Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.10.2019

Статья просмотрена: 1312 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4480/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. (Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры.)

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. (Сократ, древнегреческий философ. V век до нашей эры.)

Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (Ассирийская клинопись. X век до нашей эры.)

Читаю и удивляюсь — ничего с тех пор не изменилось! Только определение этому явлению менялось. «Трудновоспитуемый подросток», «трудный ребенок», «социально-запущенный». В современных исследованиях наиболее часто употребляется понятие «девиантный подросток», «подросток, склонный к девиантному поведению».

Проблема девиантного поведения подростков сейчас на слуху. Её не обсуждает только ленивый. Это связано с тем, что количество подростков с отклонениями в поведении от общепринятых норм, не уменьшается. И, к сожалению, растет с каждым годом. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. [1]

Отклоняющееся или девиантное поведение как нечто противоположное нормативному поведению представляет собой систему поступков, выходящих за пределы общепринятых нравственных и правовых норм, за исключением норм психического здоровья. [2]

Данная проблема особенно актуальна для системы среднего профессионального образования, где я и работаю уже 40 лет.

Никого не хочется обижать, но контингент у нас особый. В большей степени это трудные подростки, которые были аккуратно отторгнуты школой и уже стали стойкими нарушителями социальных норм. Табакокурение, грубость, употребление алкоголя, пропуски уроков или редкое посещение учебного заведения, бродяжничество, воровство, токсикомания — стали настоящими друзьями таких подростков. Не под силу оказались они общеобразовательной школе! В системе средних общеобразовательных учреждений мы обучаем и профессии, и пытаемся перевоспитывать трудных подростков.

Анализ происхождения девиантного поведения детей приводит к выводу, что главной причиной его возникновения является противоречие между требованиями, предъявляемыми ребенку семьей, школой, обществом и низким уровнем развития у него самосознания, самооценки и саморегуляции. Названное противоречие, как правило, порождается дисгармонией социокультурных, семейно-бытовых, социально-педагогических и психологических отношений [3]. Другими словами, подросток сталкивается с психологическими трудностями, обусловленными неправильным воспитанием и неблагополучными факторами в семье. Учителя же часто не хотят или не умеют работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию. Подмена воспитательных воздействий администрированием, формальное исполнение учебно-воспитательной работы становится нормой. Подросток оказывается педагогически запущенным.

Человек бывает плох. Человек бывает юн. Это вовсе не одно и то же. Плохого человека можно пытаться исправить. Юный «исправится» сам. Ведь молодость — это недостаток, который неизбежно проходит с годами. [4]

Какие задачи ставит наш колледж на пути «исправления» девиантного поведения учащихся? Главная — попытка изменить сознание и поведение подростков «группы риска» через ежечасное педагогическое воздействие. И если подросток почувствует поддержку, искренность намерений преподавателей, — результат будет положительным. Задача системы по профилактике девиантного поведения учащихся в учреждении СПО заключается не в том, чтобы довести его до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения [5].

Основную работу с такими детьми осуществляют в колледже кураторы. Особенно на первом году обучения. Куратору необходимо создать банк данных на обучающихся, изучить особенности семьи каждого подростка, чаще всего это возможно только с помощью телефона, ибо большая часть обучающихся живут в районах области и приехать в колледж не имеют возможности, запланировать профилактические беседы, систематически контролировать посещаемость и успеваемость обучающихся, оказывать помощь в ликвидации пробелов в знаниях, проводить индивидуальные беседы с обучающимися, посещать не менее 2 раз в неделю обучающихся в общежитии (если это иногородние). Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Действенным профилактическим средством против девиантного поведения являются физическая культура и спорт, кружки технического творчества, досуговая и трудовая деятельность. В нашем колледже этот метод действует на протяжении долгих лет. Стараюсь уже в первые недели работы с первокурсниками выявить их увлечения, наклонности и интересы. Примерами могут быть следующие задания. Нарисовать газету к памятной дате, подобрать музыку или песни к мероприятию, найти портреты известных людей, умерших от СПИДА, защитить честь колледжа на «Кроссе наций».

Кроме того, куратор обязательно планирует не менее 2 классных часов в месяц по профилактике вредных привычек. «Пить или не пить? — Жить или не жить?», «Вредные привычки и здоровье человека», «Прощайте, наркотики», «Здоровье — привилегия мудрых», «Курильщик — сам себе могильщик», «Пивной алкоголизм», «Что мы знаем о ВИЧ?», «Опасность употребления ПАВ», «Толерантная и интолерантная личность».

Из специальной литературы мы знаем, что к «группе риска» обычно относят детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, обучающихся, состоящих на учёте ПДН, детей из неполных семей, обучающихся, состоящих на внутреннем учёте колледжа. И иногда девиантное поведение проявляется и у подростков из вполне себе благополучных семей. Таких трудных учащихся обычно бывает 25 % от общего числа. Огромную помощь в исправлении ошибок поведения личности, отклоняющегося от наиболее важных социальных норм, конечно, оказывают и администрация колледжа, и социальный педагог. Таким образом, работа с детьми с отклоняющимся нормами поведения, включает в себя и учебный процесс, и внеучебную деятельность. А для проживающих в общежитии студентов, ещё и социально-бытовую. Опыт показывает, что атмосфера жизни колледжа, нормы и правила, отношения с преподавателями существенным образом влияют на поведение обучающихся. Немаловажную роль играет и личность куратора.

Социальная реабилитация студентов с отклоняющимся нормами поведения строится в соответствии со следующими принципами:

– принцип ориентации на позитивное в поведении и характере обучающегося группы риска, т. е. опора на положительные качества ребенка. Причём, наказание за отклоняющееся поведение надо использовать не часто. И лишь тогда, когда подросток испытывает душевное смятение, понимая неприглядность своего поступка. Предпочтительнее поощрить ребёнка, что повышает его уверенность в своих силах, усиливает установку на совершение социально полезных дел,

– принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер, т. е. реализация потребности ребенка в самоутверждении;

– принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков, формирование у него жизненных стремлений и бывших духовных ценностей;

– принцип глубокой доверительности и уважения во взаимоотношениях с детьми.

Такая аккуратная социально-реабилитационная работа с обучающимися помогает вырабатывать адекватные формы поведения и помогает преодолевать трудности. Профилактика девиантного поведения у подростков «группы риска» — это очень сложный и длительный процесс. Наша задача каждодневно стараться помогать каждому подростку полноценно адаптироваться в современном обществе, найти своё место в нём. Каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы колледжа и весь педагогический коллектив.

Литература:

  1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс/Л. А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164с.
  2. Роголева, Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: / Моск. гос. социальный ун-т. — Москва, 1998. — 14 с.
  3. Роголева, Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис. кандидата педагогических наук: / Моск. гос. социальный ун-т. — Москва, 1998. — 14 с.
  4. Степанов, С. Детский мир. Советы психолога родителям. Электронная библиотека bookz.ru
  5. Гатальский, В. Д. Девиантное поведение учащихся учреждений среднего профессионального образования как социальнопедагогическая проблема: стратегии профилактики и коррекции. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: /Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. — Санкт-Петербург, № 1, 2010.- 66–77 с.
  6. Попов В. А., Липнягов Н. П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. — 2013. — № 7. — С. 410–412. — URL https://moluch.ru/archive/54/7282/
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, девиантное поведение учащихся, колледж, норма, норма поведения, обучающийся, педагогический коллектив, ребенок.

Похожие статьи

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со школьниками

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Профилактика подросткового экстремизма

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Похожие статьи

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со школьниками

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Профилактика подросткового экстремизма

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Задать вопрос