Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Килина, Г. Б. Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы) / Г. Б. Килина, Т. И. Власова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4709/ (дата обращения: 17.11.2024).



Специфика работы МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82» города Новокузнецка заключается в том, что наряду с образовательно-воспитательной деятельностью, проводятся реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия для детей, нуждающихся в длительном лечении.

В санаторную школу-интернат поступают на лечение дети и подростки в возрасте от 6 до 16 лет с малыми и затихающими формами туберкулёза, состоящие на учете в детском отделении противотуберкулезного диспансера, а также на учете у врачей-фтизиатров поликлиник. Ежегодно в санаторной школе — интернате контингент воспитанников обновляется до 40 %.

51 % обучающиеся санаторной школы–интерната приходят из семьей, которые попали в трудную жизненную ситуацию — это многодетные, малообеспеченные, опекунские. Накопленный отрицательный опыт общения в семье переносится на отношения обучающихся с социальным окружением, находя выражение в агрессии, жестокости, в драках, правонарушениях, самовольных уходах из школы и дома. В связи с этим возникла необходимость правового воспитания воспитанников, т. е. формирование у них правовых знаний, правил поведения в обществе.

В структуру воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся входит система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Специфика формирования правовой культуры школы-интерната требует индивидуально–личностного подхода, поиска новых форм, методов и приёмов. На базе санаторной школы-интерната в 2016 году было организовано объединение правоохранительной направленности ‒ клуб «Мы и закон», для подростков, которые имели проблемы в обучении и поведении.

Актив правового клуба «Мы и закон» составляют обучающиеся с 5-го по 9 -й классы. Активная работа членов клуба по пропаганде правовой культуру вызвала повышенный интерес среди одноклассников. К концу учебного года количество членов клуба увеличилось с 15 чел. до 21 чел.

Особенностью данной модели организации клуба правовой направленности, реализуемого в санаторной — школе, является следующее:

– команда формируется внутри образовательного учреждения, имеет сменный характер;

– члены клуба работают не только со сверстниками, но и с младшими обучающимися, а также с их родителями.

Цели:

  1. Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  2. Содействовать утверждению в школьной жизни идей добра, духовного совершенствования детей и подростков.
  3. Пропагандировать здоровый образ жизни и ответственное поведение.
  4. Создать систему профилактики вредных привычек среди обучающихся.

Мероприятия клуба «Мы изакон»

Актуально для нашей школы является обучение детей поведению в конфликте. Для разрешения школьных конфликтов в рамках правового клуба специалисты учат детей вести переговоры, достигать согласия во взаимодействии обучающихся, учителей, воспитателей и родителей.

В мае 2019 года, для обучающихся 5-х — 9-х классов проведена театрализованная игра «Суд над воровством», цель которой — коррекция девиаций поведения и мировоззрения подростков. Заседание импровизированного суда проходило в актовом зале. На доске висел плакат «Хоть с умом воровать, а беды не миновать». Участники игры разбивается на группы. Каждой группе дается конфликтная ситуация, которую затем проигрывали по ролям — судьи, обвинителя, защитника, пострадавшего, свидетеля, присяжных. В конце игры проходило совместное обсуждение «Что чувствовали, когда были в той или иной роли? Можно ли было из этой ситуации выйти по-другому?». Акцентировалось внимание подростков об уголовной ответственности за кражи.

Участниками игры был сделан вывод, что везде и всегда пользуются уважением воспитанные и честные люди.

С целью формирования негативного отношения подростков к курению и снижения риска приобщения к этой вредной привычке, проведена театрализованная игра «Суд над папиросой». Судья обвиняет Табакову Папиросу Никотиновну, рожденной много веков назад до нашей эры, в убийстве и отравлении людей, а также в предумышленном разложении молодого поколения. Приводятся данные статистики — сколько человек курит, состав табака, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему одной минуты жизни. Суд в составе председательствующего, присяжных заседателей, секретаря, с участием свидетелей, обвинителя и защитника рассмотрел дело по обвинению папиросы в отравлении человечества, в возникновении пожаров на Земле, в засорении планеты Земля. Суд признал Папиросу виновной и приговорил ее к извлечению ее из жизни человека. Приговор суда окончательный, обжалованию не подлежит, приводится в исполнение немедленно.

