Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
Автор: Кочнева Татьяна Валерьевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 02.04.2020
Статья просмотрена: 423 раза
Библиографическое описание:
Кочнева, Т. В. Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Кочнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5084/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями формирования навыков у обучающихся данной категории из-за нарушения у них познавательных процессов и наличия коммуникативных сложностей. На примере навыка самостоятельного одевания анализируются поведенческие приемы педагога, особенности организации удобного для обучающегося пространства. В процессе формирования навыков самообслуживания автор предлагает использовать зрительную организацию в виде визуального расписания, которое поможет структурировать повседневную деятельность обучающегося, сгладит поведенческие проблемы и снизит повышенную тревогу.
Ключевые слова: обучающиеся, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, навыки самообслуживания, деятельность, расписание, коррекционный и образовательный процесс, пространственная организация.
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (далее — обучающийся) задача не из легких. Для достижения максимального успеха требуется чёткая и слаженная работа не только всех специалистов, участвующих в коррекционном и образовательном процессе, но и родителей, и семьи в целом.
Формировать навыки самообслуживания лучше начинать как можно раньше, ещё на уровне дошкольного образования. Сначала обучающихся начинают подключать к самым лёгким, посильным операциям, давать мелкие поручения, обязательно отмечая, как у них всё хорошо, ловко и умело получается, тем самым подготавливая обучающихся к целенаправленности процесса и активному взаимодействию со взрослым. Такие требования ассоциируются с приятными ощущениями, что в будущем оказывает воздействие на создание установки на выполнение инструкции взрослого человека [2, с. 31].
Не бойтесь хвалить обучающегося за успех в выполнении того или иного действия, но и не забывайте, что похвала для него должна быть специфической: обучающемуся должно быть понятно, за что его хвалят, например: «Молодец, ты отлично убрал игрушки», вместо простого выражения «Молодец». При этом, особенно сначала, когда неизвестно насколько значимо для него словесное одобрение, лучше сопровождать его более ощутимой наградой — это может быть поглаживание по голове или спине или похлопывание по плечу.
Следует отметить, что поставленные задачи для обучающегося в виде спонтанных просьб и поручений должны быть привлекательными для него и не остаться незамеченными. Внимание должно быть уделено абсолютно каждой просьбе. За свою жизнь обучающиеся привыкают не проявлять реакции на взрослых, не замечая слов и обращений к ним. Для того чтобы обучающийся выполнил просьбу, необходимо встать рядом с ним и, обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулировать инструкцию: «Никита, вымой руки». Если педагог или родитель просит дать какой-то предмет, а тот не реагирует на просьбу, то необходимо, не повторяя своего требования, самостоятельно вложить себе в руку предмет его рукой и сказать: «Спасибо, ты дал мне то, что я просила».
Обучающимся всегда должно быть понятно, что и когда от них хотят. Постепенно кратким инструкциям надо будет придавать уже более естественную форму, усложнять и использовать в повседневной речи.
Отдельно нужно поговорить и о пространственной организации, которая несет в себе огромные возможности для обучающихся при формировании навыков самообслуживания. Пространство обязательно должно быть организованно не только с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, но и таким образом, чтобы обучающемуся было понятно, где он спит, где ест, где справляет свои естественные потребности, а где может просто отдохнуть, заняться спортом или поиграть.
Организацию места обучения навыкам можно рассмотреть на примере процесса одевания. Одеваться удобнее сидя на стульчике. Важно, чтобы обучающимся было удобно надеть штаны и нагнуться к ботинкам, и чтобы взрослый мог прийти на помощь в нужный момент, смог подойти сзади или сбоку.
Когда взрослый во время обучения стоит позади обучающегося, у последнего создается ощущение самостоятельного выполнения действия, но при этом он понимает, что взрослый рядом и в любой момент может помочь. В то же время, в момент обыгрывания удачи, взрослый должен находиться лицом к лицу с обучающимся, чтобы установить зрительный контакт, порадоваться и заразить обучающегося своей радостью от его успеха.
Повышенная тревога и поведенческие проблемы у обучающихся нередко связаны с несформированностью представления о времени, хаотичностью и разорванностью картины окружающего мира. Использование зрительной организации в виде расписания дня помогает сгладить эти проблемы. Ежедневное обсуждение деятельности в течение дня помогает организовать обучающегося и сформировать у него представления о том, чем он будет заниматься сейчас, куда пойдет после школы, какие дополнительные секции или кружки он посетит вечером, сколько времени осталось до приёма пищи и т. д. При зрительной организации дня в виде расписания, у обучающегося спадает тревожность, уменьшается и часть поведенческих проблем. При разработке визуального расписания конкретного обучающегося важно учитывать доступность его для восприятия. Расписание должно реально прояснять ситуацию, а используемые картинки, фотографии или пиктограммы должны быть ему понятны. Вне зависимости от уровня зрительной организации расписание помогает структурировать повседневную жизнь. Необходимо действительно выполнить каждый пункт плана из расписания, пусть свернуто и быстро, но действие должно быть завершено.
