Предпосылки формирования мотивации к ведению здорового образа жизни индивидуума в современном социуме
Автор: Тагаев Шавкат Сайловович
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 07.05.2020
Статья просмотрена: 334 раза
Библиографическое описание:
Тагаев, Ш. С. Предпосылки формирования мотивации к ведению здорового образа жизни индивидуума в современном социуме / Ш. С. Тагаев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5205/ (дата обращения: 18.12.2024).
Мотивацию следует рассматривать с позиции диалектического материализма, что позволяет понимать мотивационную систему человека не как первичное духовное начало, не как первоисточник человеческой активности, а как сложно построенный регулятор человеческой жизнедеятельности, отражающий особенности объективной действительности, в которую включается и внешний для человека мир. и сам человек во всех его объективных характеристиках.
Само понятие мотивации у индивида включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т. п.
Движущая сила человеческого поведения — это мотивация, которая занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Формирование личности характеризуется взаимным влиянием мотивации на деятельность и деятельности на мотивацию. Благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе но перестройке потребностей, норм поведения происходит изменение, расширение деятельности, отношений личности с действительностью. Мотивация выступает кик активный момент процесса развития, перестройки личности. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс изменение мотивации под влиянием постепенного или быстрого изменения сферы и условий деятельности.
Системно-динамическая модель мотивации представляет мотивацию как специфический вид психической регуляции деятельности, как особую форму внутренней активности субъекта. По его мнению. мотивация представляет собой сложную функциональную систему интегрированных воедино аффектных и когнитивных процессов. При этом основная функция мотивации как сложной функциональной системы заключается в регуляции поведения, деятельности личности, направленной на реализацию мотива. Особая функция мотивации находит свое выражение в ряде частных (специфических) функций: побуждает, инициирует деятельность, определяет выбор цели и направляет действие на цель, регулирует и контролирует выполнение действия и реализацию намерения, отвечает за остановку, перерыв в выполнении действия или его прерывания и переключения.
Рассмотрение мотивации как системы предполагает выделение двух связанных аспектов: содержательной структуры мотивации и динамического функционирования системы. Зарубежные психологи отдают предпочтение динамической (энергетической) стороне мотивации, игнорируя роль содержательного момента. В отечественной психологии при определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации при этом рассматривается вопрос об иерархической структуре мотивации и уровневого строения сознания. Подчеркивая роль сознания, С. Л. Рубинштейн отмечает необходимость учета многоплановости психического, протекание психических процессов на разных уровнях. При объяснении любого человеческого поведения автор рассматривает побуждения разного уровня и плана в их реальном сплетении и сложной взаимосвязи. Эта многоуровневая структура включает в себя как сознательные уровни регуляции, так и уровни непроизвольных, неосознанных мотивационных тенденций. Именно в этом, по мнению, состоит формирование, воспитание и перевоспитание человека через труд, при этом активным моментом является деятельность, которая вначале выходит далеко за пределы имеющихся потребностей, интересов, формирует новые потребности, интересы и тем самым изменяет мотивацию.
Одной из важнейших составляющих характеристик личности является деятельность. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческой преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования, представляет соком систему, включенную в систему отношений общества.
В процессе формирования происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовывать и разумно направлять. Творческий характер человеческой деятельность проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью, которая, с одной стороны, является отправной точкой деятельности, а с другой — может развиваться в процессе самой деятельности. Деятельность индивида в отличие от активности животных связана не с естественными (в первую очередь, биологическими) потребностями, но и искусственными, возникающими благодаря присвоению достижений культурно- исторического развития людей (потребность в познании, творчестве, нравственном самосовершенстве и др.).
В соответствии с имеющимися потребностями выделяются различные виды человеческой деятельности, к числу которых в качестве основных авторы относят игровую. трудовую, учебную и общение. По направленности можно выделять достаточно большое количество деятельностей: познавательная, общественная, спортивная. художественная, оздоровительная, техническая и т. п., которые могут интегрироваться и преобразовываться в соответствии с социализацией личности и иерархией потребностей в процессе возрастного развития.
