Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании юного скрипача | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 1194 раза

Библиографическое описание:

Коханова, Н. В. Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании юного скрипача / Н. В. Коханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 31-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4580/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сольное выступление в концерте представляет собой особую форму публичной деятельности музыканта-исполнителя, весьма отличающуюся от всех других видов его творческой работы. Концертно-исполнительская деятельность имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания юного скрипача. Эта работа должна проводиться не только в ходе непосредственной подготовки к концерту, но и во всей предварительной работе над музыкальным произведением. Необходимо также как самому исполнителю, так и его педагогу иметь представление о специфике мышления и поведения на сцене, о создании особой исполнительской формы сочинения, ориентированной непосредственно на концертное выступление.

Понимание данных явлений необходимо для успешного достижения высших художественных целей и для профессионального становления музыканта-исполнителя в целом. На самочувствие исполнителя во время концерта влияют не только общие психофизиологические закономерности стрессового состояния, но и художественно-творческие факторы, связанные со сложностью достижения глубины, выразительности и цельности интерпретации сочинения, с необходимостью выхода на высокий уровень исполнительной точности и устойчивости исполнения, артистичности, виртуозности действий, а также с главной задачей активного художественного воздействия на аудиторию.

Так С. М. Майкапар говорил о необходимости ориентации на акустические условия концертного зала, с которыми особенно приходится считаться главным исполнителям. Инструмент «страдает от плохой акустики зала, в котором приходиться выступать» [7, С. 34]. Р. Шуман писал: «Исполнение артиста перед публикой или перед отдельными лицами не одно и то же, да и сам он становится иным. Прекрасный, ярко освещенный зал, блеск свечей, нарядное собрание — все это поднимает настроение, как исполнителя, так и слушателей» [10, С. 234].

Г. М. Коган указывал, что при исполнении музыкального произведения «волнение в образе» вполне совместимо с «творческим спокойствием» вне образа» [4, С. 89].

В момент концертного выступления у исполнителя происходит ряд психофизиологических изменений: возникает огромное психическое, эмоциональное, физиологическое напряжение; повышается или, наоборот, понижается кровяное давление и температура; учащается сердцебиение; обнаруживается некоторое нарушение кровообращения; возникает чрезмерная стимуляция двигательной активности, увеличение тонуса мышц, нарушение естественного ритма дыхания и пр.

Осложнять исполнительский процесс может также гиперответственность, т. е. чрезмерно повышенная требовательность к себе и к своему творчеству, сковывающая исполнителя. Завышенная самооценка собственного исполнения, обостренные претензии исполнителя, накладываясь на возникающее при концертном выступлении естественное чувство ответственности, могут приводить к нарушению отдельных сторон исполнительства. Чрезмерное состояние ответственности усиливает чувства тревоги и неуверенности. [8, С. 1140]

Этапы формирования исполнительского мастерства через учебный репертуар [И.Р. 3]

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние, о роли концертно-исполнительской деятельности в воспитании юного скрипача говорилось во все времена. Начальный этап обучения — это неотъемлемая часть общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

Вопросы развития человеческой личности можно рассмотреть через музыкальное образование, и, в частности, скрипичного, разработаны ещё недостаточно. Роль скрипки, скрипичного искусства, тесно связанных с выражение тончайших человеческих мыслей и чувств, всегда заметно возрастала в исторические периоды развития демократических процессов в обществе. Так было и в эпоху зарождения скрипки в XVІ-XVІІ веках, и в период становления и развития европейского романтизма, и в российской действительности XІX века, так, очевидно, должно быть и теперь — в пору глубоких общественных перемен, неотделимых от культурных процессов, призванных утверждать исконную гуманистическую ценность искусства, музыки.

Не угасает интерес к скрипке и в наше время он связан с появлением на сцене исполнителей, которые поражают своей виртуозностью. Через популярные эстрадные обработки классических образцов они несут в массы скрипичное искусство.

В последнее десятилетие ХХ века в России существенно изменились условия деятельности детских школ искусств.

Неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс освоения традиционных образовательных программ. Для обеспечения результативного процесса необходимы дифференцированные модели обучения.

