Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.10.2019

Статья просмотрена: 313 раз

Библиографическое описание:

Филонова, Т. В. Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы) / Т. В. Филонова, Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4476/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим.

Фёдор Тютчев

Родина … Когда мы произносим это слово, то перед нами непременно возникает милый сердцу образ: родной дом, где провели беззаботные детские годы, любимые и прекрасные лица родителей, бабушек и дедушек. А ещё это наша малая родина, где прошло детство, где знаком каждый потаённый уголок. И закрыв глаза можно отчётливо представить себе каждую деталь в округе, будь то берег реки или старая берёза у оврага.

Все мы родом из детства….

«Что посеешь, то и пожнёшь». Всем нам известна эта замечательная пословица. Сказано кратко, чётко и ясно. И, что не менее важно — актуально.

В непростое время мы живём. Да и вообще было ли когда-нибудь для России время простым и спокойным?! Скорее нет, чем да. Наши «партнёры» постоянно пытаются навязать нам свои политические видения, свои обычаи и нравы, свои «нравственные ценности» и свою, так называемую «духовность». Невооруженным взглядом видна их «забота» о подрастающем поколении юных россиян. И именно сейчас, может быть как никогда ранее, остро стоит вопрос о том, как защитить от идеологического мусора наших детей, как научить их ценить и любить историю своего народа, знать и уважать интересы страны, хранить традиции и общественные устои. И этот вопрос отнюдь не риторический. Если сейчас пустить воспитание детей на самотёк, то в недалёком будущем можно получить поколение «Иванов, не помнящих родства». И для страны это будет не просто колоссальной проблемой, это будет масштабной катастрофой.

И здесь закономерно возникает вопрос: какую же работу нужно вести со школьниками, чтобы сформировать у них духовно-нравственные ценности, соответствующие Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года?Какие приёмы и методы работы могут дать наиболее положительный результат?

Имея опыт работы над данным вопросом,мы можемопределённо выделить одно из направлений в работе, которое способствует формированию духовно-нравственных ценностей у учеников, а именно речь в данном случае идёт о проведении в нашей школе эколого-патриотических троп.

Наше село Серпейск находится в 20 км. от районного центра Мещовска. Серпейск известен тем, что до 1494 года принадлежал литовцам. В 1494 году был взят войсками Ивана III, но по договору с Александром Литовским вновь отошел к Литве. Однако в 1500 году жители Серпейска перешли на сторону Ивана III. В то время Серпейск был деревянным городом с одной проезжей и четырьмя глухими башнями, имел около 550 саженей в окружности. В 1613 году выборные дворяне из Серпейска участвовали в подписании грамоты об избрании Михаила Романова на русский престол. В 1776 году Серпейск стал уездным городом Калужского наместничества, а в 1777 году получил герб, на котором изображены в зелёном поле два серебряных серпа, вместе сложенных с золотыми рукоятями. В 1796 году Серпейский уезд был упразднен, а город приписан к Мещовскому уезду.

В 1919 году Серпейск был лишен статуса города, став селом.

На территории современного Серпейска находятся средняя школа, фельдшерский пункт, почта, магазины. Восстановлена и действует церковь Николая Чудотворца, построенная в 1771 году.

Не остался Серпейск в стороне от военных событий в суровые годы Великой Отечественной войны.

Недалеко от Серпейска, за деревней Иванково, находился аэродром «Красный гай». Там в годы Великой Отечественной войны дислоцировался 187 (368) гвардейский штурмовой Краснознамённый авиационный полк. И именно к месту расположения этого аэродрома была проложена одна из первых эколого-патриотических троп.

Эколого-патриотическая тропа представляет собой специальный образовательный маршрут в природных условиях, на пути которого находятся значимые природные объекты и памятные места, связанные с историческими событиями.

С экологической точки зрения данный маршрут был проложен так, чтобы школьники могли познакомиться с флорой родного края, что способствовало бы воспитанию у детей экологической культуры, бережного отношения к природе.

Но наибольшее значение представляло для нас знакомство с историей родного края в годы Великой Отечественной войны.

Была создана творческая группа по подготовке к походу, изучены документы, находящиеся в школьном музее, карта боевого пути авиаполка, биографии некоторых лётчиков и списки тех героев, которые погибли при боевых вылетах с аэродрома «Красный гай» в период с 11 июля по 4 сентября 1943 года. Неподдельный интерес вызвал материал о встрече лётчиков авиаполка с учащимися Серпейской средней школы 9 мая 1984 года.

В процессе подготовки материала для тропы члены группы пообщались с очевидцем и участницей событий тех лет — Филоновой Клавдией Андреевной.

Клавдия Андреевна подробно, в деталях рассказала о военной поре, о строительстве аэродрома, о военных лётчиках.

