Тенденции в реформировании изучения иностранных языков в Узбекистане | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Кушаков, Ю. Х. Тенденции в реформировании изучения иностранных языков в Узбекистане / Ю. Х. Кушаков, М. Т. Кордзадзе. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4687/ (дата обращения: 19.12.2024).



Рассмотрены реформы, направленные на совершенствование изучения иностранных языков в Узбекистане.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, Узбекистан, реформы, постановления.

В последние годы в Узбекистане заметно ощущаются проводимые реформы в сфере образования. Создание новых образовательных учреждений, открытие современных направлений образования и специальностей по подготовке кадров, а также заочных и вечерних отделений, увеличение квот приема в высшие образовательные учреждения являются важными реформами в этом направлении. При этом большое значение уделяется реформам, касающимся изучения иностранных языков.

В настоящее время в учебных заведениях Узбекистана много внимания уделяется выполнению Постановления первого Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [1]. В Узбекистане введена система непрерывного обучения иностранным языкам, преимущественно английского языка, с первого класса школ. Министерство народного образования и Британский Cовет в Узбекистане готовят реформу обучения английскому языку в системе народного образования. Целью реформы названо наилучшее возможное качество образования посредством четырех составляющих — учебных планов, тестирования/оценки, методологии и материалов — при создании условий учителям для наиболее продуктивного труда.

Уровень знаний преподавателей английского языка своего предмета планируется оценивать совместно со шведской компанией Education first [2]. Результат этого экзамена будут соответствовать международной системе CEFR. Планируется разработка конкретной программы повышения квалификации преподавателей английского языка. С помощью этой программы будут изучены сильные и слабые стороны педагогов английского языка и по результатам заключения будет создана программа специальных учебных курсов для повышения квалификации преподавателей. До сегодняшнего дня отсутствовала система беспристрастной оценки знаний преподавателей, и подобное новшество внедряется впервые.

Основополагающую роль в совершенствовании системы народного образования сыграли принятые в 2018 году постановления и указы Президента Республики Узбекистан [3, 4, 5]. В сфере модернизации содержания образования планируется коренное изменение содержания общего среднего образования для создания компетентностной модели обучения направленной на изучение, первую очередь, и иностранных языков, необходимых в дальнейшем для освоения профессий, востребованных в рамках создаваемой инновационной экономики на основе новых учебных стандартов, программ, учебников и методических материалов. Планируется создание специализированных классов и школ, с акцентом на углубленное изучение иностранных языков, и обеспечение участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся (PISA, TIMSS и PIRLS).

С 2020–2021 учебного года начнут работу 39 новых специализированных школ по изучению немецкого, французского, испанского, корейского и китайского языков. Школам предоставлено право привлекать иностранных специалистов для внедрения передового опыта и методологии обучения. Учителя немецкого, французского, испанского, корейского и китайского языков будут направляться в зарубежные страны для повышения квалификации [6]. Выпускникам специализированных школ планируется выдавать международные дипломы и сертификаты о владении иностранным языком, включая Test DAF (Test Deutsch als Fremdsprache), Test DELF (Diplome d'Études en Langue Française), DALF (Diplome Approfondi de Langue Française) и Japanese Language Proficiency Test Certificate (JLPT Certificate).

Все поступающие в вузы с 2015/2016 учебного сдают тест по иностранному языку.

В 2003 году, в соответствии с Указом главы государства «О совершенствовании системы повышения квалификации и стажировки перспективных молодых педагогов и научных кадров» создан фонд Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом, привлечению на постоянной основе зарубежных специалистов к учебному процессу в высших образовательных учреждениях. Во исполнение постановления главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» фонд запустил трехступенчатый образовательный проект по повышению квалификации преподавателей английского языка всех уровней образования. Совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Ташкентским представительством Британского совета, Республиканским языковым центром и Узбекским государственным университетом мировых языков разработан целый ряд программ. В соответствии с ними около 90 преподавателей английского языка успешно прошли курсы повышения квалификации в Лондонском университете «Метрополитен» и Норвичском институте языкового образования.

Начиная с 2013/2014 учебного года в Узбекистане в высших учебных заведениях по отдельным специальным предметам, особенно по техническим и международным специальностям, занятия ведутся на иностранных языках.

