Словарное богатство русского языка (урок русского языка в 7-м классе)
Автор: Зубачева Ирина Олеговна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 13.11.2019
Статья просмотрена: 1068 раз
Библиографическое описание:
Зубачева, И. О. Словарное богатство русского языка (урок русского языка в 7-м классе) / И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4595/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тема урока: Урок-исследование «Я беру в руки словарь»... (второй урок по теме «Словарное богатство русского языка»).
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.
Цель: вторичное осмысление известных знаний по теме «Словарное богатство русского языка».
Задачи:
− обобщить знания по лексике; формировать умения определять и характеризовать различные лексические группы слов; закрепить умения работать с лексическими словарям;
− развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы; развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес;
− воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер; онлайн-словари (Толковый словарь, словарь синонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь); облачная интернет-технология «Googl-Disk» (Адрес доступа: https://docs.google.com/presentation/d/12CI6vgfpsFnEpeFP4weMKg5ymwi2b8YLA8VBEijAU_0/edit#slide=id.g640656b683_0_517);
Тип проекта: исследовательский (обучающий), индивидуальный, монопредметный, мини-проект (1 урок).
Цель проекта: выявление многогранности слова в русском языке.
Задачи проекта: проанализировать значения слова «дорога» в основных толковых словарях русского языка, определить историю происхождения слова, изучить употребление слова в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках.
Предполагаемый̆ продукт проекта: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Рабочая тетрадь и презентация в «Googl-Disk».
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Картинка. Буквы, звуки, слово. Слово складывается из букв, состоит из звуков. Это внешняя оболочка слова. А что же прячется в этой оболочке? (Значение слова, его внутренний смысл). Слова в русском языке удивительно многолики. И в каждом разделе изучается какое-то особое «лицо» слова.
III. Актуализация знаний.
— Сегодня у нас заключительный урок по теме «Словарное богатство русского языка». Как вы понимаете фразу «словарное богатство»? (То есть все слова русского языка).
— Вспомните, какой раздел языка изучает его словарный состав? (Лексикология).
IV. Постановка цели изадач урока-исследования.
— Необычная форма урока — урок-исследование. Исследование — исследовать («идти по следу»). Исследовать: 1. Подвергнуть научному изучению. 2. Внимательно осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.
(Оформление титульного листа шаблона).
− Постановка проблемы. (Анализ стихотворения Всеволода Остена «Дорога»).
− Цель и задачи исследовательской работы.
− Объект исследования. Информационная поддержка.
− Этапы работы.
V. Обобщение исистематизация знаний. Работа со словарями. Оформление выводов этапов работы.
1 этап
— Какой словарь нам понадобиться, чтобы разобраться в этом тексте? Почему? (В толковом словаре объясняются значения слов)
— Какие значения имеет слово “дорога” в этом стихотворении? Как называются слова, имеющие два или более лексических значений?
Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова:
ДОРОГА, -и; ж. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Просёлочная д.Шоссейная д., бетонная, грунтовая д. 2. Место для прохода, проезда. Встать на дороге. 3. Передвижение; путешествие, поездка. Утомительная д.Долго пробыть в дороге. 4. Направление, путь следования. Сбиться с дороги.Потерять дорогу. 5. Направление деятельности, путь развития. Пойти по какой-л. Дороге. 6. Средство к достижению чего-л. Упорный труд — верная д. к знанию.
Вывод. Слова, имеющие два или более лексических значений, называются многозначными. Слово «дорога» многозначное: 6 значений (прямых).
2 этап
— Какой словарь поможет выразить свою мысль наиболее точно? Выбрать именно то слово, которое нужно? Подберите синоним к слову «дорога». Используйте в работе словарь синонимов. (Чтобы выразить свою мысль наиболее точно, выбрать именно то слово, которое нужно, необходимо обратиться к словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений (автор Н. Абрамов).
Синонимы к слову «дорога»: путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное). (Дорога большая, военная, горная, железная, окольная, проселочная, санная, столбовая, торная, уезженная, шоссейная). Перекресток, перепутье, распутье. Путь-дорога. Проселком (околицей) к ночи, а прямо (т. е. не торной дорогой) — дай Бог к свету.
