− профессиональную подготовку будущих специалистов;
− личностно-профессиональное развитие личности;
− оптимизацию теоретического и практического компонентов подготовки специалистов — для гарантированного достижения результатов;
− учет индивидуальных особенностей личности обучающихся.
Сочетание традиционного обучения с современными технологиями в образовательном процессе позволяет добиться наилучшего качества профессиональной подготовленности будущих специалистов в вузе. Индивидуализация и дифференциация обучения помогает развивать профессиональные умения, творческие способности обучающихся, тем самым повышая уровень подготовленности выпускников образовательных организаций.
Ключевые слова
классификация, признаки, Педагогические технологии, обучающиеся, традиционное обучениеПохожие статьи
Технологии нестандартного обучения
В статье рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения слушателей в вузе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может до-биться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся. Авторы особое вни...
Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе
Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...
Инновационные методы обучения на кафедре клинической психологии
Статья посвящена исследованию инновационных методов обучения на кафедре клинической психологии. Рассматривается общий стиль педагогического общения и формы взаимодействия преподавателя кафедры клинической психологии и студентов. В статье представлены...
Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе
Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...
Инфографика как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях
В статье исследуется проблема использования инфографики в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением инфографики как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повс...
Информационные технологии и уголовный процесс
В статье рассматриваются некоторые проблемы уголовного процесса, связанные с информационными технологиями. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в уголовном процессе при использовании информационных технологий. Предмет...
Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям
В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Похожие статьи
Технологии нестандартного обучения
В статье рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения слушателей в вузе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может до-биться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся. Авторы особое вни...
Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе
Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...
Инновационные методы обучения на кафедре клинической психологии
Статья посвящена исследованию инновационных методов обучения на кафедре клинической психологии. Рассматривается общий стиль педагогического общения и формы взаимодействия преподавателя кафедры клинической психологии и студентов. В статье представлены...
Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе
Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...
Инфографика как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях
В статье исследуется проблема использования инфографики в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением инфографики как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повс...
Информационные технологии и уголовный процесс
В статье рассматриваются некоторые проблемы уголовного процесса, связанные с информационными технологиями. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в уголовном процессе при использовании информационных технологий. Предмет...
Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям
В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...