Современными задачами обучения детей в классах скрипки является:

– развитие природных способностей детей;

– формирование навыков игры на инструменте;

– освоение предметов музыкально теоретического цикла;

– формирование навыков музицирования на инструменте;

– воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой и умения ориентироваться в музыкальных стилях;

– формирование развитие исполнительских качеств;

– выявление наиболее одарённых детей для их подготовки к поступлению в средние профессиональные учебные заведения.

Скрипка представляет играющему неограниченные возможности художественного самовыражения.

Воспитание концертно-исполнительских качеств юного скрипача

Целью воспитания концертно-исполнительской деятельности является раскрытие сущности этапа подготовки исполнителя к концертному выступлению, его особенностей, характеристика основных методов и приемов преодоления сценического волнения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Воспитание чувства ответственности, привитие интереса и любви к музицированию и раскрытие творческих способностей учащегося.
  2. Воспитание артистических способностей и способности владеть собой в момент выступления.
  3. Развитие эмоциональности учащегося через его отношение к исполняемым музыкальным произведениям.
  4. Развитие уровня мастерства игры на сцене.
  5. Расширение кругозора в области музыкально-исполнительного искусства.

Концертное исполнительство — очень тонкий и сложный психологический процесс, направленный на развитие личности учащегося. Важной составляющей этого процесса является подготовка учащегося к публичному выступлению. Любому концертному выступлению ученика: будь то экзамен, зачет, концерт, конкурс — предшествует длительная подготовительная работа. В чем смысл этого кропотливого и напряженного труда?

Чаще всего в традиционных музыкальных школах обучаются дети с различным уровнем музыкальных способностей, из чего следует, что уровень «публичности» будет в каждом случае различным. Уже в начальный период обучения ребенку необходимо прививать чувство ответственности за качество исполнения на сцене и вместе с этим — любовь к игре для публики.

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс — сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.

Виды волнения

  1. Волнение — апатия — ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям, нежелание играть.
  2. Волнение — паника — игра ребенка лишена творческого начала, память подводит исполнителя.
  3. Волнение — подъем — юный исполнитель может перевести сценическое волнение в творческое вдохновение.

Методические рекомендации концертно-исполнительской деятельности юному скрипачу

В день концерта:

– Утром нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно.

– Перед выходом из дома, одеваться следует не торопясь, а на дорогу нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.

– Если ты чувствуешь, что нужно позаниматься, то ограничь себя упражнениями или проиграй произведения, не входящие в программу концерта. В конце концов, если программа не готова — учить ее уже слишком поздно.

– Не веди бессодержательных разговоров за кулисами. Они только рассеивают внимание, творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по коридору. Перед выходом на сцену заставь себя спокойно сидеть в удобной позе — при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим столь необходимую для выступления волевую выдержку.

– Не играй в быстром темпе перед самым выходом на сцену, т. к. это ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие куски произведений.

– Помни: зрители пришли в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления. Поблагодари слушателей за то, что они пришли на твой концерт.

– Не бойся зрителя: он твой друг и помощник.

Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять юный исполнитель: сценическое выступление — это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену — тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена — лучшее лекарство от волнения. [И.Р. 1]

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

Публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса ДШИ, способствуют развитию у юных скрипачей определенных исполнительских качеств: владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям; предоставление учащимся возможности творческой самореализации в исполнительской деятельности, создание особых психолого-педагогических условий в процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний. [И.Р. 2]

Привлечение начинающих музыкантов к публичным выступлениям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание выступать. Ориентир направлен на оживленное участие в концертах со свободной программой, что является лучшим средством активизации творческой мотивации будущих музыкантов.

Так, например, Ульяна, шести лет, учащаяся подготовительного отделения. Девочка уравновешенная, спокойная, хорошо усваивает учебный материал.

Психофизиологическая особенность данного возраста характеризуется как период ближайшего социума: родители, друзья по образовательному учреждению. В этом возрасте в поведении детей происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут осознанно выполнять общепринятые нормы и правила поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.

В этом возрасте представления окружающего мира начинают включать качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей. Отсюда детям этого возраста наиболее интересны пьесы, повышающие изобразительность, воображение, избирательность и устойчивость взаимоотношений с родителями и ровесниками.

