Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 25.01.2020

Статья просмотрена: 1316 раз

Библиографическое описание:

Безъязыкова, Н. В. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы / Н. В. Безъязыкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4829/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основой обучения, на основании концепции ФГОС ООО второго поколения, является творческая деятельность, при которой обучающиеся усваивают большую часть знаний в процессе самостоятельного поиска информации. Для развития интеллекта и творческого мышления применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию деятельности обучающихся.

Наиболее эффективной современной технологией, дающей качественное усвоение знаний, по моему мнению, является технология проблемного обучения, так как обучающийся становится активным участником собственного обучения. Умелое использование данной технологии на уроках русского языка и литературы позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной речью, анализа художественного произведения.

При использовании технологии проблемного обучения учитель организует обучающихся на поиск знаний. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Учитель создает проблемную ситуацию, организует поиск и проверку гипотезы, обобщение результатов и применение полученных знаний. Обучающийся осознает противоречия в изучаемом явлении, формулирует проблему, выдвигает и проверяет гипотезу, анализирует результаты, делает выводы и применяет полученные знания.

На своих уроках я применяю технологию проблемного обучения, так как в ней есть положительные моменты: личностная включенность всех обучающихся в процесс обучения, развивается интеллектуальный потенциал обучения, наблюдается высокий познавательный интерес, развивается умение ставить и разрешать проблему, доказывать, опровергать, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и делать выводы из полученной информации, расширяется кругозор, повышается активность на уроке.

Стараюсь больше внимания уделять именно проблемной ситуации, использую индивидуальную, групповую и парную форму работы для того чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез.

При планировании уроков отбираю приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию, то есть организовать проблемный диалог с обучающимися. Создаю проблемную ситуацию, т.е противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Особенно удачно применение данной технологии на уроке объяснения нового материала и на уроке обобщения. Например, в 5 классе на уроке русского языка по теме: «Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-» использую учебную проблему как тему урока, то есть помогаю детям самим сформулировать тему.

На доске записаны слова ёжик, замочек.

− Обозначьте суффиксы в данных словах. Какие это суффиксы? (уменьшительно-ласкательные).

− Что интересного вы заметили? (в одном слове пишется суффикс –ик, а в другом –ек).

− Какой возникает вопрос? (когда в именах существительных употребляется суффикс –ик, а когда — -ек?)

− Сформулируйте тему урока. Правильно, тема урока: «Употребление суффиксов существительных –ик, -ек».

Далее обучающиеся находят пути решения учебной проблемы, т.е выдвигают свои гипотезы. Моя роль состоит в том, чтобы помочь учащимся открыть новые знания с помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога.

— Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего же зависит выбор гласной в суффиксе.

Дети предлагают свои варианты.

— Может быть, в одушевленных существительных пишется суффикс –ик, а в неодушевленных — ек.

— Согласны, или есть возражения? (приводят примеры, подтверждающие несогласие, например, огурчик — неодушевленное, но пишется –ик. Значит, это ошибочное мнение).

— Какие еще есть гипотезы? (возможно, после мягких согласных пишется –ек, а после твердых –ик)

— С этой гипотезой согласны? (приводят примеры: овражек, после твердого согласного –ек).

— Значит, эта гипотеза тоже ошибочна.

— Попробуйте просклонять данные существительные (подсказка учителя).

—Что вы заметили? (при склонении существительного ёжик суффикс –ик не изменяется, а при склонении слова замочек буква е выпадает во всех падежах, кроме В. п.)

— Возьмем другие слова, например, мячик, цветочек. Также просклоняем. Что заметили?

— Сформулируйте правило. (Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишем суффикс –ек, а если гласный сохраняется, то пишем суффикс –ик).

Сформулированное вами правило давайте сравним с правилом учебника (читают и сравнивают).

При выдвижении гипотез сначала проверяем ошибочные варианты, а затем — правильный.

К урокам литературы продумываю проблемные вопросы, для того чтобы нацелить школьников на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить задуматься. Проблемный вопрос должен возникать постепенно, учащиеся сами должны прийти к нему. Это вопрос, который предполагает неоднозначность ответов, может выступать в форме противоречия, поэтому становится интересным для детей, стремящихся доказать свою точку зрения. Учитель должен организовать размышления обучающихся над проблемой, стимулировать процесс поиска гипотез, обобщить результаты.

Решение проблемного вопроса можно организовать в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры. Например, в 5 классе при анализе «Муму» И. С. Тургенева применяю эвристическую беседу. Зачитываю фрагмент от слов: «Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»..., до «Славный он был мужик…»

— Какими прилагательными характеризует его автор? (замечательный, славный).

— Объясните, как вы понимаете значение слов «славный, замечательный»? (хороший, отличается от других, заметный).

— А что же замечательного было в Герасиме? Найдите в тексте цитаты, подтверждающие ваш ответ. («славный мужик», «сложенный богатырем», «исправный тягловый мужик», «одаренный необычной силой» и др.)

