Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2019

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Петров, В. Е. Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого / В. Е. Петров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4746/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Ключевые слова: культурологический подход, социально-гуманитарные дисциплины, СПО, Медицинский колледж.

Культурологический подход — достаточно известный, хорошо научно разработанный и широко применяемый комплекс педагогических методов и образовательных технологий. У А. Н. Галагузова культурологический подход понимается как неотъемлемая часть методологического обеспечения профобразования, реализация которого направлена на решение социально значимой задачи, состоящей в создании условий для устойчивого развития общества и социально-профессионального сообщества на основе культурной преемственности (например, в части сохранения традиций), а также в создании условий для гармонизации взаимодействия человека как субъекта культуры с социумом и социокультурной средой [2]. Мы видим сущность культурологического подхода в преподавании учебных дисциплин и осуществлении воспитательной деятельности через призму культуры и ее ресурсов. Большинство авторов обращают внимание на тесную связь культурологического с компетентностным подходом в образовании [4].

Рассмотрим, как может применяться культурологический подход в условиях преподавания социально-гуманитарных дисциплин (цикла ОГСЭ) на площадке Медицинского колледжа в части как элементов содержания учебных дисциплин, так и педагогических методик их преподавания. Для начала следует сразу же заметить, что сами социально-гуманитарные дисциплины уже априори содержат темы из области культуры и предполагают тот или иной учебный анализ феноменов культуры. Например, на дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» рассматривается как отчужденная от естественной природы общественно-культурная сущность человека, так и отдельно представлен большой блок «Духовная сфера», в котором анализируется обществоведческое значение понятий «культура», «мораль», «наука», «образование», «религия» и «искусство». При изучении данного раздела у студентов и преподавателя существует практически безграничное поле возможностей для актуализации культурологического содержания, имеющего значение «здесь и сейчас» — сравнения классического и современного искусства, рассмотрения религиозных ценностей и практик, анализа универсальных и национальных моральных норм, обсуждении новейших культурных событий, течений и т. д. Кроме того, здесь студент начинает видеть, что понятие «духовность» имеет отношение не только к религии и морали, но и к искусству (в том числе — современному), науке, материальной и повседневной культуре. Аналогично культурологический подход применяется нами в разделах «экономика» и «право», где уместно вспомнить про экономическую и правовую культуру личности и общества, проблеме отношения к культуре как к услуге и экономическому благу.

Похожим образом культурологический компонент и подход реализуется на дисциплине «Основы философии», присутствующей на всех специальностях СПО в соответствии с ФГОС 3+. Полагагаем, что любой преподаватель философии упоминает про появление философии из мифологии как попытку критического переосмысления последней, показывает неразрывную связь истории философии (в особенности, восточной, античной и средневековой) с культурно-цивилизационными факторами, обсуждает значение философии для всей духовной культуры.

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» также не исключает, а настойчиво предполагает применение культурологического подхода. Уже на первой теме при обсуждении социологии как науки и ее основных разделов широко используется обращение к культурологическому материалу. Так, при перечислении разделов социологической науки мы говорим про социологию культуры, где, в качестве примера ее предмета изучения, предлагаем студентам провести социологический анализ собственного уровня культурного потребления, ответив (про себя или по желанию — вслух), сколько раз за последний год они сходили в театр или музей (и в какие?), сколько книг прочли (и каких?) или сколько книг хранится в их домашней семейной библиотеке, куда бы студенты пошли бы вечером для досуга, если бы сегодня или накануне был выходной, и т. д. Подобный провокативный вопрос преподавателя имеет сильный образовательный и воспитательный эффект, ведь студент не только начинает лучше понимать и представлять специфику и содержание количественных и качественных исследований в социологии, но и задумывается о собственном социально-культурном благополучии и доступе к ресурсам культуры. Аналогично при упоминании такого раздела современной социологии, как социология города, мы упоминаем такую сложившуюся в российской урбанистике и социологии проблему, как «города без городской культуры», т. е. проявления отсутствия в значительной части российских средних и даже крупных городов сложившейся городской или локальной культуры. Студентам задается вопрос, согласны ли они с констатацией такого факта и подобной постановкой проблемы, и в чем видят причины данного эффекта.

При изучении истории социологии на последующих темах вновь мы применяем культурологический подход, в частности, сравнивая концепции М. Вебера и К. Маркса о статусе культуры и духовной сферы для общества как первичной или вторичной, об отличиях ценностно-рационального и традиционного типов социальных действий, понятиях «габитуса» П. Бурдье и культурных проявлений социального отчуждения в концепциях неомарксизма. В разделе «основы политологии» мы акцентируем внимание студентов на значении категории «политическая культура» и ее основных разновидностях, применительно к современному обществу. Вникая в значение категории «политическая культура», студенты уже глубоко, аналитически видят причины и сценарии происходящих политических процессов, алгоритмы принятия политических решений в среде широких общественных масс и политических элит.