Поэтому для Ульяны предлагается репертуар для обучения игре на скрипке программного направления: «о явлениях природы» — «Дождик», «Солнышко», «Гроза», «Ледяная гора» и др.; «о животных» — «Медведь», «Зайчик», «Воробей» и др.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

Таким образом, обозначенные психофизиологические особенности позволяют понять, осмыслить, что дети 5–6 летнего возраста уже осознано принимают решения, берут на себя ответственные задания, могут самостоятельно отвечать за свои поступки, умеют оценивать себя и окружающих. В этом возрасте дети психически подготовлены к концертно-исполнительной деятельности. Они смело выходят на сцену и выполняют задания концертно-исполнительской деятельности.

Для Ульяны выбрана концертная программа: М Магиденко «Петушок», Е. Тиличеева «Цирковые собачки». С этой программой девочка принимает участие в отчетном концерте класса, в выступлениях на концерте для детского сада.

Публичные выступления — путь к исполнительскому мастерству

Неспособность владеть навыками саморегуляции и самоконтроля в момент концертно-исполнительской деятельности дает, как правило, сугубо отрицательный эффект, вплоть до разрушительного влияния на деятельность. Можно выделить основные, генетически первичные причины сценического волнения учащихся-музыкантов, имеющего деструктивные последствия. Во-первых, как уже было сказано, действия исполнителя происходят «на публике», подобная ситуация почти всегда сопряжена с волнением, с сильным нервно-психическим напряжением.

К причинам, ощутимо влияющим на нервно-психическое состояние музыканта, относится и группа так называемых «эгофакторов», то есть факторов, имеющих отношение к таким качествам и свойствам человека, как самолюбие, амбициозность и т. п. Музыкант-исполнитель не может оставаться безразличным к тому, как его оценивают педагоги. сверстники, какова его собственная самооценка — и все это вместе взятое вызывает, естественно, соответствующие реакции со стороны психики. [И.Р. 4]

Существуют и другие факторы, обусловленные спецификой публичного выступления и повышающие градус нервно-психической напряженности исполнителя как до выхода на сцену, так и в процессе музицирования: исполнитель, не имеет права на ошибку, на технический сбой (это действует угнетающим образом на внутреннее состояние музыканта, боязнь забыть текст, остановиться во время игры).

Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах: в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т. д.

Психологические особенности подготовки юного музыканта к концертному выступлению [И.Р. 5]

Для того чтобы удачно выступить в концерте, или сыграть на экзамене, или зачете, юному музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует боевому состоянию. Слагаемыми его являются компоненты физической, умственной, эмоциональной и психологической подготовки. Последние компоненты представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта.

Проблема психологической подготовки юного скрипача к концертно-исполнительному действию — одна их важнейших тем в музыкальном искусстве. Нет артиста, который ни разу бы не пострадал от негативных форм сценического волнения.

Еще Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что сценическое волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Для начинающего скрипача хотелось бы напомнить известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение.

Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создают такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Характер сценического волнения существенно зависит от возраста и темперамента, от обученности и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.

Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое учеником во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

Как, например, у ученика 2 класса Михаила, интеллектуально развитого, с хорошим слухом. Мальчик на сцене очень сильно волнуется и переживает, но доигрывает произведение до конца.

Музыкант-исполнитель не может подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты; он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения. Это требует гибкости, способности сосредоточить внимание на том, что важно в данный момент. Даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно играть ее на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть не выявленная ошибка, которая, как правило, и вылезает во время публичного ответственного выступления.

Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:

  1. Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенно, с установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
  2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Более сложное задание — сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения, но воспитывают внимание и сосредоточенность.
  3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.
  4. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на сцену. Преодолеть его поможет данное упражнение.

Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих негативных форм концертного волнения; но требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать любой нотный текст. Боязнь забыть нотный текст — распространённая болезнь среди юных музыкантов. «Сама по себе память, — пишет Г. Коган, — тут по большей части не причём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются».

Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Если движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Уверенность движений зависит от гармоничного состояния игрового аппарата, а это — в свою очередь — связано с тем, насколько исполнитель контролирует свой игровой аппарат в течение всего периода подготовительной работы. Мы часто забываем, что мелкие засорения аппарата лишними напряжениями во время подготовительной работы, нередко разрастаются при выступлении до уровня «зажима», мешающего игре.

Наряду с психологической нестабильностью сценического выступления, Михаил имеет гармоничный эмоциональный тонус, связанный с активностью слуха, что способствует нормальной управляемости своего аппарата, что позволяет ему доиграть произведение до конца.

