Здоровьесберегающие технологии и воспитание ребёнка в современной школе
Автор: Дерябина Марина Александровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 27.02.2020
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Дерябина, М. А. Здоровьесберегающие технологии и воспитание ребёнка в современной школе / М. А. Дерябина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4945/ (дата обращения: 20.12.2024).
Задача современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса
Актуальность направления сохранения и укрепления здоровья объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Школа признает, что ответственность за укрепление здоровья лежит не только на самом человеке. Это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья. Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить молодых людей ответственно относиться к своему здоровью. Единственный результат обучения здоровью — это принятие на себя ответственности за свое здоровье. Здоровьесберегающая технология— это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями);соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией также понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех факторов: биологические факторы (наследственность) — около 20 %;окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — 20 %;служба здоровья 10 %;индивидуальный образ жизни — 50 %.
Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90 % индивидуально. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет высокий уровень его здоровья. И наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь. Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации у молодежи. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует. В связи с этим основными составляющими здорового образа жизни являются:
− достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;
− закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
− рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;
− соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда; личная гигиена, грамотное экологическое поведение;
− психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний;
− отказ от вредных привычек — курения, употребления алкоголя и наркотиков; безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей для нашего государства в целом и в частности в области образования. Реализация этого направления особенно важна сейчас в связи с невысоким уровнем состояния здоровья населения России, и в особенности детей. Еще раз подчеркнём, что индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов. Поэтому в настоящее время очень актуальной стала задача обучения детей в школе основам здорового образа жизни. Обучение школьников тому, как обеспечить свое духовное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, а значит, изменит к лучшему и уровень репродуктивного здоровья и демографическую ситуацию в стране. Здоровые дети сегодня — это будущее России, её национальное достояние, её безопасность.
Такой комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства школы обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задача состоит в том, чтобы научить детей быть здоровыми.
В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. Знание гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.
ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о. была создана 1 января 2012 года. Проектная мощность школы при односменном режиме работы 1200 учащихся, в 2019–2020 учебном году в школе обучается более 1100 учащихся. Организована деятельность 29 объединений, кружков и спортивных секций, в которых заняты 78 % учащихся школы. Возможность проведения такого объема секций зависит от материальной базы ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» — большой спортивный зал, стадион, бассейн, тир для стрельбы, 2 малых спортивных зала -один зал для начальной школы, зал тяжелой атлетики.
Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта в школе, а также патриотическому воспитанию школьников, ведется работа по борьбе с вредными привычками у школьников. В школе работают секции по волейболу, рукопашному бою, тяжелой атлетике, баскетболу, стрельбе, стритболу, настольному теннису, плаванию, шахматам, шашкам, стрельбе из лука, легкой атлетике, боксу, лыжным гонкам, танцам. Больше половины учащихся занимаются в этих секциях. Ведется пропаганда здорового образа жизни. На базе школы проводятся городские соревнования среди образовательных учреждений городского округа Кинель и среди трудовых и производственных коллективов. Во время соревнований учащиеся видят пример старшего поколения и это влияет на воспитание в семье и увеличение количества занимающихся в секциях.
В городском округе Кинель ежегодно проходит более 30 соревнований для учащихся в образовательных учреждениях, в которых ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» занимает призовые места. Каждый год наша школа занимает I место по итогам года, лидирующую позицию в спартакиаде школьников, Президентских состязаниях и спортивных играх.
Во время проведения многочисленных спортивно — массовых мероприятий в школе приглашаются родители, выпускники школы, курсанты военных академий и академий МВД для участия в судействе и это является пропагандой допризывной молодежи выбрать путь службы Родине, (за последние 8 лет 19 выпускников школы стали курсантами).
Учащиеся нашей школы получают хорошую физическую подготовку в школе и вне школы достигли очень хороших результатов по таким видам спорта как бокс и тхэквондо. Дети становятся участниками и победителями Российских и международных соревнований. Так Радаев Анатолий в 2013 году занял I место в Чемпионате России по боксу, затем II место в Чемпионате Европы по боксу, который прошел в г. Дублин, в 2014 году.
При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени. Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда — это то, на что мы должны направить наши усилия.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2005.
- Виноградов Д. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — М, 1990.