Вот небольшая выдержка из её воспоминаний:

«22 июня 1941 года. Я как раз закончила восьмилетку. Молоденькая, не сразу восприняла войну как трагедию и всей страны, и каждого человека. Радио не было, никто ничего не объяснял. Думала, что всё происходит где-то далеко. Но на третий день, когда началась отправка мужчин на фронт, слово «война» обрело зловещий смысл….

В октябре, нас подростков, а также бездетных женщин, отправляли под Десну рыть противотанковые окопы. Опять же, взяли с собой что могли — хлеба да картошки. Из деревни около Варшавского шоссе жители были эвакуированы, и нам дали избу с печкой. Окопы копали глубокие. …

Когда враг отступал, боёв у нас не было. Немцы двигались не останавливаясь. …

На Рождество, 7 января 1942 года Серпейск был освобождён..

После освобождения, работы не убавилось. Занимались чисткой дорог. От Серпейска до Мещовска дорогу разделили на участки между деревнями, и каждое утро мы с лопатами освобождали её от снега. Осенью этого же года я попала на очистку посадочной полосы иванковского (аэродром «Красный гай») аэродрома. …Лётчики нас жалели, пускали в свои землянки согреться, просушить одежду. Понятно, им было ещё тяжелее, вернутся ли после каждого очередного вылета или нет? На войне человеческая жизнь всегда висит на волоске…».

И вот настал день, когда ученики школы под руководством Татьяны Вячеславовны Филоновой направились к месту, где был аэродром. Классам было дано задание подготовить георгиевские ленточки и небольшие выступления, посвященные героям-лётчикам, тем, кто вернулся с войны и тем, кто навсегда остался на поле боя.

На месте установки памятного знака продолжилось знакомство с историей аэродрома «Красный Гай». Право повязать георгиевские ленточки рядом с памятной доской, было предоставлено самым достойным из учеников. Память погибших лётчиков почтили Минутой молчания.

Далее маршрут тропы привёл нас в деревню Иванково. В д. Иванково, у дома Героя Советского Союза Качурина Ивана Андреевича, обучающаяся 11 класса Пугачёва Марина рассказала про боевые подвиги своего земляка. А также ребята поимённо вспомнили всех героев Советского Союза — уроженцев Мёщовского района: Мишина И. К., Тараканчикова Н. И., Кондруцкого А. И., Дегтярёва А. И., Хлюстина П. А.

Можно много говорить о хороших книгах, фильмах о войне. Но едва ли это заменит живое общение с очевидцами, посещение памятных мест. Вот отзыв об участии в эколого-патриотической тропе на место дислокации аэродрома «Красный гай» одиннадцатиклассницы Князевой Алёны:

«… Никто не остался равнодушным, ведь мы шли по историческим местам, узнавали много нового о своей истории. Трудно выразить чувства, которые испытываешь, находясь в таком знаменательном месте, как аэродром «Красный Гай»: гордость за Родину, любовь к ней … для нас это не пустые слова. Вечная память героям!»

И это, пожалуй, лучшая оценка всей совместной работы учеников и учителей при подготовке и во время проведения этого общешкольного мероприятия.

Увы, время неумолимо. И тех, кто видел ужасы фашизма своими глазами, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Уходят очевидцы страшных дней Великой Отечественной войны. И именно их воспоминания для нас особенно ценны, прежде всего, тем, что не содержат ни слова фальши, ни извращённой трактовки событий тех лет. Сейчас как может быть никогда ранее важно не перекраивать историю в угоду псевдопатриотов, а составлять её из воспоминаний тех, кому мы обязаны мирным небом над головой. И тех, кто воевал, и тех, кто своим трудом в тылу приближал великий День Победы.

После успешного проведения эколого-патриотической тропы на место дислокации аэродрома «Красный гай» были организованы и проведены тропы на место дислокации в годы ВОВ аэродрома отсечения в районе деревни Умиленка. Этим аэродромом пользовались некоторое время пилоты знаменитой эскадрильи «Нормандия-Неман». Посещение источников и родников в районе Серпейска с проведением субботника по очистке территории родника «Живая вода» и др.

Все мы родом из детства, и именно детские впечатления и воспоминания — одни из самых важных. Они откладывают свой значимый отпечаток на всё наше дальнейшее мировоззрение. И каким будет этот отпечаток, какие ценности будут в приоритете у наших детей, во многом зависит от каждого из нас.

Литература:

  1. Воспоминания Филоновой К. А.
  2. Архивные материалы из школьного музея Серпейской средней школы.
  3. refdb.rulook/1201010-pall.html
Основные термины (генерируются автоматически): III, Великая Отечественная война, аэродром, эколого-патриотическая тропа, место дислокации аэродрома, родной край, Советский Союз.

Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Задать вопрос