Государство активно поддерживает и мотивирует молодёжь к изучению иностранных языков. Абитуриенты, имеющие сертификаты ведущих международных экзаменационных систем (TOEFL, IELTS, CEFR, SAT General, SAT Subject и других), максимального количества баллов по соответствующим предметам освобождаются от тестовых испытаний по данным предметам. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием» начиная с 2017/2018 учебного года, в каждом высшем образовательном учреждении проводится поэтапное обучение дисциплинам специальности на английском языке как минимум в 2-х академических группах на всех курсах, целевая подготовка профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке [7]. Организована их соответствующая подготовки за рубежом, а также привлечены зарубежные специалисты к проведению учебных занятий. Налажено обучение на основе современной учебной литературы, используемой на сегодняшний день в высших образовательных учреждениях развитых государств. Проводятся стажировки перспективных научных и педагогических кадров, в первую очередь педагогов высших образовательных учреждений по подготовке кадров по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах, в частности, в Южной Корее, Японии и Германии, на 2–3 месячных курсах, направленных на освоение новых знаний по специальности [8].

Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года [9] ориентирована на знание и активное изучение иностранных языков. В её целевых показателях к 2030 планируется достигнуть 100 процентного результата знаний английского языка учителями английского языка, соответствующим уровню C1-CEFR требований Европейского Союза путем прикрепления профессоров кафедр иностранных языков вузов и 100 процентного результата знаний английского языка выпускников общеобразовательных учреждений со знанием английского языка, освоивших английский язык на уровне В1-CEFR требований Европейского Союза.

Литература:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.12.2012 г. N ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков».
  2. https://kun.uz/ru/news/2019/04/01/ naskolko-xorosho-znayut-svoy-predmet-prepodavateli-inostrannyx-yazykov.
  3. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 г. № УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием».
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18 августа 2018 года № ПП-3907 «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания».
  5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 сентября № ПП-3931 «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования».
  6. https://www.gazeta.uz/ru/2019/08/26/ Текст см. https://polpred.com/?ns=1&ns_id=3100509
  7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».
  8. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 22 июля 2017 г., N 30, ст. 729.
  9. «Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 29.04.2019 г. N УП-5712).
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, Узбекистан, язык, CEFR, SAT, иностранный язык, народное образование, Британский совет, дальнейшее совершенствование системы изучения, Европейский Союз.

Похожие статьи

Реформы юридического образования в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.

Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному

Научная статья посвящена проблемам выбора целей и постановки задач при обучении немецкому языку, как второму иностранному, на базе другого европейского языка.

Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития

В последние годы ирано-российские отношения под влиянием разнообразных факторов стали бурно развиваться. Это не могло не сказаться позитивно на состоянии обучения русскому языку в Иране. Развивающееся экономическое сотрудничество между Россией и Иран...

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Второй иностранный язык в общеобразовательной школе. Актуальные проблемы

Статья посвящена актуальным проблемам изучения второго иностранного языка в общеобразовательной школе.

Особенности образования экономических терминов и сравнительный анализ их перевода

Изучение языков очень важно для каждого человека в наше время. В декабре 2017 года Президент Туркменистана утвердил «Концепцию совершенствования изучения иностранного языка в Туркменистане». В работе рассматривается структура многокомпонентных термин...

Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана

Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь...

Роль переводчика в уголовном судопроизводстве (по законодательству Республики Корея)

В данной статье автор исследует роль переводчика в уголовном судопроизводстве Республики Корея, правовое положение данного должностного лица, проблемы, выявленные в законодательстве в рассматриваемой области.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Похожие статьи

Реформы юридического образования в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.

Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному

Научная статья посвящена проблемам выбора целей и постановки задач при обучении немецкому языку, как второму иностранному, на базе другого европейского языка.

Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития

В последние годы ирано-российские отношения под влиянием разнообразных факторов стали бурно развиваться. Это не могло не сказаться позитивно на состоянии обучения русскому языку в Иране. Развивающееся экономическое сотрудничество между Россией и Иран...

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Второй иностранный язык в общеобразовательной школе. Актуальные проблемы

Статья посвящена актуальным проблемам изучения второго иностранного языка в общеобразовательной школе.

Особенности образования экономических терминов и сравнительный анализ их перевода

Изучение языков очень важно для каждого человека в наше время. В декабре 2017 года Президент Туркменистана утвердил «Концепцию совершенствования изучения иностранного языка в Туркменистане». В работе рассматривается структура многокомпонентных термин...

Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана

Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь...

Роль переводчика в уголовном судопроизводстве (по законодательству Республики Корея)

В данной статье автор исследует роль переводчика в уголовном судопроизводстве Республики Корея, правовое положение данного должностного лица, проблемы, выявленные в законодательстве в рассматриваемой области.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Задать вопрос