Также важен ритм занятий. Обучающиеся не могут долго активно взаимодействовать с педагогом или родителем. Как правило, в самом начале они вступают в контакт на непродолжительное время, не превышающего пары минут, поэтому важно с самого начала определить посильную для них задачу. Помните, что любое действие должно быть завершено так, чтобы обучающийся сразу смог испытать успех.
Обучающиеся не могут удержать в голове схему действий, забывая и пропуская те или иные шаги для достижения цели. Необходимо постоянное напоминание о каждом шаге, но из-за того, что словесные подсказки взрослых могут усугубить ситуацию и вызвать зависимость от подсказок, желательно максимально ограничить речевое сопровождение при выполнении той или иной операции или действия. Лучше использовать физическую помощь, зрительные подсказки или применять социальные истории. Перед началом деятельности важно напомнить обучающимся, что они будут сейчас делать, и отметить их достижения в конце. Очень важно, чтобы все повторяли одни и те же шаги, необходимые для выполнения данной деятельности, и навык у обучающихся формировался по возможности одинаково.
Прежде чем начать формировать навыки самообслуживания, необходимо определить порядок действий. Полезно сначала расписать последовательность шагов, а также проверить доступность всех необходимых материалов. Так, например, формируя навык самостоятельного одевания, сначала обучающиеся просто терпеливо ждут, когда ему помогают одеться, поднимают ногу, пытаются попасть в штанину («Мы вместе одеваемся, ты так мне помогаешь»). Взрослый, используя руки самого обучающегося, начинает подтягивать штаны вверх, а по мере увеличения активности и самостоятельности обучающихся в выполнении данного действия освобождает их руки, лишь подталкивая их вверх, и затем начинает подключать обучающихся всё раньше и раньше.
По мнению Г. М. Дульнева, важно хвалить обучающихся за мельчайшие самостоятельные действия («Ты сам одеваешься, сам подтянул штаны»). В то же время, чтобы не произошло пресыщения похвалой, необходимо сохранять ее ценность, желательно ослаблять похвалу за те действия, которые становятся уже автоматическими, и переносить свое внимание на те операции, которые еще требуют освоения [4, с. 83].
Когда обучающийся освоит необходимые моторные навыки, взрослый может отойти в сторону и занять позицию наблюдающего. При неудаче необходимо сформулировать еще раз то, что нужно сделать, не акцентируя внимание на ошибке. Лучше предупредить ошибку, вовремя направляя обучающегося по верному пути, ведь у них есть склонность превращать повторяющиеся ситуации совершения ошибки в стереотипную последовательность.
По мнению ряда ученых, нельзя пытаться научить всему сразу, необходимо сосредоточиться на одном посильном навыке, постепенно переходя к более сложным действиям. Бывает, что обучающимся, освоившим определенный навык, еще продолжительное время требуется внешняя организация и зрительная подсказка алгоритма действий, но в этом нет ничего страшного, ведь процесс формирования навыков самообслуживания у обучающихся является длительным, трудоёмким и требует большого терпения от всех участников процесса.
Таким образом, в процессе формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра возникают трудности, но с помощью правильно подобранных направлений коррекционной работы и использовании методических рекомендаций, приведённых в данной статье, можно добиться положительных результатов.
Литература:
- Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма:автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.10 / О. С. Аршатская; Ин-т коррекц. педагогики РАО. — Москва, 2005. — 26 с.
- Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. — Москва:Теревинф,
- 2007. — 112 с.
- Ветлугина, В. П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта /
- В. П. Ветлугина // Педагогика: традиции и инновации: материалы
- VI Междунар. науч. конф., февраль 2015 г. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 188–191.
- Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: психол.-пед. исслед. / Г. М. Дульнев. — Москва: Педагогика, 1969. — 216 с.
- Кочнева, Т. В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Кочнева // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф., май 2018 г. — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 107–110.
Ключевые слова
деятельность, умственная отсталость, обучающиеся, навыки самообслуживания, расстройства аутистического спектра, расписание, коррекционный и образовательный процесс, пространственная организацияПохожие статьи
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия
Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...
Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта
В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения
В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения
Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...
Похожие статьи
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия
Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...
Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта
В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения
В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения
Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...