Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 2906 раз

Библиографическое описание:

Гришина, С. В. Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности / С. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4901/ (дата обращения: 16.11.2024).



Семья и школа — это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего общества

Л. А. Кассиль

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

И здесь роль педагога в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика.

Создание позитивного микроклимата в семье — это залог успешного и гармоничного развития ребенка, это один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

Семья во все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.

Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...

Социально-экономическая нестабильность нашей страны привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, порождающие много других, связанных с ними, требуют пристального внимания от всех участников образовательного процесса.

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, материальные возможности многодетных семей резко снизились, большинство из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных и “проблемных” семей.

И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

А это значит, что современная школа и современные родители должны находиться в условиях сотрудничества. Иными словами, между школой и семьёй устанавливаются принципиально новый тип сотрудничества — социальное партнёрство, требующее от обеих сторон обязательное соблюдение взаимовыгодных условий и требований.

Под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Проблема взаимодействия семьи и школы должна решаться инновационно и переводить сложившиеся традиционные отношения, где семья занимала пассивную роль в организации образовательного процесса, на новый уровень активно-ответственного взаимовыгодного социального партнёрства, где каждая из сторон в равной степени ответственна за результат обучения и воспитания детей.

Я стараюсь сделать родителей своими союзниками.

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

Нельзя не согласиться, что огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи.

Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи.

Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм (мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение) — вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания.

Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Это одни из самых главных вопросов современного учителя, ведь работа с родителями — это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.

Только рядом со взрослым, признающим в маленьком человеке личность, ребёнок может прожить детство во всей его полноте.

Родители — главные социальные партнёры школы.

Каждая школа уделяет много внимания работе с родителями. Задачи и формы работы одинаковые почти у всех. Ведь новое это хорошо забытое старое.

Впервые идея о взаимодействии школы и семьи в процессе воспитания ребенка появилось в конце 19 начале 20 веков.

В 80–90-х годах 20 века проблемы организации взаимодействия школы и семьи нашли свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов. (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, Г. А. Победоносцев)

Системный и комплексный подходы к воспитанию находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Наличие системы воспитания дает предпосылки для осуществления комплексного подхода. Взаимодействие семьи и школы является частью системы воспитательной работы школы, в целом подчиненной определенным целям и имеющей свое содержание.

Такими условиями, по мнению авторов, являются: сотрудничество (взаимопонимание), контроль (взаимоконтроль), восприятие педагогической культуры (педагогический всеобуч).

Соблюдение выделенных условий позволяет избежать противоречий в системе ценностных ориентаций школы и семьи.

Модель социального партнёрства определяет основные цели и задачи сотрудничества, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.

Целью своей работы ставлю: воспитание успешной, социально адаптированной самореализованной личности обучающегося.

Задачами:

– Повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

– Расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию совместных мероприятий, праздников, акций.

– Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

– Психолого-педагогическое просвещение родителей.

– Оказание помощи родителям в семейном воспитании.

– Совместная организация социальной защиты детей, организация здорового образа жизни в семье, в школе

Основными направлениями вработе являются:

– Формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;

– организация родительского всеобуча;

– взаимодействие социально — психологической службы школы с родителями;

– Работа с молодыми родителями, молодыми семьями (семейные консультации).

– вовлечение в органы школьного самоуправления

В своём классе я веду целенаправленную работу по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс.

Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся. Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями.

Другая часть — “пассивный” актив, т. е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле.

Оставшиеся — это пассивные — родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.

В основном это семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети;

– семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка;

– семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Именно для этих родителей и ведется целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.

Важным практическим звеном моей работы является алгоритм оказания ребёнку и семье социально-педагогической поддержки, включающий в себя два этапа:

1 этап — выявление детей (семьи), нуждающихся в специальной помощи;

2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

В работу включаю: мониторинг социального паспорта семей учащихся класса

Полученные и занесенные в него данные позволяют более целенаправленно на основе дифференцированного подхода к работе с семьями ясно представить картину о семьях учащихся класса.

В процессе работы провожу диагностику семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводим совместно с социальным педагогом и педагогом — психологом индивидуальную и групповую просветительскую работу, профилактические мероприятия.

Цель этой работы — оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Поэтому очень важно суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

1. принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

2. принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

3. принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

4. принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

5. принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений);

6. принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге — учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

7. принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

8. принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

9. принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Благодаря сотрудничеству родителей и школы дети получают любовь и уважение, родители привязанность к своим детям.

Какие же формы сотрудничества можно использовать, что бы добиться положительного результата?

Выделяю индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

В своей работе я использую:

– Коллективно-Творческие Дела («День матери», «День семьи»)

– Семейные проекты

(Семейное проектирование — это новая форма проектной деятельности, в которой семья сама определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки, получает результат и передает ребенку полномочия для презентации и защиты проекта как семейного)

– Цикл классных часов «Семья + Я».

– Общешкольные родительские конференции, классные родительские собрания тематика, которых направлена на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания. Например, «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба — основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым», «Роль традиций в семейном воспитании», индивидуальные встречи, беседы, родительский лекторий.

– Организация семейного досуга: Дни здоровья, походы, экскурсии, поездки на предприятия, встречи по профориентации.

– Участие родителей в городских, областных конкурсах.

– Взаимодействие с социальным педагогом, педагогом-психологом.

Все классные дела мы стараемся проводить совместно с родителями. Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры. Такие мероприятия не только позволяют родителям в неформальной обстановке лучше узнать своих детей, но и активно участвовать в образовательном процессе, осуществляя на деле функцию социального партнерства со школой.

Считаю, что все эти мероприятия помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга.

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу — воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира — вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.

А станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который утверждал: «Задача школы и родителей — дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье».

Без сомнения, школа должна поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Эффективность воспитательной системы любого образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Используя разные формы — встречи и беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместную деятельность по совершенствованию школьной жизни... педагоги могут повысить эффективность воспитательного процесса. Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.

Таким образом, включение семьи в образовательное пространство — это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие.

Литература:

  1. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. Г.А, Леликова, Г. П. Попова «Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний», с.4–17
  3. Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнерству.//Классный руководитель. — 2007.-№ 6.
  4. Кретинина Т. М. Сотрудничество классного руководителя и родителей.// Начальная школа плюс до и после. — 2007.-№ 5
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, школа, ребенок, воспитательный процесс, образовательный процесс, комплексный подход, подрастающее поколение, работа, семейное воспитание.
Задать вопрос