Ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий признаки одаренности, как психолого-педагогический феномен | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.02.2020

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Ярымчук, Т. Е. Ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий признаки одаренности, как психолого-педагогический феномен / Т. Е. Ярымчук, Е. П. Рыжевич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4943/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье произведен теоретический анализ педагогической действительности касательно феномена одаренности у детей с ООП.

Ключевые слова: одаренный ребенок, дисгармоничный тип развития, двойная исключительность, интеллектуальное развитие, школа.

Основной капитал современного общества — человеческий капитал, включающий уровень образования, способности и таланты специалиста. Социальный заказ содействует росту количества научных исследований в области изучения одаренности у детей с ООП и выделению работы с одаренными учащимися в одно из направлений работы учреждений общего среднего образования.

С недавних пор в психологии ввели понятие «двойная одаренность» которое описывает сочетание признаков одаренности с особенностями развития, а детей с данным сочетанием стали называть «дети с двойной исключительностью». Эффективность организации образовательного процесса учащихся с двойной исключительностью должна предполагать наличие компетентных педагогов, а также специалистов социально-психологического сопровождения.

В начале двадцатого века российским ученым В. П. Кащенко было введено понятие «исключительные дети», который он связывал с избыточностью проявления той или иной особенности личности. Автор рассматривал под данным термином особенности поведения, особенности отношения с окружающей средой, особенность восприятия социальной информации.

Зарубежные исследователи применяли термин «исключительные дети» к детям, которые с педагогической, психологической, социальной или медицинской точки зрения характеризуются как дети с особыми образовательными потребностями. Исключительность понимается как отклонение от нормы в социально-эмоциональном, когнитивном или физиологическом плане. Отсюда можно заметить, что «исключительность» имеет два параметра: с одной стороны высокий уровень развития одной сферы, и наличие нарушений в другой. По мнению группы американских психологов «исключительность» может проявляться в трех основных областях: когнитивной, физической и социально-экономической. Например, с одной стороны социально-эмоциональной исключительности мы можем увидеть детей хорошо адаптированных, не восприимчивых к стрессовым ситуациям, а с другой стороны можно увидеть детей, к которым применимы термины «социально неадаптированные дети», «дети с поведенческими расстройствами», «дети с эмоциональными расстройствами».

В психолого-педагогических исследованиях лишь недавно стали употреблять термин «дети с двойной исключительностью» по отношению к одаренным детям, которые имеют гиперактивность, нарушение внимания, трудности обучение, особенности личностного развития.

Дети с двойной исключительностью — это группа одаренных детей с дисгармоничным типом развития. По мнению ученных проводивших исследования одаренных детей данного типа можно сказать, что дети с двойной исключительностью обладают неравномерностью развития, которая выражается в несоответствии между высоким потенциалом ребенка и трудностями в его проявлении, между темпами развития интеллектуальной, аффективной и моторной сфер [3].

Российскими учеными были исследованы трудности обучения, которые возникают у одаренных детей с двойной исключительностью [1]. Стоит учесть тот факт, что большинство трудностей в обучении одаренных детей специфичны, поскольку обусловлены дисинхронией развития. Одаренный дети с двойной исключительностью могут испытывать трудности в освоении фундаментальных умений и навыков, языков, математики или других областей знания, а также могут иметь эмоциональные и поведенческие проблемы. У таких детей признаки одаренности могут сочетаться с неспособностью к обучению. Например, в основном у интеллектуально одаренных детей феноменальная долговременная память, которая дает им возможность обладать большим объемом информации. В то же время у них может быть плохо развита кратковременная память, из-за чего они не могут воспроизвести только что сказанное. Одаренные дети зачастую умеют рассуждать, но из-за эмоционально неустойчивости и желания высказаться они могут терять нить рассуждений. В результате их речь кажется сумбурной и непродуманной. Так же им бывает трудно сформулировать свои идеи из-за присущего им эгоцентризма.

Способность к длительной, трудной и нудной деятельности у одаренных детей с двойной исключительностью может сочетаться с трудностями в выполнении более легких заданий, но ограниченных временными рамками (тесты, экзамены, контрольные работы). Им легче выполнить сложную работу, которая требует активизации их способностей, чем рутинную деятельность, суть которой — выполнение действия по шаблону. Наблюдательность, развитое воображении могут сочетаться с невнимательностью на уроках, не умением слушать и невнимательностью к деталям что осложняет процесс их обучения [1].

