Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах
Авторы: Беленкова Татьяна Яковлевна, Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 30.01.2020
Статья просмотрена: 495 раз
Библиографическое описание:
Беленкова, Т. Я. Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах / Т. Я. Беленкова, С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4850/ (дата обращения: 20.12.2024).
Современное дополнительное образование требует от педагогов новых знаний, компетенций, универсальности действий. Педагогу необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать результаты исследований позитивного опыта своих коллег, хорошо владеть и применять на практике разнообразные педагогические технологии, уметь корректировать свои дополнительные общеразвивающие программы в соответствии с новыми требованиями образовательной стратегии. От данных умений педагога зависит эффективность работы, качество учебно-воспитательного процесса. Перед педагогом дополнительного образования, работающему с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), встают новые задачи — изучение специфики заболеваний, методик реабилитации и оздоровления, коррекции недостатков развития. Данные знания просто необходимы в реализации своей программы. В этом педагогу помогают тематические курсы повышения квалификации, переподготовки, участие в семинарах, вебинарах различного уровня. Кроме того, большая роль отводится и личному профессиональному самообразованию, которое влияет на качественное преобразование педагога как личности, помогает обогатить свой внутренний мир, эмоционально-поведенческую гибкость. Педагогу необходимо обладать высокой степенью информированности, повышать свой общекультурный уровень, изучать помимо психолого-педагогической и медицинскую литературу. Работа с детьми с ОВЗ требует от педагога большой ответственности. В настоящее время растёт большой интерес со стороны родителей на таких педагогов, которые соответствуют новым требованиям современного образования, профессиональным компетенциям, и просто добрым человеческими качествами личности. От педагога ожидают не только работы в рамках решения задач обучения, воспитания, развития, но и такой деятельности, которая приносила радость общения. Дополнительное образование позволяет реализовать такой социальный запрос, удовлетворить потребности родителей, детей, поскольку не имеет жёстких рамок как в школе. Любую программу можно ежегодно переработать, внести свои коррективы, которые обоснованы позитивным эффективным опытом.
Успех эффективности работы педагога дополнительного образования прежде всего зависит от содержания дополнительной общеразвивающей программы, по которой он работает. Программа в объединении «Букварик» по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе является модульной, включает несколько направлений работы по элементарным математическим представлениям, чтению, письму, графическим упражнениям, рисованию, ознакомлению с окружающим миром. Все модули взаимосвязаны между собой, что позволяет подготовить ребёнка разносторонне. Немаловажное место в программе занимают контрольно-оценочные материалы, которые были самостоятельно разработаны педагогом, опираясь на положительные результаты обучения. Благодаря опыту работы внесены самые приемлемые и результативные мониторинговые методики. Контрольно-оценочные материалы — тот инструмент, который измеряет качество освоения учебного плана программы. Формы контроля могут быть различны: педагогическое наблюдение, устный ли письменный опрос, творческое задание, тестирование, игровое упражнение и т. д. Несколько раз в год проводится аттестация учащихся. Детям предлагается творческое задание, в ходе которого можно определить степень подготовленности ребёнка, освоение теоретических и практических знаний, умений, навыков программы по определённым темам или разделам. Результаты аттестации (текущий, итоговый контроль) фиксируются в таблицах установленных форм, заносятся в сводную ведомость. Оценивание фиксируется буквами (В-высокий уровень, Н-низкий уровень, С-средний уровень, и др.). Сложнее оценить личностное развитие детей в ходе обучения. Но его можно наблюдать в ходе совместных мероприятий, детских праздников, игровых программ. Обратить внимание на активность ребёнка, его поведение, речь, оригинальность ответов. В этом процессе неоценимую помощь оказывают родители. В процессе индивидуальных бесед, консультаций, они так же делятся своими наблюдениями, а иногда предлагают конкретные советы, чтобы улучшить процесс адаптации и социализации. Совместными усилиями достигаются положительные результаты. В условиях дополнительного образования можно реализовать