Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 4156 раз

Библиографическое описание:

Гриценко, Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4685/ (дата обращения: 16.11.2024).



Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС ДО) обозначено, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты»» [5, с. 28]. ФГОС ДО определяет социально-коммуникативное развитие дошкольника как процесс усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [5, с. 6]. Всё это мотивирует педагогов ДОО к созданию условий для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «коммуникативная компетентность». Содержание понятия остается дискуссионным, однако несмотря на различные трактовки, их объединяет практическая направленность и указание на те или иные компоненты общения: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр. [5, с. 6].

По определению О. Н. Сомковой, коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Г. Р. Гузеева отмечает, что в отличие от коммуникативных навыков и умений, коммуникативная компетентность предусматривает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения. Центральным качество при этом выступает чувствительность к воздействиям сверстника, а именно способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и другие), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого [6, с. 6].

В старшем дошкольном возрасте мы можем наблюдать три варианта проявления коммуникативной компетентности (схема 1).

Рис. 1

Коммуникативная компетентность дошкольников формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности, где дети активно обращаются к правилам. Обращение к нормам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоотношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.

Т. И. Бабаева в своих исследованиях подчеркивает особую роль, которую выполняет игровая деятельность. В совместных играх старшие дошкольники используют разные правила: собственно игровые, определяющие игровые действия участников в конкретной игре; нормативные, реализующие моральный принцип справедливости, взаимопонимания и отношений партнеров; установки выигрыша и определения победителя (в некоторых видах игр). Дошкольники начинают осознавать, что успех игры определяется принятием всеми участниками общих правил. В этом возрасте наблюдается нормотворчество. Дети самостоятельно придумывают новые правила в игре и ориентируются на них в совместных действиях [1, с.15].

Как отмечает Е. О. Смирнова, к 6–7 годам у дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.

Для старшего дошкольника особо значимы для оценки сверстника его различные умения. Чем они разнообразнее, тем больший интерес проявляют дети к общению и взаимодействию с таким ребенком, тем выше его авторитет и популярность в группе.

Отсюда возникает педагогическая задача — обогащать личный практический опыт каждого ребенка, помогать ему стать интересным партнером в совместной деятельности и общении.

Очень популярным в настоящее время становится проведение в ДОО детских научно-практических конференций для детей старшего дошкольного возраста. Целью выступает пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности, а также развитие мотивации каждого ребёнка к активному участию в жизни детского сада, расширении компетентности каждого ребёнка (выражение собственных интересов, обмен ими, публичное оглашение результатов). Совместно с родителями ребята работают над своими исследованиями, узнают много нового и интересного, а потом презентуют свои результаты на конференции. Темы своих исследований дошкольники выбирают самостоятельно. Например: «Как растения пьют воду?», «Опыты с куриным яйцом», «Почему появляется пенка на молоке?» «Как образуются лужи?». «Как сделать невидимые чернила?» и т. д.

Для успешного развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдение ряда условий (схема 2).

Рис. 2

Наблюдая за детскими взаимоотношениями, воспитатель должен проанализировать ситуаций, определить, какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и поддержку.

Для определения особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников существует ряд методик, таких как социометрическая методика «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина), вербальная ситуация «Новый детский сад» (Т. И. Бабаева), метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова), практическая ситуация «Строим дом» (Т. И. Бабаева), методика «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей»(Г. Р. Гузеева).

Основные показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности:

1) социометрический статус;

2) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками, знание и понимание эмоций другого человека;

3) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации;

4) характер отношения к сверстнику;

5) особенности реального процесса общения;

6) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстников;

7) способность ориентироваться и учитывать особенности другого, проявлять внимание к сверстнику.

Использование диагностических 'методик позволяет педагогам ДОО получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольни-ков в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с.
  2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. — 384 с.
  3. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста. [Текст]. Материалы III международной научной конференции (февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102–106
  4. Смирнова Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.:Эксмо, 2010.- 176 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014.- 32 с.
  6. Хузеева Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка/ М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-78 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность детей, Бабаево, детский сад, ребенок, сверстник, совместная деятельность, дошкольник, общение.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Задать вопрос