Ученые, которые изучали «дважды особых детей» сделали вывод, что дети, имеющие одновременно высокие интеллектуальные способности и трудности обучения нуждаются в особых образовательных условиях. В связи с этим в современной психологии и педагогике активно разрабатывают адаптированные образовательные программы и технологии, которые помогут индивидуализировать обучение. Данные программы направленны учитывают высокий уровень их интеллектуального развития и направлена на максимальную реализацию их потенциала и по мере необходимости включают специальную коррекционно-развивающую деятельность, направленную на компенсацию нарушений в освоении фундаментальных умений и познавательных стратегий [2].

При составлении индивидуальных образовательных программ предлагается согласовывать такие аспекты обучения, как:

− высокий уровень обучения в области опережающего развития;

− обучение, советующее возрастной норме;

− коррекцию имеющихся проблем развития;

− адаптивное обучение, которое позволяет обходить имеющиеся препятствия для достижения успеха в значимых для развития одаренности областях.

В результате практической работы было доказано, что обогащенная деятельность, соответствующая возрастным требованиям, интересам и мотивации ребенка дает наилучшие результаты обучения детей с двойной исключительностью. Данный вид образовательной деятельность одновременно развивает высокий уровень мыслительной активности и преодолевает уже имеющиеся нарушения. Процесс образования одаренных детей с двойной исключительностью должен включать в себя всевозможные средства и методы устранения существующих ограничений в коммуникации. Для решения проблем развития рекомендуется использовать различные вспомогательные средства (схемы, диктофон калькулятор), если трудности детей касаются базовых учебных областей [1]. Для таких детей словесные методы не являются первостепенными, так как они лучше воспринимают визуальные и образные методы. Образование должно быть ориентированно на высоко развитое абстрактное и критическое мышление; обеспечивать индивидуальную скорость развития во всех областях; стимулировать активное исследование, экспериментирование; учитывать увлечения и интересы детей.

Итак, в результате теоретического исследования в области обучения и воспитания одаренных детей с двойной исключительностью были выявлены основные особенности образования данной категории детей. Для результативного обучения одаренных детей с двойной исключительностью необходимо учитывать высокий уровень их интеллектуального развития и недоразвитие в других сферах. Формат обучения должен носить индивидуальный или дифференцированный характер.

У детей с двойной исключительностью зачастую имеется высокий уровень компенсаторных возможностей, но для из раскрытия необходимо квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение. Данная группа детей нуждается в ранней диагностике и долгосрочном психологическом сопровождением в условиях семьи и школы. Эффективность стратегии обучения детей с двойной исключительностью обусловлена наличием индивидуально-развивающего плана, обогащенной учебной программы, которая учитывает слабые и сильные стороны ученика. Особое внимание нужно уделять развитию эмоциональной сферы, формированию адекватной самооценки, саморегуляции, коммуникативных и социальных умений.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Особенности развития личности с гармоничным и дисгармоничным типах одаренности // Российский психологический журнал. — 2008. — № 4. — С. 10–14.
  2. Бородина В. Н., Ашрафбекова А. Х. Взаимосвязь перфекционизма и самоотношения одаренных старшеклассников // Вестник педагогических инноваций. — 2016. — С. 85–88.
  3. Ларионова Л. И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. — Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2000. — 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): двойная исключительность, ребенок, высокий уровень, интеллектуальное развитие, дисгармоничный тип развития, область, обучение, одаренный ребенок, трудность обучения.

Ключевые слова

интеллектуальное развитие, школа, одаренный ребенок, дисгармоничный тип развития, двойная исключительность

Похожие статьи

Воспитание вторичной языковой личности

В статье приведена информация о важности воспитания вторичной языковой личности и описаны результаты исследования о сравнении модели языковой личности школьника с учениками Калининградской области, изучающими иностранные языки, по их качественным хар...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Теоретический анализ особенностей развития морального сознания детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассматриваются особенности морально- нравственного сознания детей со сниженным интеллектом, раскрываются психолого- педагогические аспекты формирования морально- нравственного сознания. Произведен теоретический анализ исследований по теме.

Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности

В статье авторы описывают процесс организации работы по открытию классов психолого-педагогической направленности.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды

В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Похожие статьи

Воспитание вторичной языковой личности

В статье приведена информация о важности воспитания вторичной языковой личности и описаны результаты исследования о сравнении модели языковой личности школьника с учениками Калининградской области, изучающими иностранные языки, по их качественным хар...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Теоретический анализ особенностей развития морального сознания детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассматриваются особенности морально- нравственного сознания детей со сниженным интеллектом, раскрываются психолого- педагогические аспекты формирования морально- нравственного сознания. Произведен теоретический анализ исследований по теме.

Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности

В статье авторы описывают процесс организации работы по открытию классов психолого-педагогической направленности.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды

В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Задать вопрос