Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева, С. И. Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях / С. И. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4841/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Ключевые слова: логопедия, коррекционная работа, сказка, технологии сохранения здоровья.

В настоящее время наблюдается устойчивый рост количества детей, имеющих речевые нарушения. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение артикуляционной, мелкой и общей моторики, эмоционально-волевой сферы, отставания в развитии высших психических процессов. Часто эти дети соматически ослаблены. Поэтому перед логопедом стоит важнейшая задача — сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим становится актуальным вопрос внедрения в практику логопеда здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованный процесс взаимодействия детей и педагога, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. В детских садах используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Использование данных технологий позволяют значительно повысить результативность коррекционной работы, разнообразить приёмы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

Одним из видов коррекционной технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. И на логопедических занятиях я использую сказки. Сказка — универсальный, комплексный метод воздействия на ребёнка. Она служит не только средством для логопедической работы, но и способом решения психологических проблем ребёнка. «Сказочные» занятия учат понимать добро и зло; пробуждают в детях доброту.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, стараюсь учитывать особенности детей: сложность речевого нарушения (общее недоразвитие речи II или III уровня, дизартрия, ринолалия), недостаточное развитие психических функций (слухового внимания и восприятия, памяти, низкая работоспособность), особенности возраста (повышенная возбудимость, эмоциональность). Перечисленные особенности приносят свою специфику в логопедические занятия.

Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу этих занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с элементами сказкотерапии.

На индивидуальных занятиях ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций. Артикуляционную гимнастику стараюсь связывать с определенной сказкой («Помоги колобку выполнить упражнения…»). Артикуляционные упражнения помогают выработать чёткие и согласованные движения органов речевого аппарата. Дети выполняют упражнения не только для языка, но и для щёк и губ («Зайчик»: поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. «Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.). Упражнения, связанные с определённым сказочным образом, вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивого внимания у детей. На этапе автоматизации звука одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в героев сказки. Таким образом, у них развивается воображение, творческая активность, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых и фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации звуков, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи. В каждое занятие стараюсь включать задания на формирование психофизической сферы детей. Это игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, психогимнастика, релаксация, игры на внимание. Все задания объединяются сюжетом одной сказки. Иногда сказку сочиняют сами дети по ходу занятия.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

– развитие речи (монологической, диалогической);

– развитие сенсорных и моторных функций;

– формирование кинестетической основы артикуляционных движений;

– развитие мимической мускулатуры;

– развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки во времени и в пространстве);

– развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

– формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Занятия с элементами сказкотерапии направлены на комфорт ребёнка, на его психическую защищённость, потребность в эмоциональном общении с педагогом. Предлагаю разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра в сказку, в другом — занятие-спектакль. Дети на таких занятиях и зрители, и участники спектакля. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания детей, поддерживать их интерес на протяжении всего занятия. Это очень важно для детей-логопатов, т. к. у них наблюдаются нестабильное психическое и эмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Приведу примеры сочетания сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Организационный момент

Нужно создать положительный настрой, пробудить интерес к занятию. Включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, использую релаксационное упражнение: «Представьте, что вы, как Колобок, лежите на окошке и остываете. Вам легко и приятно (расслабление). Подул ветерок, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)».

На другом занятии использую психогимнастику. «Вспомните сказку «Три медведя». Сейчас мы будем изображать Михайло Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Каким был Мишутка? Каким вы представляете Михайло Ивановича?» (Дети изображают маленького и весёлого медвежонка, злого и ворчливого медведя, строгую медведицу). Мимические упражнения развивают лицевые мышцы, улучшают подвижность артикуляционного аппарата.

Психофизическое упражнение использую на занятии по сказке «Колобок». Дети изображают хитрую лису, голодных зверей, показывают, как они подкрадываются к Колобку, как уныло бредут после неудавшейся попытки съесть Колобка. Изображают добродушного Колобка. Психофизические упражнения способствуют раскрепощению детей, преодолению двигательной неловкости, развивают воображение.

Сообщение темы занятия

В этой части нужно плавно и незаметно перейти к теме занятия. Детям можно представить изображения сказочных героев или игрушки — персонажи сказок. Дети называют героев, выделяют изучаемые звуки. Например, в занятии по сказке «Три поросёнка» сообщение темы будет звучать так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе и Нуф-Нуфе и изучать звуки [н], [н’]. Игровая форма сообщения темы занятия направляет внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию нового материала.