Учитывая специфику образовательного учреждения, одним из направлений работы правового клуба является здоровьесбережение. Совместно с врачом наркологом, инспектором ПДН, педагогом — психологом проводятся дискуссии, круглые столы, акции на темы по ЗОЖ. Например, «О вреде употребления спайсов и солей», «Электронная сигарета — польза или вред?» и т. д.

Темы для разговора с воспитанниками школы — интерната предлагают сами участники клуба. Для большей наглядности создаются компьютерные презентации, применяются видеофильмы, музыкальное сопровождение, разыгрываются сценки. Наиболее популярен в работе правового клуба «Мы и закон» ток — шоу, где участники обсуждают актуальные проблемы, выражают своё мнение, происходит общение с взрослыми «на равных». Так, например, в ток-шоу «Скажите мне…» обсуждалась проблема профилактики асоциального поведения, охраны жизни и здоровья человека. Участниками игры были доцент кафедры социологии МГУ, депутат думы, президент ассоциации директоров школ и заместитель прокурора. Рассматривались разные ситуации, например, кража телефона в школе; ученик обнаружил в раздевалке таблетки, так называемые «колёса»; у одноклассника заметили на руке следы от уколов.

Каждая ситуация обсуждалась с участие приглашенных лиц и воспитанников. Мероприятие было очень интересным, не оставило никого равнодушным, у каждого участника было возможность высказаться. В конце мероприятия все пришли к единому выводу, что очень трудно, да и неприятно жить в условиях недоверия, настороженности. Очень хочется думать о тех, кто рядом с тобой только хорошее.

Клуб правоохранительной направленности «Мы и закон» активно участвует в областных акциях «Будущее без наркотиков», «Детство — без обид и унижений». Цель которой является формирование системы профилактики детского и семейного неблагополучия, противодействие жестокому обращению с детьми, повышение информированности школьников о правилах безопасного поведения в обществе. В рамках областной акции среди обучающихся среднего звена проведена конференция «Это должен знать каждый», с целью в понимания того, что никто не имеет право оскорблять, обижать или унижать их.

В таблице 1 по годам отражено участие членов клуба в научно-практических конференциях школьного, городского, международного уровней, в конкурсах и акциях, посвящённых ЗОЖ.

Таблица 1

Участие клуба «Закон имы» вобщественной жизни

Учебный год

Конференции

Конкурсы

Акции

2015–2016 уч.г.

12 %

21 %

53 %

2016–2017 уч.г.

14 %

28 %

57 %

2017–2018 уч.г.

17 %

35 %

62 %

Ежегодно в санаторной школе — интернате проводит психолого-правовая неделя, целью которой является профилактика психического здоровья обучающихся; формирование правовой культуры обучающихся. В проведении психолого-правовой недели принимают участие воспитанники с 1-по 9 классы. Итоги, подведенные в конце психолого-правовой недели, показывают знания основ правовой культуры и общей психологии, ЗОЖ, умение воспитанником санаторной школы — интерната работать в команде.

В результате деятельности клуба правовой направленности «Мы и закон», у обучающихся изменилось отношение к своему здоровью, повысился уровень культуры здоровья, сформировано негативное отношение к вредным привычкам. А также снизилось количество конфликтов среди воспитанников, наблюдается рост вовлеченности в социально-значимую деятельность.

Итак, опыт нашей работы свидетельствует, что одним из главных условий формирования правовой культуры обучающихся, повышение активной гражданской позиции является создание в школе детского объединения правоохранительной направленности ‒ правового клуба «Мы и закон». За три года работы клуба «Мы и закон» у воспитанников сформировалось негативное отношение к вредным привычкам, в частности к табакокурению. Участие в работе клуба «Мы и закон» способствует формированию у подростков активной гражданской позиции, повышает правовую грамотность, помогает интересно и творчески жить.Впроцессе работы происходит мощное восполнение дефицита социальной востребованности и реализация лидерского потенциала подростков. Клуб правоохранительной направленности «Мы и закон» пользуется огромной популярностью у воспитанников санаторной школы — интерната, обучающиеся приходят сами и приводят своих друзей и одноклассников.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой клуб, санаторная школа, правоохранительная направленность, обучающийся, психолого-правовая неделя, активная гражданская позиция, негативное отношение, образовательное учреждение, правовая культура, правовая направленность.

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Задать вопрос