Системный подход в экологическом образовании школьников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.02.2020

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Федорова, И. В. Системный подход в экологическом образовании школьников / И. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4909/ (дата обращения: 16.10.2024).



У каждого века вечность вопрошает:

Что же совершится в будущем с природой?

А. Кольцов

Экологическая обстановка на нашей планете заставляет не только говорить, но и кричать о необходимости современного экологического образования. Ценность его в том, что оно должно быть направлено на рост системности и концентрирование знаний, формирование глобального экологического мышления, а в связи с переходом на ФГОС и развитие метапредметных умений. На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке и как следствие дальнейшее в XXI, привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей уже со школьной скамьи. Под действием антропогенных факторов природная ситуация меняется катастрофически быстро и в настоящее время самое главное — человечеству нужно осознать себя активной частью Природы, единство с ней, понять себя и свое место в мире живого и то, что человек — всего лишь один из биологических видов, который вне биосферы существовать не может. Мир — это не «окружающая среда», а единственный дом, в котором только и может жить человек.

Известно, что в настоящее время из-за хищнического обращения с природой в ней обнаружились существенные негативные, часто необратимые сдвиги. Человечество уже вышло за пределы возможности Планеты.

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо — охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с сохранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных. Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры. Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две «стратегические» задачи:

– Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды.

– Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.

Исходя из этих задач, выбираются методы работы:

– в учебной деятельности — работа над рефератами, исследовательскими проектами, проведение устных журналов;

– активные формы — диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры;

– общественно полезная деятельность — постановка опытов на учебно- опытном участке, волонтерская деятельность, изготовление кормушек для птиц.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.

Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

В нашей школе реализуется программа экологического просвещения учащихся. Создана «Программа экологического образования и воспитания учащихся МОУ Урлукской СОШ». В начальной школе уже несколько лет ведется кружок «Мир природы» (руководитель Федорова И. В.), на занятиях этого кружка ребята знакомятся не только с природой своей страны, но и очень много занятий посвящено нашему краю и региону. Учащиеся школы принимают участие в конкурсе фотографий, поделок, изготовлении кормушек.

Все эти мероприятия проводятся в рамках акций «Цветущий Чикой», «Птичья столовая», «День Земли» и др. Также ребята принимают активное участие в экологическом месячнике по очистке территории села, которая проходит под девизом «Сделаем чище планету Земля». Большой интерес вызвали мероприятия под общим названием «Черный аист».

P1020296

Совместно с ребятами во время трудовой практики на учебно-опытном участке был заложен опыт «Интродукция дикорастущих растений». Мы использовали такие растения, как — ландыш, водосбор, марьины коренья.

В экологическом воспитании и образовании учащихся большое место занимает работа в написании исследовательских проектов. Особое место занимают работы, которые созданы на основе местного (краеведческого) материала. Были созданы такие проекты, как «Каталог лекарственных растений природной флоры села Урлук», «Определение состава почвы по растениям-индикаторам», «Экологическая тропа к жемчужине Чикоя — Урлукскому монастырю», «Охраняемые растения Забайкальского края, произрастающие в окрестностях села Урлук, Красночикойского района».

Вместе с учащимися из класса оборонно — спортивного профиля на территории Урлукского монастыря был установлен щит с информацией о бережном отношении к природе.

Природа всегда вызывает неподдельный интерес ребят любого возраста и наша задача, задача взрослых, поддержать этот интерес.

И в заключение хочется привести строки Р. Рождественского:

Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше — окружающей природы.

Всё больше — окружающей среды!

IMG_2648

Литература:

  1. https://infourok.ru/statya-problemi-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-prosvescheniya-starsheklassnikov-716939.html
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, природа, изготовление кормушек, растение, экологическая культура.
Задать вопрос