Дисциплина «Краеведение» представляется нам культурологической не менее чем на 60 % своего содержания (остальные компоненты дисциплины — география, экономика, экология края). В этой связи в процессе преподавания краеведения мы придавали посещению музеев, исследованиям культурных и исторических объектов и традиций Новгородской земли и региональных культур мест проживания иногородних студентов.

И, наконец, учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» (ранее — «Основы исследовательской деятельности») также наполняется культурологическими методиками и содержанием. В качестве основной цели данной дисциплины в новой, проектной версии ставится научить студентов создавать социально-значимые проекты и эффективно управлять ими, получая необходимый результат. Пр этом учебные проекты, которые обязательно должны быть «под ключ» подготовлены студентами индивидуально или в мини-группах (помимо изучения теории проектного менеджмента), могут носить не только профессиональный, медицинский, но и любой другой характер и формат содержания, поэтому достаточно часто студенты самостоятельно выбирают социокультурные и даже художественные вариации тем проектов.

В «научно-исследовательской» части данной учебной дисциплины изучается методология научного исследования и общая исследовательская культура, необходимая любому студенту, в чем опять же находит свое применение культурологический подход. Иногда некоторые научные методы, например, технику «располовинить» при анализе сложных объектов, легче объяснить и проиллюстрировать на конкретном культурологическом примере, в частности, на основе произведения изобразительного искусства — полотна Тивадара Чонтвари «Старый рыбак» (как известно, непонятный изначально образ бедного немолодого рыбака раздваивается при помощи зеркала на божественный и дьявольский, что наполняет картину множеством метафорических и аллегорических значений).

Другие дисциплины общеобразовательного и социально-гуманитарного цикла, преподаваемые в Медицинском колледже НовГУ имени Ярослава Мудрого, также в той или иной степени, но всегда включают в себя описываемый подход. При этом, культурологический подход не может быть ограничен лишь дисциплинами ОГСЭ — он обоснованно и гармонично способен найти свое применение даже в узких профессиональных дисциплинах, МДК и профессиональных модулях практически в любой области профессионального образования.

Культурологический подход находит свое применение и во внеучебной, воспитательной деятельности преподавателя и куратора, необходимости его высокой личной и профессиональной культуры, и в организации досуга студентов (стимулирование посещения мест культурных индустрий — театров, музеев, центров современного искусства, библиотек), формировании в студенческой аудитории потребностей и навыков самостоятельного поиска и критического выбора для участия в культурных событиях, культурного волонтерства, мотивирования поддержания и приращения личной культуры учащихся, взаимной культуры общения студентов между собой, студентов и преподавателей, студентов как будущих практикующих медиков и их пациентов. Сама медицинская наука и сфера деятельности представляется нам как прежде всего гуманитарная, и, следовательно, неразрывно связанная с культурой, поэтому культурологический подход в образовательном процессе в учебных учреждениях медицинской направленности, безусловно, видится как один из ключевых. В современной ситуации снижения общего уровня культуры в обществе и нивелирования духовно-воспитательного элемента образования, это особенно актуально.

Литература:

  1. Алексеева Е. В. Культурологический подход в воспитании личности студента в условиях реализации ФГОС СПО // Инновации и традиции педагогической науки — 2019 [Электронный ресурс]: сборник трудов ХIХ Международной научно-практической конференции (30 марта 2019 г., г. Якутск) / [под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной]. — Электрон. текст. дан. (6,7 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — C.18–20.
  2. Галагузов А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: дисс. … д-ра пед. наук. ‒ М.: РГСУ, 2012.
  3. Крылова Ю. С. Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 721–724. — URL https://moluch.ru/archive/65/10340/ (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Мочулаев В. Е., Остромухова П. В. Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1483–1490. — URL https://moluch.ru/archive/115/30996/ (дата обращения: 15.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): культурологический подход, дисциплина, Медицинский колледж, студент, значение категории, создание условий.

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии

Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и...

Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Эконометрика» в БФУ имени И. Канта

В статье рассмотрен практико-ориентированный подход к преподаванию дисци-плины “Эконометрика” студентам бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов Финансового университета

В статье рассматривается реализация культурологического и аксиологического подходов в исследовании иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономических вузов, а также ключевые факторы ее формирования в контексте данных подходов...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии

Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и...

Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Эконометрика» в БФУ имени И. Канта

В статье рассмотрен практико-ориентированный подход к преподаванию дисци-плины “Эконометрика” студентам бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов Финансового университета

В статье рассматривается реализация культурологического и аксиологического подходов в исследовании иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономических вузов, а также ключевые факторы ее формирования в контексте данных подходов...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Задать вопрос