Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС (на уроках иностранного языка) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.04.2020

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. В. Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС (на уроках иностранного языка) / Е. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5053/ (дата обращения: 16.10.2024).



В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую задачу. Актуальной проблемой становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Обучение иностранному языку является одним из важных направлений модернизации современного школьного образования. Первостепенной задачей преподавателя иностранного языка является формирование мотивации изучения языка и развития коммуникативной компетенции в межличностном общении

Английский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных ирегулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений.

Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, необходимо менять виды учебной деятельности на уроках английского языка. В этом и доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность.

Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

В данной работе приведена классификация игровых технологий направленная на развитие универсальных учебных действий.

  1. Игры на развитие познавательных учебных действий:

Игры данной группы являются развивающими и познавательными. Учащиеся очень любят собирать пазлы из слов, разгадывать кроссворды, подбирать рифмы, решать примеры на английском языке и т. д. Они развивают логику и внимательность учащихся.

«Пазл»

Учащиеся должны из данных слов составить слова. Например,

  1. ABELT (You eat at it)
  2. ACHIR (You sit on it)
  3. CEHIKNT(A room where you cook dinner)

«Рисуем человечка»

Учащиеся рисуют на доске те части тела, которые называет учитель. Ученик повторяет за учителем название и рисует его на доске.

«Рифмы»

Учащиеся подбирают пары рифмующихся английских слов. Кто больше? Например, big-pig, cat-hat, dog-frog, bike-like, house-mouse, hen-pen.

«Волшебные примеры»

На доске написаны звуки, которые обозначены цифрами. Учитель называет слова, дети внимательно слушают первый звук и записывают число, соответствующее этому звуку. У них получается пример. Кто правильно решает пример, тот получает балл за задание.

1- [m], 2- [i], 3- [b], 4- [g], 5- [d], 6- [w], 7- [s], 8- [p], 9- [h], 10- [t].

boy summer toy place

3 + 7 + 10 + 8 = 28

  1. Игры на развитие коммуникативных учебных действий

Коммуникативные игры о позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

«Найди себе пару»

Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например:

You can go 1) to Italy, France, England, the USA

2) by air, by car, by train, by ship

3) for a week, for a fortnight, for a month, for three days

4) in spring, in summer, in autumn, in winter

5) stay at your friend’s, in a hotel, with your partner, family

Задача общающихся — найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать вместе с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство обучающихся не найдут себе пару.

«Знаменитые люди»

Цель: совершенствование грамматических навыков устной речи.

Языковой материал: Present, Future и Past Simple (утвердительные, вопросительные, отрицательные предложения)

Дидактический материал: список знаменитостей (D. Defoe, C. Chaplin, J. Turner, J. Tolkien, C. Darwin), портреты, книги, фотографии.

Форма речевого взаимодействия: весь класс, малые и большие группы.

Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называет его/ее фамилию. Остальные учащиеся задают ему вопросы, содержание которых зависит от уровня их подготовленности.

Например: Do you like painting?

Are you interested in cinema and acting?

Did you like animals when you were small?

Задача «знаменитости» — стараться отвечать на вопросы несколько уклончиво и неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали.

  1. Игры на развитие регулятивных учебных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование своей учебной деятельности. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо продолжать учить ребят прогнозировать свои результаты. При положительном результате у них появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

«Преднамеренные ошибки»

Учитель раздает карточки с предложениями, в которых преднамеренные ошибки, а задача ученика- найти эти ошибки, исправить и проверить такую же работу у соседа по парте.

«Придумай продолжение»

Цель игры – прочитать часть текста, продолжить его и озаглавить. Затем ученик читает текст у доски, а остальные учащиеся должны внимательно слушать, выявляя ошибки и по цепочке переводить предложения.

Таким образом, игровая форма разбора и презентации материала дает возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, мыслить творчески при подготовке презентации, позволяет командам соревноваться, придает азарт, самостоятельность на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими. Такой игровой подход показывает высокую мотивированность обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных формах.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Данная классификация направлена на развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Использование данных игр на уроке повышает интерес учащихся к изучению предмета, развивает у учащихся творческое мышление, способствует прочному усвоению учебного материала, формирует умение выделять основные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Направлена на стремление к самообучению, самосовершенствованию и взаимоконтролю учащихся.

Итак, игровая деятельность на уроках иностранного языка способствует:

– формированию положительной учебной мотивации;

– повышению познавательной активности учащихся;

– активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;

– стимулированию самостоятельной деятельности;

– развитию познавательных процессов — речи, памяти, мышления;

– эффективному усвоению большого объема учебной информации;

– развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

– развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

– раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

– развитию универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов и игровой деятельности в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития учащихся.

Литература:

  1. Занимательный английский 5–11 классы/авт.-сост.Т. В. Пукина.-Волгоград: Учитель, 2015–95с.
  2. Английский язык: предметные недели в школе.сост. О. Н. Подгорская, Е. К. Черничкина –Волгоград: Учитель, 2012–74с.
  3. Значение игровой деятельности на уроках английского языка/- сост. Логинова Н. В., Клевцова Е. Ю.- Воронеж: Альбион, 2013–87с.
  4. Шоева Е. Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык, № 11, 2008
  5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. — М: Велби, 2007. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, образовательный процесс, развитие, учащийся, английский язык, игра, игровая деятельность, иностранный язык, учебная деятельность, языковой материал.

Похожие статьи

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Похожие статьи

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Задать вопрос