Так, такие произведения, как «Игра в лошадки» П.Чайковского, «Прелюдия» Б. Дварионаса стали для ученика Михаила «входным билетом» в успешный мир концертно-исполнительской деятельности. Он стал участником городского конкурса «Дебюты».

Чрезмерная эмоциональная напряженность ученика во время сценического выступления ведет обычно к мышечному перенапряжению, нарушающему нормальное функционирование техники. И для снятия такого напряжения я провожу ряд физических упражнений в момент репетиционного момента перед выступлением.

Упражнение «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Ученик находится в расслабленной позе и изображает сдувшийся шарик. Преподаватель произносит текст:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой-топ!

А у кошки шарик — лоп!

На слова: «надувала кошка шар»... ученик выпрямляет туловище, надувает щеки. На сигнал «лоп» — «шарик» со звуком сдувается и возвращается в исходное положение.

Упражнение «Штанга»

Цель: расслабление мышц спины.

Сейчас мы с тобой будем спортсменами-тяжелоатлетами.

Представь себе, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделай вдох, оторви штангу от пола на вытянутых руках, приподними ее. Очень тяжело.

Выдохни, брось штангу на пол и отдохни.

Попробуем еще раз.

Упражнение «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабление мышц рук, спины и груди.

Представим себя тряпичной куклой. Поворачиваем туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняемся вниз.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Как правило, большинство учащихся младшего возраста ничего не знают о сценическом волнении и не испытывают его. Это потому, что:

– Во-первых, у многих учащихся ещё не сформулировались собственные эстетические критерии и ещё не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих сверстников, ещё ничего не говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для работы над музыкальным произведением, для достижения того или иного результата.

– Во-вторых, ещё не сформировался уровень притязаний, который является равнодействующей между предъявляемыми педагогом требованиям и собственными возможностями для их выполнения. За исключением очень одаренных учащихся, основным мотивом для занятия музыкой у детей является желание родителей. Только в процессе обучения любовь к музыке, подкрепленная успехами и положительными оценками педагогов и взрослых, формируется в устойчивую мотивацию к занятиям.

Чаще всего дети младшего школьного возраста выступают с удовольствием. Его привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты — сцена, выход к публике, аплодисменты, поздравления и т. д. Переживание концертно-исполнительского действия продолжается довольно долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание — «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!». И в этих случаях очень важна спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.

Такое поведение наблюдается у Степана семи лет, ученика 1 класса. Мальчик активный, импульсивный, с хорошими музыкальными данными. Степан на сцене чувствует себя уверенно. Его не всегда угнетает волнение, и оно имеет положительную и стимулирующую сторону. Поэтому его концертно-исполнительная программа: Ж. Рамо «Ригодон», А.Лядов «Колыбельная» носит положительный и успешный результат — выступление на отчетных концертах школы, участие в конкурсе «Соло+».

Волнение необходимо и полезно артисту, и особенно учащемуся, так как позволяет им раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не повторяться. Без повышенного эмоционального состояния не может быть подлинного артистического подъема, того огромного художественного воздействия на публику, которое составляет основу музыкального искусства. Концертные выступления учащегося являются своеобразными ступенями в его развитии. Они являются необходимой профессиональной и социальной проверкой возможностей ученика. Это — положительные стороны концертных волнений.

Публичное выступление — это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления юного музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, слышания, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением и общей культуры.

Приобретение уверенности на сцене — это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В. В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», — снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.

Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании — вот путь преодоления сценического страха.

Выявление уровня сформированности исполнительских навыков у детей при игре на скрипке

Чтобы сформировать общую картину по вопросу формирования концертно-исполнительской деятельности скрипачей, определить педагогическую эффективность методических рекомендаций начального уровня исполнительских умений и навыков учащихся нами определены действия по исследованию уровня концертно-исполнительских навыков юного скрипача.

