Модификация методики Золтана Дьенеша в подготовительной группе детского сада
Автор: Тюкалова Юлия Михайловна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 05.12.2019
Статья просмотрена: 81 раз
Библиографическое описание:
Тюкалова, Ю. М. Модификация методики Золтана Дьенеша в подготовительной группе детского сада / Ю. М. Тюкалова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4557/ (дата обращения: 20.12.2024).
Каждому воспитателю необходимо развиваться, а также формировать собственный стиль работы. Поэтому важно совершенствовать методы обучения, а также внедрять в свою практику инновационные методики.
Проработав воспитателем в детском саду несколько лет, с уверенностью могу сказать, что развиваться необходимо ежедневно. Я постоянно изучаю новинки в сфере дошкольного образования, которые могут помочь мне усовершенствовать мои занятия, а также улучшить качество воспитательно-образовательной работы. Таким образом, два года назад я открыла для себя логические блоки Дьенеша.
На первый взгляд я подумала, что это обычный набор геометрических фигур, выполненных в объемном варианте. В действительности же это гораздо больше, чем просто обычные геометрические фигуры. Это целый неиссякаемый источник игр на развитие логического мышления.
Большую часть своей профессиональной карьеры Золтан Дьенеш посвятил изучению психо-математики. На основе собственных многочисленных практических исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики, доступная для понимания даже самым маленьким детям, позволяющая им «новыми глазами» посмотреть на математику.
Пособие состоит из 48 геометрических фигур в объеме, и главная особенность в том, что ни одна фигура не повторяется. Все детали отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Эти свойства позволяют составлять множество логических задач на сравнение, а также кодировать и декодировать информацию.
Дьенеш предлагает различные увлекательные игры, логические математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на развитие интереса у детей к математике, а также аналитических способностей, речи, внимания и памяти. Какие именно игры и задания он предлагает, говорить не буду, многие педагоги уже знакомы с блоками, а кто нет, тому достаточно ознакомится с методическими пособиями. Хочется поговорить о недостатках системы Дьенеша, хотя специалисты таковых не нашли. Однако занимаясь с детьми по данной системе продолжительное время, хочется сказать о следующем:
– небольшое цветовое разнообразие (всего три цвета: желтый, синий, красный);
– небольшой набор свойств фигур (особенно для детей старшего дошкольного возраста);
– сравнительно небольшой охват образовательной области речевого развития детей.
Проанализировав опыт своей работы с блоками, я нашла следующие решения данным недостаткам:
- «Небольшое цветовое разнообразие». Этот вопрос решался проще всего. Так как многие делают блоки на заказ, а не используют готовые наборы, то просто изготовляется дополнительный набор из 12 фигур с желаемым цветом. Также блоки Дьенеша можно изготовить в мягком варианте, не используя дерево или пластик.
- «Небольшой набор свойств фигур». Здесь я решила нарушить одно из условий авторской разработки и убрать такое свойство фигур как «толщина». Необходимо было усложнить, предложенные автором схемы кодирования и декодирования информации. Детям моей подготовительной группы, на определенном этапе, задания стали просты и неинтересны. Все пособие было переведено в плоский бумажный вариант, с одним но… На каждую из фигур были нанесены восемь вариантов различной штриховки, что позволило разработать новые схемы, значительно усложнив задания. Плоский вариант было решено сделать еще и потому, что это также позволяло увеличить цветовое разнообразие. В итоге общее количество фигур увеличилось до 96.
- «Небольшой охват образовательной области речевого развитие». В подготовительной группе мне удалось целиком интегрировать данную методику в непосредственную образовательную деятельность по развитию речи, сделав объектом кодировки обычную «Азбуку». А если быть точнее, наделив каждую букву рядом свойств (кодов). Что позволило кодировать и декодировать не просто буквы, но и целые слова.
Исходя из вышеперечисленного, я смогла включать данное пособие в содержание образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что мой опыт будет вам полезен в использовании данного дидактического пособия или поможет решить нужно ли вам вообще его использовать в своей работе.
Литература:
- Ерофеева Т. И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.: Просвещение 1992г.
- З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1984г. стр. 11–22, 52–57, 97–110, 165–168.
- Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение 1987г. стр. 9–19.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А. А. Столяра. — М.: «Просвещение».