Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 1862 раза

Библиографическое описание:

Еремина, Е. А. Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности / Е. А. Еремина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4895/ (дата обращения: 16.10.2024).



Проблема речевого развития детей с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Поэтому влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. В этой связи большое значение в работе с детьми с ОВЗ приобретает игровая деятельность.Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, в ней формируется умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами. Во время игр дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми; развивается их речь; увеличивается объём словаря; дети учатся слушать и думать; выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.

В моем 7 «Д» классе у троих детей речь отсутствует. Федяинов Павел страдает заиканием, Колосков Павел, Наумов Алексей и Мальцев Илья разговаривают, но речь мало эмоциональная, строится только вокруг значимой для них темы. Для решения проблемы развития речевой активности детей были определены следующие задачи:

  1. Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
  2. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь)
  3. Развитие мелкой моторики рук. Речь ребенка на кончиках пальцев. Кисть руки — это орган речи. Вот почему необходимо не только развивать артикуляцию, но и мелкую моторику рук. (пальчиковые игры с предметами и без, шнуровка, мозаика, пирамидки, нанизывание на нитку, игры с прищепками)

В своей работе я использовала различные виды игр — дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые.

Дидактическая игра.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Настольно-печатные игры(парные картинки, домино, кубики, лото) используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Где это я видел?», «Что растет в саду, лесу, огороде?» и др.

Игры с предметами или игрушками (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы — декоративно-прикладного искусства и т. д.)направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Найди и назови», «Кто скорее соберёт» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Угадай, что это», «Если знаешь, продолжай!».«Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.

Подвижные ихороводные игры, игры— соревнования. При отборе подвижных игр для своего класса я, прежде всего, руководствовалась потенциальными возможностями учащихся. Единственное требование к подвижным играм, которые я отбирала — они должны быть всегда интересны детям, направлены на совместное движение и контакт с другими детьми. Такие как «Зоопарк», «Море волнуется раз…», «Узнай по голосу»

Игры с правилами Боччо, эстафеты предполагают также специфические формы общения — отношения на равных внутри одной команды. Воспитанники получают возможность выйти за рамки ролевых отношений и перейти к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности.

Действительно, участие в любом мероприятии — это не только музыка, угощение и подарки, но и необходимость декламировать стихотворения, танцевать, участвовать в конкурсах, бороться за победу. Дети волнуются, испытывают стресс, расстраиваются и плачут, если что-то пошло не так. Федяинов Павел — злится, долго возвращается к теме несправедливости. Мальцев Илья очень стремится к победе, гордится ей, старается всем рассказать о своей победе. Тем не менее, соревнования по утверждению психологов необходимы. Для ребенка соревнование — это своеобразный экзамен, отчет о том, чему он научился, каких успехов достиг в развитии.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность — это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. В своей работе использую разнообразные театрализованные игры: режиссёрские (настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо,) и игры-драматизации по сказкам. Применяю различные формы: игры-разминки, упражнения, этюды, игры-хороводы, спектакли. Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра. Формируемые игровые действия (овладения умениями): передвигаться с помощью воспитателя или самостоятельно в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с воспитателем, по подражанию и образцу; брать на себя роль и вести её до конца.

Сюжетно-ролевые игры так же оказывают положительное влияние на развитие речи. Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т. д. Развивается диалогическая речь.Всюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей. К ним относятся: игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» День рождение»), на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта» …) Для проведения каждой игры я проводила специальную подготовку детей: формировала представлений о профессиях, затем подготавливала атрибуты игры, основное внимание я уделяла обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал? Добиваться полных ответов на поставленные вопросы. Характерным для детей нашего класса является выполнение игровых действий без сопровождения речи. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик, односложных диалогов.

С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, наша задача — бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей друг к другу, доверия детей к окружающим людям. Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей с ОВЗ:

– Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

– обеспечивается психологический комфорт;

– дети запоминают большое количество речевого материала;

– активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, связная речь, вид игр, возможность, игрушка, мелкая моторика рук, окружающий мир, развитие речи, сюжетно-ролевая игра.

Похожие статьи

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в условиях походной деятельности с использованием пиктограмм

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Похожие статьи

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в условиях походной деятельности с использованием пиктограмм

Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Задать вопрос