— Какую черту характера Герасима подчеркивает писатель? (умение и желание работать). Учащиеся приводят примеры из текста («работает за четверых», «работает с утра до вечера» и т.д.).

— Что нарушило привычный ход жизни Герасима? (забрали из деревни в город).

— Почему не смог воспротивиться этому? (Герасим был крепостной и находится во власти помещицы).

Опираясь на жизненный опыт детей, создаю проблемную ситуацию и организую познавательную деятельность обучающихся.

— А какая работа легче: землю пахать или двор мести? (ответы учащихся).

— Чем занимался Герасим в деревне? (выполнял тяжелую работу: пахал землю, молотил зерно, косил траву).

— А что входило в обязанности Герасима в городе? (привезти воды, промести двор, наколоть дров, для него это легкая работа)

— Как относился Герасим к своей работе? (ответственно, «усердно исполнял свою обязанность»)

— Почему же Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне? (Проблемный вопрос. Вместе с детьми находим пути решения, зачитываем цитаты из текста).

— Он тосковал по своей жизни в деревне; «уходил куда-нибудь в уголок ….. бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

— А в конце произведения похож ли Герасим на «пойманного зверя»? (зачитываю фрагмент «Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой …. Глаза жадно и прямо устремились вперед».). Почему изменился Герасим?

Сопоставление произведения и жизненного опыта использую при изучении произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Например, при знакомстве в 9 классе с повестью Пушкина «Станционный смотритель» вспоминаем притчу о блудном сыне, так как на такое сопоставление наталкивает сам автор (картинки на стене, изображающие историю блудного сына).

— Чем история Дуни напоминает историю блудного сына? (Каждый из них покидает отчий дом, только блудный сын уходит добровольно, а Дуня тайно).

— Какую жизнь ведут блудный сын и Дуня, когда покинули отчий дом? (Младший сын пошел в дальнюю сторону, жил распутно и растратил все, а Дуня не ведет беспутную жизнь. Она любит Минского, не раскаивается, не желает возвращаться).

— Какие чувства испытывает блудный сын после того, как растратил все деньги? (глубокую печаль и раскаяние).

— Какая встреча ожидала его дома? Почему?

— Возвращается ли домой Дуня?

— Счастлива ли она? (трое детей, богата, вполне счастлива).

— Но почему она плачет? (не перед кем раскаиваться, так она и остается со своей виной).

— Кто же оказался счастливее: блудный сын или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (сын — он успел вернуться к отцу, был прощен им, а Дуня нет)

— Кто же из родителей оказался счастливее?

— Как вы думаете, простил ли Самсон Вырин свою дочь?

— Случайно ли автор разместил на стене дома картинки, изображающие историю блудного сына? (не случайно, это проблема «блудных детей»: важно успеть сказать родителям, что мы любим их, нужно вовремя попросить у них прощения за те неприятности, которые мы иногда доставляем им).

На уроках стараюсь изучение художественного произведения связать с современностью, обсуждать не только вопросы, раскрывающие основную идею произведения, но и вопросы, которые волнуют школьников. Используя проблемные вопросы, ставлю ребят перед нравственным выбором, стараюсь научить формировать свое мнение и доказывать его. В этом случае, я думаю, применение технологии проблемного обучения будет эффективным.

К проблемным ситуациям на уроках литературы помогает прийти мотивирующий прием — «яркое пятно», т.е ассоциация. Это может быть музыка, отрывок из произведения, иллюстрация и любой другой материал, способный заинтересовать обучающихся. Например, в 10 классе на первом уроке по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» составляем ассоциативный ряд по названию романа.

— Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «Отцы и дети»?

— Какие отношения между ними возможны?

— Запишите свои ассоциации в таблицу и сделайте вывод, может ли произведение с названием «Отцы и дети» вызвать интерес у читателей?

отцы

дети

взаимоотношения

отцы и дети

Технологию проблемного обучения можно назвать универсальной, так как она обеспечивает развитие каждого обучающегося, является ключом к успеху и творчеству, способствует развитию познавательной, коммуникативной, творческой и практической деятельности обучающихся, становлению личности ребенка, готовности выпускника школы использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, а учителю позволяет сделать интересным каждый урок.

Основные термины (генерируются автоматически): блудный сын, проблемная ситуация, проблемное обучение, ребенок, обучающийся, суффикс, урок, отчий дом, русский язык, учебная проблема.

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Педагогические технологии как фактор развития интеллектуального потенциала у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы

Проблемы развития иноязычной речи учащихся на уроках русского языка

Технология электронного обучения в образовательном процессе

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии в системе заочного обучения

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Педагогические технологии как фактор развития интеллектуального потенциала у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы

Проблемы развития иноязычной речи учащихся на уроках русского языка

Технология электронного обучения в образовательном процессе

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии в системе заочного обучения

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Задать вопрос