Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста
Автор: Зялаива Любовь Сергеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 06.04.2020
Статья просмотрена: 321 раз
Библиографическое описание:
Зялаива, Л. С. Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста / Л. С. Зялаива. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5116/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении хорошо формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет их психическое и физическое здоровье.
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста — важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.
В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания Емельянова В. В., Стрельниковой, Огороднова, а также методические рекомендации Орловой Т. М., Бекиной С. М. и других современных педагогов.
На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и Уставом нашего дошкольного учреждения наша педагогическая деятельность ориентирована на сохранении и укреплении здоровья дошкольников, чему способствуют здоровьесберегающие технологии, такие как: распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные упражнения, пальчиковые игры и др.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное — это верный показатель духовного здоровья нации. Приступая к работе с детьми, педагог-музыкант должен отчетливо понимать, какое влияние на формирование личности ребенка и состояние его здоровья он окажет, какой вклад в формирование профессиональных качеств и навыков должна внести работа в музыкальном зале. Ребёнок, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое физическое и психическое здоровье. Качество звучания его голоса — показатель его здоровья. Пение является естественной потребностью ребенка. Пение в хоре не только доставляет радость и укрепляет здоровье, но позволяет педагогу, хормейстеру организовать вокально-хоровое воспитание детей в одновозрастном коллективе, активно влияя на формирование различных сторон личности.
Целью моей работы является:
− формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков, через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста.
Задачи:
− развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, темповый ансамбль, внимания);
− способствовать развитию у детей певческих навыков в процессе упражнений и музыкальных игр;
− совершенствовать певческий голос детей и вокально-слуховую координацию;
− приобщать детей к активному участию в певческой деятельности, приучать самостоятельно использовать приобретённые умения и навыки;
− расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
− развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
− развивать воображение, ассоциативное мышление, память;
− воспитывать в детях эстетическое видение мира, певческую культуру звука, любовь к музыке;
Основные приёмы и методы, которые были использованы в течении каждых занятий:
− наглядно-зрительный;
− наглядно- слуховой;
− беседа;
− пение и проговаривание по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики — девочки», по сигналу;
− тактирование;
− использование дирижерских жестов: сильный взмах — громкое звучание, слабый — тихое; показываю рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни;
− пение стоя в правильной певческой позиции;
− собственный показ;
− метод сравнения;
При подборе различных упражнений я учитывала возрастные особенности детей. Использовала упражнения на интонацию, дикцию, звукообразование, дыхание. Упражнения проводятся для укрепления ещё не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Для старших групп были выполнены следующие упражнения:
Покусывание нижней губы, укол языком, часики открытым ртом, закрытым ртом, нарисуй мелодию, пропевание гласных а-о-у по трезвучию на легато, пропевание слогов ба-жа-за и т.д по трезвучию, пение закрытым ртом на звук м-м-м, пропевание гласных а-о-у на стаккато, пупсик, лошадка, кобра, свечка, дыхательная гимнастика 2 вдоха носом, 2 выдоха ртом, полочка и т. д.
Для младших групп были выполнены следующие упражнения:
Выпирание нижней губы, бублик, рыбка, ветер, цветочек, тигр, пропевание согласных и гласных на одном звуке, пропевание слогов на одном звуке, попевки с прохлапыванием и проговариванием, проговаривание текста песни шёпотом, проговаривание текста с разной мимикой.
Для всех групп каждое занятие провожу артикуляционную гимнастику.
Основная цель артикуляционной гимнастики — тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.
Известно, что протяжное произнесение или пропевание гласных звуков с улыбкой на лице благоприятно влияет на состояние почек; «э-э» благотворно действует на железы внутренней секреции; «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу; «о-о» приводит в порядок среднюю часть груди»; «и-о-и-о» массирует сердце. Овладение музыкальным и поэтическим содержанием каждого произведения, развивает эмоциональную сферу ребенка, его воображение, образное мышление.
Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!
При подборе песенного репертуара я учитываю диапазон ребёнка, слежу за тем, чтобы дети не кричали, добиваясь естественного звучания без зажимов и напряжения.
В результате изучения темы: «Формирование вокально-хоровых навыков через ЗСТ”, я сделала следующие выводы, что работа по формированию вокально-хоровых навыков с использованием здоровьесберегающих технологий должна осуществляться систематически и последовательно в каждом занятии и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Перспективы на 2019–2020 учебный год:
- Продолжить работу по теме: «Формирование вокально-хоровых навыков через ЗСТ» (согласно возрастной группе);
- Использовать и подобрать новые упражнения по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы.
Литература:
- Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». — М.: Музыка, 1978.
- Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». — М.: Москва, 1998.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. — М.: СПб, 1997.
- Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь». — М.: Просвещение, 1985.
- Битус А. Ф. «Певческая азбука ребенка». — М.: Минск: Тетра Системс, 2007.
- Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». — М.: 2001г.