Автоматизация звуков в слогах словах и фразах

Основные задачи этого этапа: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, памяти, мимики и просодических компонентов речи (интонации, ритма, темпа). Произношение слоговых рядов сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Ряды слогов и слов, а также прибаутки, песенки-повторы дети произносят вместе с героями сказок. Например, на занятии по сказке «Теремок» дети несколько раз проговаривают слова: «Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка, Я зайчик-побегайчик, Я лисичка-сестричка, Я волчок-серый бочок…». Это задание позволяет автоматизировать и дифференцировать шипящие звуки, развивает слуховое внимание и память. Проговаривание песенки Колобка, слов-повторов из сказок «Заюшкина избушка», «Репка», «Маша и медведь» хорошо сочетается с движениями, а значит, развивает общую моторику.

Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия. Она является связующим звеном отдельных частей занятия. Физические упражнения снимают усталость и напряжение, вносят эмоциональный заряд, совершенствуют общую моторику, вырабатывают чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью. Физминутка может проводиться в форме подвижной игры («Волк и семеро козлят», «Репка»), а также в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных героев (зайка испугался, лиса грозится, петух рассердился — «Заюшкина избушка»).

Дыхательная гимнастика

Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания, можно использовать на разных этапах занятия. Детям предлагаются следующие упражнения: «Остуди Колобок» (холодная воздушная струя), «Согрей лапки Заюшке» (тёплая струя воздуха). Удлинению выдоха способствует «пропевание» гласных звуков («Заюшка плачет: «А-а-а…»), произнесение на одном выдохе согласных («Медведь зарычал: «Р-р-р…»). Дыхательные упражнения на логопедических занятиях способствуют снятию нервного напряжения, решают ряд оздоровительных задач: насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов, повышение иммунитета.

Пальчиковая гимнастика

На логопедических занятиях достаточно широко применяю пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Этот вид заданий позволяет разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения. Упражнения подбираю к конкретной сказке. Например, на занятии по сказке «Лиса и журавль» предлагаю следующие упражнения: «Лиса» (Соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведёнными в сторону. Это лисьи «уши». Соединить указательные пальцы — это лисий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».), «Птички летят» (Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз). На занятии по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» провожу такие упражнения: «Петух», «Курица», «Корова». Пальчиковая гимнастика создаёт положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности, стимулируют речевую активность детей, вносит в занятие элементы театрализованной деятельности.

Произношение звука в связной речи

На этом этапе автоматизируется правильное произношение звуков в связном тексте, т. е. в сказке. Попутно развивается воображение и творческая активность, словотворчество, интонационная выразительность, просодические компоненты речи. Например, сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Волк и семеро козлят» насыщены диалогами, вопросительными и восклицательными интонациями. Дети сначала подсказывают отдельные слова, потом — фразы. Постепенно переходят к диалогу. Дети могут изменить концовку сказки, придумать новые персонажи. Можно организовать пересказ сказки от имени героев с театрализацией действий (разыгрывание сценок, имитация движений).

Итог занятия

На заключительном этапе подводится итог, определяется результативность. Обязательное условие — передача положительных эмоций. Например: «Герою было приятно работать с вами. Вы его очень порадовали (помогли ему)». Важно узнать отношение детей к героям сказки, к его поступкам: «Кто вам понравился? Какие поступки он совершал? С кем бы хотели встретиться в следующий раз?» Подведение итогов и ответы на вопросы логопеда способствуют развитию мышления, творческой и речевой активности ребёнка.

Включение элементов сказкотерапии в логопедические занятия помогает решать разнообразные задачи:

– совершенствование лексико-грамматических средств языка;

– совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

– коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка;

– развитие диалогической и монологической речи;

– взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

– приобщение к прошлому и настоящему русской культуры, к фольклору.

– воспитание духовности, гуманности, доброты, внимания, ответственности, патриотизма.

Использование игрового сказочного сюжета оказывает позитивное воздействие на личность ребёнка. Сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья значительно повышает эффективность коррекционной работы. Качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению их здоровья.

Литература:

  1. Большева Т. Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
  2. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
  3. Развитие монологической речи детей 6–7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. — Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года).
  5. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, ребенок, сказка, стимулирование здоровья, технология сохранения, упражнение, коррекционная работа, общая моторика, развитие, слуховое внимание.

Ключевые слова

сказка, коррекционная работа, логопедия, технологии сохранения здоровья

Похожие статьи

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Похожие статьи

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Задать вопрос