Вывод. Слово «дорога» имеет большое количество синонимов, которые помогают избежать лишних повторов, выразить свою мысль более точно.
Промежуточный этап
Тише едешь, дальше будешь.Значение поговорки. (Если ты будешь делать все не спеша, размеренно и не торопливо, то так быстрее достигнешь желаемого результата)
Гимнастика для глаз.
3 этап
— Что обозначают эти выражения? В каком словаре их можно встретить? Используя фразеологический словарь, подберите другие фразеологизмы со словом «дорога».
— В каком значении — прямом или переносном — употребляется слово «дорога» во фразеологизмах? Как вы это определили?
Перейти кому-нибудь дорогу— помешать кому-нибудь. Идти своей дорогой — жить, как ты хочешь.
Примеры фразеологизмов со словом «дорога» из фразеологического словаря:
− Дать кому-нибудь дорогу: пр.зн. — дать пройти; перен.зн. — дать возможность расти, развиваться кому-нибудь.
− Дороги разошлись: пр.зн. — разветвление на дороге; перен.зн. — отех, кто пошел по разным жизненным путям).
Вывод. Это фразеологизмы — устойчивые словосочетания, их толкование и происхождение даны во фразеологическом словаре. Прямое лексическое значение прямо указывает на предмет, действие, явление. Переносное лексическое значение переносит прямое значение слова на другой предмет. Перенос происходит на основе сходства или по аналогии. Перенос значения слова служит для создания образной и выразительной картины.
4 этап
— Какую роль выполняет этимологический словарь? Используя этимологический словарь, определите историю происхождения слова «дорога». Можно ли объяснить правописание слова, зная историю его происхождения?
Вывод. Человек неопытный в этимологии может заподозрить, что слово «дорога» связано с прилагательным «дорогой». На деле же оно одного корня с «дергать», «драть». Буквально слово это некогда значило «овраг», «лощина». В древности путь прокладывали по оврагам, углублениям в земле и называли их «дором». Отсюда современное название слова «дорога». Теперь ясно, почему в этом слове надо писать букву о.
5 этап
— Какие пословицы и поговорки о дороге вы подобрали дома, используя Интернет-ресурсы? (Одному ехать и дорога долга. Дома рука и нога спят, а в дороге и головушка не дремлет. Смотрящий назад не пройдет дороги. И др.)
Вывод. Пословиц и поговорок о дороге в русском фольклоре много. Это объясняется, наверное, тем, что человека всегда волновала тема дороги: зачем и как идти, куда и с кем идти.
VI. Подведение итогов исследовательской работы.
— Что удалось выяснить? (Таким образом, закончив свою исследовательскую работу, я могу с уверенностью заявить, что слово в русском языке очень многогранно. Достаточно взять в руки словарь, и мы узнаем, что слово может быть однозначным и многозначным, употребляться в прямом и переносном значении, иметь синонимы и антонимы, входить в состав фразеологизмов, пословиц и поговорок. Кроме того, каждое слово имеет свою “историю”, которую нам рассказывает этимологический словарь).
— Какую помощь могут оказать нам словари? (Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, способствуют развитию речи, логического мышления).
VII. Послесловие. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Словарь».
— Подумайте, какие тайны в словаре открыл для себя поэт. В чём сила слова? Объясните.
— Почему С. Я. Маршак видит «древнюю рассыпанную повесть», когда смотрит в словарь.
— Как поэт говорит о словах? Перечитайте эти строки.
— На примере каких однокоренных слов поэт раскрывает мысль о том, что в столбцах словаря «мерцают искры чувства»?
— Перед нами проносится человеческая жизнь: «Век, от века, вековать, век доживать, Бог сыну не дал веку, век заедать, век заживать чужой».... Вся жизнь человека, история народа и человечества заключена в словах с корнем -век-.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
— Продолжи предложения. Сегодня на уроке я узнал … Мне осталось непонятным … Полученные на уроке знания и умения я смогу применить … Особенно мне понравилось … Мое настроение … Оценка учителя.
IX. Домашнее задание.
— Конец любой работы — это начало следующей. Как можно улучшить свой проект?
— Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова. Сделайте вывод: какие части речи и какими способами образуются от слова «дорога». Оформите ответ в тетради по русскому языку.