самые смелые проекты и программы, главное надо понимать, что хорошие результаты в достижении поставленных целей и задач связано с общим неразрывном процессом, единством всех участников учебно-воспитательного процесса. Последовательная, продуманная организация проведения любого мониторинга на предмет освоения программы даёт нам возможность получить ответы на поставленные вопросы, выявить отстающих, способных, одарённых детей, подобрать для них индивидуальные учебные маршруты, оказать своевременную помощь, а в будущем улучшить стратегию своей программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Букварик» Дома детского творчества города Тулы направлена на работу с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах. На протяжении многих лет в объединении «Букварик» сложились свои традиции, которые гармонично вписались в учебный процесс. «День открытых дверей», «Праздник Осени», «Сажаем тюльпаны!», «Новогодний теремок», «Юные защитники», «Поздравляем наших мам», «День птиц», «Я помню, я горжусь! Участие в торжественном шествии «Бессмертный полк», «Выпускной бал» — самые яркие традиционные мероприятия, которые сплачивают, воспитывают не только детский коллектив, но и родителей. Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями. Поэтому воспитательная работа строится так, чтобы родители видели успехи своего ребенка. Ощущение собственной успешности — главное лекарство к пути выздоровления. Это помогает «особенным» детям почувствовать себя более уверенно в детском коллективе, «тянуться» в учёбе за детьми с нормальным развитием. В этом направлении отмечен эффективный опыт. Повысить данный результат помогают и детские праздники, совместные творческие проекты, игровые программы, общественно-полезные дела. Учебный материал для занятий должен быть интересен, как «особенным» детям, так и детям группы «норма». Один ребенок может легко различать определенный звук и букву, другой, научившись, складывать слоги, третий читать слова, а с одаренным детьми можно разрабатывать целые творческие проекты. Каждый ребёнок имеет право не только на общение, но и на то, чтобы услышали его. Все дети нуждаются в понимании и поддержке. Забота о каждом внутри детского коллектива — задача педагога. Если в общеразвивающей школе довольно трудно добиться хороших результатов, то в условиях дополнительного образования такая возможность существует. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность более быстро социализироваться в реальной жизни. Создание комфортной безбарьерной среды общения, приобщение ребёнка к коллективной деятельности, доброжелательная обстановка в инклюзивных группах позволяет улучшить результаты обучения, раскрытия творческого потенциала. А дети группы «норма» учатся сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноправного партнера. Работа в инклюзивных группах требует не только индивидуального подхода к детям, но и особенных педагогических технологий, которые включают авторские учебники, рабочие тетради, наглядно-дидактические материалы. С Учётом новых требований, задач, данные материалы обновляются, совершенствуются, оформляются в виде печатной продукции. В условиях насыщенного рынка образовательных услуг, при наличии множества частных детских центров по подготовке к школе, востребованными могут быть только услуги высшего уровня. Ни для кого не секрет, что качество в работе не появляется внезапно. Работа над качеством — это ежедневный, кропотливый труд педагога. В основу успеха проведения учебного занятия входит хорошо продуманная стратегия. Планирование включает определённую структуру, временные рамки, динамические паузы. Большое внимание уделяется наглядному оборудованию, раздаточному материалу, подбору разнообразных форм, методов обучения и технологий. Каждая составляющая занятия учитывает контингент детей, в том числе с особенностями развития. Для плохо видящих детей — крупные рисунки, крупная клетка, тактильная карточка, для детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата — другой раздаточный материал и т. д. Индивидуальный подход при работе с группой позволяет достичь определённого результата. От педагога необходимо мастерство сочетать индивидуальное обучение с групповой формой. Эффективные результаты учебно-воспитательного процесса зависят от педагогического понимания современного дополнительного образования, подбора нужных форм, методик, технологий обучения, удовлетворения потребностей детей с особенностями развития.
Литература:
- Абрамова И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 11. — С. 98–102.
- Бордовский Г. А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. — СПб., 2008. — С. 15, 31.