Опыт формирования конфликтологической грамотности у воспитателей детских лагерей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель»
Автор: Сафина Евгения Александровна
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 06.02.2020
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Сафина, Е. А. Опыт формирования конфликтологической грамотности у воспитателей детских лагерей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» / Е. А. Сафина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4865/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор рассматривает сущность межличностного конфликта в диаде «воспитатель — родитель» в детском лагере и предлагает рассмотреть программу подготовки воспитателей в данной области деятельности.
Ключевые слова: детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатора.
В детской и подростковой среде довольно часто происходят конфликты, основой для которых может стать небольшая причина. Однако невнимательность и нежелание разрешать такие конфликты приводят к большим последствиям.
В лагере, когда подросток находится практически весь день в присутствии взрослых, у воспитателя есть уникальная возможность изучать причины появляющихся противоречий между воспитанниками, а так же помогать им в их преодолении, что чаще всего и происходит в практической деятельности [2]. Воспитатель всегда добросовестно подходит к разрешению проблем такого характера, принимая на себя роль медиатора, и интуитивно помогает подросткам решить конфликт. В случае если педагогу не хватает профильных знаний или личного опыта, то он может обратиться за помощью к педагогу-психологу или иному специалисту (старший воспитатель, куратор отряда и др.). Но в детском лагере в смену закрепляется 2–3 педагога-психолога на 700 детей-участников смены и 70 воспитателей. Такого количества специалистов не хватает для качественного сопровождения всех воспитателей.
Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, каждый воспитатель проходит профильную подготовку, тем не менее, ни в одном из направлений подготовки воспитателей к практической деятельности не рассматривается эффективное разрешение межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель», их предупреждение и профилактика.
Чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, осознанно применять эффективные механизмы педагогического воздействия и техники общения [1].
Исходя из проведенного нами исследования, наиболее сложными видами межличностных конфликтов педагоги детского лагеря выделяют конфликты в диаде «воспитатель — родитель». Воспитатели отмечают следующие варианты причин сложности разрешения данных конфликтов: «родитель проявляет агрессию, не достаточно аргументов доказать свою позицию», «конфликтная ситуация решается в режиме телефонного звонка», «родитель эмоционально реагирует на небольшую проблему ребенка», «проблемы — нет, но родитель ее придумывает», «не могу спорить с человеком, который старше меня по возрасту» и др. Популярным ответом является — «не хватает знаний для грамотного разрешения конфликта».
Неразрешенность такого рода конфликтов может привести к ряду последствий: потеря авторитета у родителя, а вследствие и ребенка, негативный отзыв о работе педагога в администрацию детского лагеря, снижение престижа детского лагеря, испорченные впечатления об отдыхе в детском лагере и т. д.
Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться. Эту работу можно вести целенаправленно, например, на курсах по бесконфликтному общению, прибегать к помощи профильных специалистов, а также ежедневно на конкретных примерах, происходящих в отряде, происходящих в отряде, учить ребят конструктивно общаться друг с другом [2].
Также эффективным будет дополнительная подготовка воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». Мы рассматриваем воспитателя детского лагеря в роли медиатора, т. е. специалиста, осуществляющего, в первую очередь, свою профессиональную деятельность, и владеющего медиативными технологиями, которые непосредственно может применить в собственной возникшей конфликтной ситуации, в т. ч. и с родителем ребенка или выступить независимой стороной в конфликте других людей.
Деятельность воспитателя в роли медиатора в Российской Федерации осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых документов: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования.
В указанных нормативно-правовых документах определены требования к воспитателю — уметь диагностировать, разрешать конфликты и осуществлять их профилактику, а также осуществлять взаимодействие с родителями или законными представителями детей, в том числе привлекать их к разрешению конфликтов.
С целью повышения конфликтологической грамотности воспитателей, была реализована программа подготовки воспитателей детского лагеря в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель». В программе нами обозначены задачи, ориентированные на формирование знаний у воспитателя в области разрешения межличностных конфликтов в условиях детского лагеря, отработка их в практической деятельности, а также создание условий для формирования мотивации воспитателя к разрешению межличностных конфликтов.
Программа была реализована в рамках профильных курсов подготовки воспитателей к практической деятельности. В рамках данной программы освещались следующие темы: «Основы изучения конфликта», «Основы переговорных технологий», «Основы эффективного взаимодействия с родителями подростков», в ходе практических занятий педагоги отрабатывали навыки медиативных технологий.
Для замера эффективности программы проводились первичная (нулевой срез) и вторичная диагностики по познавательному, деятельностному и ценностно-эмоциональному компонентам в двух группах: экспериментальной (была реализована программа подготовки воспитателей) и контрольной (деятельность осуществлялась в естественных условиях).
Сравнительный анализ показал следующие результаты: повышение уровня конфликтологической грамотности воспитателей в экспериментальной группе на 50 %. В контрольной группе число воспитателей, имеющих высокий уровень конфликтологической грамотности, не изменилось и осталось на прежнем показателе.
Следовательно, программа подготовки воспитателей в области разрешения межличностных конфликтов в диаде «воспитатель — родитель» эффективна и ее следует рассмотреть как отдельное направление подготовки воспитателей к практической деятельности.
Литература:
- Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орлёнок». Авторский коллектив/ Под общей ред. Джеуса А. В. к.п.н., Зубахина А. А. к.п.н., Сайфиной А. А., Яблоковой А. В. — ВДЦ «Орлёнок» — 2013 — стр. 123.
- Лобынцева Е. В., Лобынцева С. В. Невыдуманные истории из жизни детей и вожатых… — М.: АРКТИ, 2013. — 240 с.
Ключевые слова
детский лагерь, межличностный конфликт в диаде «воспитатель — родитель», роль медиатораПохожие статьи
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов
В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции
В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ТНР в ДОУ с использованием нейроигр
Статья рассматривает важное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Оба специалиста играют важную роль в образовательном процессе и их задачи и функции взаимосвязаны и дополняют друг друга....
Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Межличностные отношения дошкольников
В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...
Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека
В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека. Рассматривается зависимость развития коммуникатив...
Похожие статьи
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов
В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы
Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...
Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции
В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ТНР в ДОУ с использованием нейроигр
Статья рассматривает важное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Оба специалиста играют важную роль в образовательном процессе и их задачи и функции взаимосвязаны и дополняют друг друга....
Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Межличностные отношения дошкольников
В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...
Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека
В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека. Рассматривается зависимость развития коммуникатив...