Для проведения эксперимента мы определили два источника эксперимента: уровень концертно-исполнительской деятельности ученика (Евгения) подготовительной группы, ее же интерес к концертно-исполнительской деятельности в 1–2 классе. Метод исследования опирался на анкетный опрос: «Определение уровня мотивации по предмету «Музыка», «Мотивация учебной деятельности», «Музыкальные интересы учащихся» и др. Все анкеты были модифицированы и адаптированы к исследованию уровня концертно-исполнительской деятельности в воспитании юного скрипача. Нами была предпринята попытка в создании анкетного опроса учащихся класса скрипки. И была получена следующая анкета:

  1. Тебе нравится посещать концерты исполнителей скрипачей?
  2. Тебе нравится звучание скрипки?
  3. Какими видами исполнительской деятельности тебе нравится заниматься?
  4. Что тебе нравится на уроке?
  5. Почему ты занимаешься на скрипке?
  6. Часто ли ты ощущаешь чувство радости от концертного выступления?
  7. Нужна ли в жизни человеку музыка?
  8. Какую роль в твоей жизни играет музыка?
  9. Нравится ли тебе заниматься в классе скрипки?
  10. Что для тебя самое интересное на уроке?

Таблица 1

Анкетирование учащихся

Вопросы анкеты

Ответы

Тебе нравится посещать концерты исполнителей скрипачей?

Иногда (3), никогда (1)

Тебе нравится звучание скрипки?

Да (3), нет (1)

Какими видами исполнительской деятельности тебе нравится заниматься?

Нравится выступать на концертах (4)

Что тебе нравится на уроке?

Общение с педагогом (4)

Почему ты занимаешься на скрипке?

1.Пригодиться в жизни (1)

2.По желанию родителей (3)

Часто ли ты ощущаешь чувство радости от концертного выступления?

Часто (4)

Нужна ли в жизни человеку музыка?

Да (1), не знаю (2), нет (1)

Какую роль в твоей жизни играет музыка?

1.Лечит душу, тело (2)

2.Поднимает настроение (2)

Нравится ли тебе заниматься в классе скрипки?

Да (4)

Что для тебя самое интересное на уроке?

1.Различные игры (3)

2.Музыкальные фантазии (1)

Вот как это выглядит на диаграмме:

Данные диаграммы свидетельствуют о высоком уровне готовности к концертно-исполнительской деятельности юных скрипачей

Литература:

  1. Берлянчик, М.М. «Основы формирования исполнительского мастерства скрипача». М.: «Музыка». 2001.
  2. Блинов, М. «Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы» — «Ленинград». 1974.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2003.
  4. Коган, Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста/Г. М. Коган. — М.: Музыка, 1969. — 342 с. — С. 89
  5. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика. — Ростов н./Д: «Феникс». 2002.
  6. Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. — М.: «Музгиз». 1964.
  7. Майкапар, С. М. Музыкальное исполнительство педагогика / С. М. Майкапар. — Челябинск: MPI, 2006. — 224 c. — С. 34
  8. Миронов, Б. Б. Концертное выступление как специфический феномен музыкально-исполнительской деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1140–1142. — URL https://moluch.ru/archive/89/18170/ (дата обращения: 29.10.2019)
  9. Струве, Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. — М.: 1959
  10. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке/Р.Шуман. — М.: Музгиз, 1956. — 304 с. — С. 234
  11. https://infourok.ru/vospitanie-koncertnoispolnitelskih-kachestv-yunogo-pianista-2437681.html
  12. https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/znachieniie_kontsiertnoi_dieiatiel_nosti_v_razvitii_iunogho_muzykanta
  13. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/10/05/etapy-formirovaniya-ispolnitelskogo-masterstva
  14. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4434
  15. https://www.pedm.ru/categories/10/articles/386
Основные термины (генерируются автоматически): концертно-исполнительская деятельность, концертное выступление, сценическое волнение, юный скрипач, сцена, выступление, музыкальное произведение, ребенок, сценическое выступление, юный музыкант.

Похожие статьи

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива

Становление творческой самостоятельности студента-музыканта в учебно-художественной деятельности

Педагогический потенциал ансамблевой деятельности студентов-скрипачей в коллективном исполнительстве

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Роль этикета в формировании культуры движения будущего педагога-хореографа

Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника

Роль аккомпанирования в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки

Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в организации музыкально-оздоровительной работы

Концертное выступление как специфический феномен музыкально-исполнительской деятельности

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива

Становление творческой самостоятельности студента-музыканта в учебно-художественной деятельности

Педагогический потенциал ансамблевой деятельности студентов-скрипачей в коллективном исполнительстве

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Роль этикета в формировании культуры движения будущего педагога-хореографа

Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника

Роль аккомпанирования в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки

Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в организации музыкально-оздоровительной работы

Концертное выступление как специфический феномен музыкально-исполнительской деятельности

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос