Особенности организации профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Саламатин, О. Н. Особенности организации профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) / О. Н. Саламатин, А. Н. Касумов, С. А. Сергеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4858/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.

В современном российском обществе возрождается престиж военных профессий. Современная армия использует в военных целях новейшие достижения науки, новые образцы вооружений, инновационные технологии. Все это приводит к усложнению воинской деятельности, появлению новых профессий и специальностей. Обобщающее определение военного профессионализма представлено у О. Ю. Ефремова и П. А. Корчемного, который авторы характеризуют как «интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально важных качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры» [2].

Офицер прежде всего должен обладать высоким уровнем сознания, патриотизма, готовностью выполнить свой долг перед Родиной. Важнейшее значение имеют его высокие волевые качества и организаторские способности. Он должен уметь творчески мыслить, быстро оценивать обстановку, оперативно принимать наиболее правильные решения. Офицера должны отличать дисциплинированность и исполнительность. Его внутренняя собранность, готовность точно и своевременно выполнить приказ являются залогом успешного решения поставленных задач. Вместе с тем современная, часто меняющаяся, обстановка требует инициативы и самостоятельности.

В этих условиях повышается роль довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны, в том числе и Нахимовских училищ. В сфере профессиональной ориентации воспитанников они призваны решать следующие задачи:

– совершенствование организационно-методической базы профессионального ориентирования воспитанников Нахимовского ВМУ;

– развитие форм и методов профессионального ориентирования;

– формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла, потребности в самовоспитании, волевой установке на служение Отечеству;

– формирование мотивации на выбор военной профессии в процессе ознакомления с современным состоянием Военно-Морского Флота, формирование представлений о высокой общественной значимости военно-профессиональной деятельности и исполнения долга по защите Отечества; обучение первичным воинским навыкам, возможность подготовить воспитанников физически и психологически к военной службе.

А также обучение в Нахимовском училище должно способствовать созданию для воспитанников максимальных возможностей для формирования и проявления своих склонностей и способностей с одной стороны, а с другой — возможность вовремя заметить, откорректировать, развить их в той сфере, которая соответствует избранной профессиональной деятельности [2].

В училище создана система профориентационной работы, которая включает в себя профессиональное информирование (сведения о различных военных профессиях, требованиях, предъявляемых к человеку при выборе этих профессий); профессиональное воспитание (возможность пробовать себя в различных видах деятельности, на практическом опыте узнать и определить свой потенциал) и профессиональное консультирование (изучение личности воспитанника, развитие и корректировка его склонностей и способностей).

Работа по профессиональной ориентации нахимовцев в Училище представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством задач в образовательном процессе по формированию потребности у выпускников Нахимовского военно-морского училища в дальнейшем образовании в военных вузах и службе в Вооруженных силах РФ и включает три этапа.

На начальном этапе (1–2 курс) происходит знакомство нахимовцев с существующими военными специальностями, видами, родами войск, формирование правильного представления о военной профессии и интереса к военным специальностям. По окончании этого этапа у нахимовцев должна быть сформирована мотивации к выбору военной профессии, актуализация деятельности.

На основном этапе (3–4-5 курсы) происходит завершение мотивационного периода формирования ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности. Основными задачами на данном этапе является создание условий, позволяющих воспитанникам осуществить профессиональные пробы в военной профессии; оказывать психологическую и педагогическую поддержку, направленную на формирование готовности нести личностную ответственность за сделанный выбор; включение нахимовцев в практико-ориентированную деятельность, что позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности, организационно-деятельностные игры, военно-патриотические праздники; развитие личностных качеств воспитанников (настойчивости, целеустремленности, мобильности), самооценки и рефлексии своей собственной учебной деятельности и определение путей самосовершенствования с учетом возрастных особенностей воспитанников.

По окончании этого этапа (не позднее 9 класса) нахимовцы должны определиться с выбором военной профессии.

Третий этап (6–7 курс), завершающий, предполагает определение профиля военно-профессионального обучения, формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, поступление в вуз.

Работа по профориентации начинается с момента поступления в НВМУ. Все кандидаты для зачисления в училище имели достаточно высокий уровень подготовки по школьным предметам и по физической культуре, в той или иной степени были мотивированы на учебу в НВМУ и дальнейшую военную службу.