В процессе обучения основам ЗОЖ, который направлен на формирование оздоровительной деятельности, наблюдается трансформация мотивации, которая обуславливает взаимопроникновение различных мотивов в процессе деятельности и качественное изменение самой деятельности в результате возникновения новых мотивов. Например, ребенок вначале не имеет определенной потребности, устойчивого интереса к собственному оздоровлению, но занимается им в силу различных обстоятельств: чисто внешней привлекательности, как вынужденным средством достижения другой цели, в результате социального или собственного принуждения. В процессе самой оздоровительной деятельности у ребенка появляются более устойчивые, адекватные по отношению к этой деятельности побуждения: интерес к самому процессу оздоровления, потребность в деятельности ЗОЖ, стремление к результату.
Мотивы деятельности в области ЗОЖ возникают, развиваются и перестраиваются под влиянием общего развития личности, а также в связи с накоплением знаний, умений и навыков оздоровительной деятельности. При этом мотивы могут отличаться по силе воздействия, что обуславливает их ситуативное или долгосрочное, стабильное проявление. В целом, формирование мотивации к ЗОЖ — длительный и в большинстве своем противоречивый процесс, который начинается с детства в системе семейного воспитания и продолжается всю сознательную жизнь индивида.
Специфичность рассматриваемой области «маний и человеческой деятельности, следует отметить, что при формировании мотивации к ЗОЖ могут присутствовать мотивы, связанные с познавательной учебной деятельностью, а также мотивы непосредственной оздоровительной деятельности, направленной на организацию ЗОЖ.
Учебно-познавательные мотивы можно представить тремя взаимосвязанными группами:
- Непосредственно побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности.
- Перспективно-побуждающие мотивы, связанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности.
- Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.
Наряду с вышеперечисленными, можно выделить мотивы, связанные с практической деятельностью в области ЗОЖ к таковым относятся следующие:
1) Мотивы, связанные с достижением высокого уровня индивидуального здоровья.
2) Мотивы, обеспечивающие удовлетворение личных биологических и социальных потребностей.
3) Общественные мотивы, выражающиеся в активном, осознанном отношении к ЗОЖ имеющим не только личностную значимость, но и общественную.
- Мотивы достижения, связанные с развитием интеллектуальных и физических способностей, способствующие реализации целей самоутверждения личности.
- Мотивы сотрудничества — особенно выражены в сфере физической культуры и спорта.
- Мотивы вознаграждения, получаемого в обществе как с позиции процессуальной стороны ЗОЖ. так и при достижении определенного результата, проявляющегося в том или ином уровне здоровья. Данные мотивы в большей степени присутствуют в западных странах, где здоровый образ жизни граждан имеет государственную и общественную поддержку.
В реальной практике обучения и организации ЗОЖ важное значение имеет определение наиболее эффективных методов и методических приемов формирования мотивации на различных этапах возрастного развития.
При отборе методов мотивации следует учитывать ее аспекты: эмоциональный, познавательный, волевой, социальный, которые тесно взаимосвязаны и могут выступать в единстве формирования познавательной и оздоровительной деятельности в области ЗОЖ. В данном случае мотивы, как побудительные силы личности к активности. энергии, действиям, следует рассматривать в тесной связи с волевыми процессами, которые, наряду с другими личностными качествами человека, являются ведущими при формировании и развитии мотивации к ЗОЖ. физическому и духовному совершенствованию личности, ее самореализации в процессе профессионального и личностного развития.
Литература:
- Абросимова, М. Ю. Здоровье молодёжи / М. Ю. Абросимова. — Казань: «Медицина», 2007.
- Андреев, В. И. Здоровье сберегающее обучение и воспитание / В. И. Андреев. — Казань, 2000.
- Борисенко, Н. Ф. Современные принципы разработки моделей здорового образа жизни/ Н. Ф. Борисенко, Т. М. Бородюк, Ю. И. Саенко. — М: Академия, 2004.
- Брехман, И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье/ И. И. Брехман. — Л.: Наука, 1987.
- Бурдина, Б. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I./ Б. Ю. Бурдина. — Саранск: МОРМ, МРИО, 2005.
- Варламова, С. Н. Здоровый образ жизни — шаг вперед, два назад / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. — СОЦИС, — 2010. — № 4.
- Давлетова, М. Измерение ценностного отношения молодёжи к здоровому образу жизни [Текст] / М. Давлетова. — СОЦИС, 2009. — № 2.