Естественно, когда обучающиеся в полной мере осознают удаленность от родных, сталкиваются с необходимостью выполнять распорядок дня, круглосуточно находится в стенах училища, жить строго по Уставу, соблюдать дисциплину не только в обучающей деятельности, но и в повседневной, нахимовцы начинают сомневаться в правильности сделанного выбора.

В этот период очень важно помочь воспитанникам раскрыть свои склонности и способности, создать возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого в середине сентября в Училище проводится Ярмарка дополнительного образования училища — «Карусель», где каждых нахимовец может выбрать наиболее подходящее для него направление деятельности, самоопределиться. Это позволяет создавать ситуацию успеха, побуждает к действию и обусловливает субъективно-личностную заинтересованность в результате.

На формирование профессиональной ориентации воспитанников нацелены традиционные общеучилищные мероприятия (Торжественное посвящение в нахимовцы, подъем флага, торжественные построения, митинги, акции, посвященные памятным датам, славным страницам истории русской и российской армии). Большое воспитательное значение имеет взаимодействие с шефскими воинскими частями Северного Флота: экскурсии на боевые надводные и подводные корабли Северного Флота, посещение Музеев боевой славы военных гарнизонов («Военно-историческая реконструкция (п. Сафоново)», Военно-морской Музей Северного Флота, музей «Подводная лодка К-21», Музей авиации СФ), участие в патриотических Акциях памяти, участие в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, Уроки Мужества «Связь поколений» с участием командующего Северным Флотом, героев России. Такие мероприятия не только знакомят нахимовцев со спецификой профессии офицера, но и с особенностями службы в подразделениях различной направленности. Традиционно в училище проходят тематические дни «День военных профессий» и исторический практикум «Отечественное оружие».

Обучающиеся участвуют в профориентационных проектах образовательных организаций города, построенных на принципе «равный-равному», когда они рассказывают ученикам 4-х классов об училище, своей будущей профессии. Традиционные дни открытых дверей нахимовцы всегда проводят вместе с преподавателями, офицерами, показывая гостям возможности училища и знакомя их с укладом жизни воспитанников.

Военно-профессиональная ориентация — это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов по оказанию помощи обучающимся в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Профориентационная работа строится с учетом структурно-функциональной модели процесса профессиональной ориентации для образовательного учреждения [3] и опирается на следующие подходы:

– системный (позволяющий рассматривать профессиональную ориентацию как систему мер, способствующих формированию профессионального самоопределения воспитанников);

– деятельностный (способствующий формированию у нахимовцев активного отношения к приобретению теоретических знаний и практических умений);

– компетентностный (способствующий развитию ключевых образовательных компетенций);

– личностно-ориентированный (согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношению к миру, деятельности).

Литература:

  1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N 1199 г. Москва «Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
  2. Военная педагогика / под общ. ред. О. Ю. Ефремова. СПб., 2008. 437 c.
  3. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военная профессия, профориентационная работа, Северный Флот, военно-профессиональная деятельность, нахимовец, профессиональная ориентация, будущая профессия, воинская деятельность, профессиональное воспитание, профессиональное информирование.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессионализм, профессиональное воспитание, профессиональное информирование, профессиональное консультирование

Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии

Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, с...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»

В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации

В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в МБОУ СШ № 2 имени А. С. Пушкина

В данной статье рассмотрен комплекс психолого-педагогического сопровождения на примере учащихся МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина, так же представлены последовательные этапы комплекса, и факторы, определяющие детей «группу риска».

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, принципы и методы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста и рассмотрены результаты эксперимента исследования эффективности комплексного подхода к сенсорному воспитанию дет...

Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии

Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, с...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»

В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации

В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в МБОУ СШ № 2 имени А. С. Пушкина

В данной статье рассмотрен комплекс психолого-педагогического сопровождения на примере учащихся МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина, так же представлены последовательные этапы комплекса, и факторы, определяющие детей «группу риска».

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, принципы и методы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста и рассмотрены результаты эксперимента исследования эффективности комплексного подхода к сенсорному воспитанию дет...

Задать вопрос