Информационные технологии в образовании, сфере физической культуры и спорта во время коронавируса
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 07.05.2020
Статья просмотрена: 304 раза
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Информационные технологии в образовании, сфере физической культуры и спорта во время коронавируса / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5212/ (дата обращения: 18.12.2024).
Сегодня социальный заказ социума школам олимпийского резерва обусловлен интеграцией школ в мировое образовательное пространство, формированием международного сообщества педагогов и студентов, развитием личности специалиста, способного решать задачи образования с использованием средств информационных технологий в условиях информационного общества. Одним из направлений российской государственной информационной политики — информатизация общества и образования, обеспечение сферы образования методологией и практическими разработками, стимулирование оптимального использования информационных технологий в образовательной практике.
Информатизация затронула все стороны образования: образовательные традиции, педагогическую теорию и практику. Поэтому важнейшими направлениями информатизации образования, в том числе в области физической культуры и спорта являются следующие:
– осуществление информационного обеспечения физической культуры и спорта, образовательного процесса в колледжах олимпийского резерва на основе разработки концепций и моделей системы информационного обеспечения, проектирования информационных потоков, структур управления и информационных потребностей субъектов образовательного процесса, что определяется необходимостью реализации целевых программ информатизации сферы физической культуры и спорта с учетом увеличивающегося количества специалистов, имеющих компьютерную подготовку и способных использовать информационные технологии;
– построение информационного взаимодействия, информационного пространства, информационной среды, информационного поля педагогических учреждений в области физической культуры и спорта, реализующих образовательные программы различных уровней непрерывной системы образования как факторов оптимизации обучения в колледже с использованием возможностей сочетания информационных и традиционных педагогических технологий в контексте дидактического процесса, организации процесса обучения как погружения личностной среды в информационную; применение современных средств доступа к информации — электронным базам знаний, электронным журналам, электронным конференциям, электронным библиотекам, развитость обратной связи — педагогического тестирования и педагогической диагностики; развитие познавательной самостоятельности обучающихся;
– развитие информационной культуры личности на уровне учебного заведения, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе и рассматривается как овладение формами, средствами и методами специальной организации интеллектуальной деятельности, связанной с поиском, сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации;
– обеспечение информационной безопасности учащихся образовательных учреждений в области физической культуры и спорта, поставленной в условия вынужденной самозащиты от социальных рисков, вызванных качественными изменениями во всех областях жизнедеятельности в результате направленного воздействия «агрессивной информационной среды»; необходимость разработки стратегий, способных поддержать и восстановить информационно- психологическую устойчивость личности в информационном пространстве в условиях «дезинформирующего шума»; развитие способности защитить себя от негативных информационных воздействий, установка на критичность по отношению ко всем потокам информации.
Информатизация профессионального образования направлена на достижение двух основных целей:
– подготовку специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации социума;
– повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования обучения на основе использования современных информационных технологий. Эти цели должны достигаться своевременным подходом к содержанию профессионального образования, предполагающим использование информационных технологий как средства предъявления, обработки и использования информации.
Проблема внедрения информационных технологий в образовании систематически обсуждается в периодических СМИ, выступает постоянной темой в материалах научно-практических конференций; применение информационных технологий в образовании рассматривается в многочисленных диссертационных исследованиях.
Влияние информационных технологий на процесс подготовки и профессиональной деятельности специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, изучается по нескольким направлениям:
– выявление психолого-педагогических особенностей применения информационных технологий в системе образования, педагогических основ адаптации к информационным технологиям в образовании;
– разработка системы охраны здоровья при использовании информационных технологий;
– формирование профессионализма, потенциалов личности средствами информационных технологий;
– разработка учебно-методических комплексов с использованием информационных технологий по различным дисциплинам программы.
В школе олимпийского резерва активно ведется работа с применением информационных технологий обучения, используемых для самостоятельного освоения студентами теоретических дисциплин. Одним из основных средств получения знаний для студентов — это электронные учебники, которые содержат теоретический и методический материал, набор контрольных вопросов для освоения и закрепления теории.
Преподаватели школы осуществляют использование:
– информационных технологий для контроля компетенций обучающихся, что позволяет более эффективно планировать время проведения тестирования, количество вопросов в тесте.
В области педагогической информатики процесс использования информационных технологий в традиционном обучении определяется такими характеристиками, как эффективность, вариативность, конкретность, оптимизация, качество, интенсификация всех уровней педагогического процесса, реализация идей развивающего обучения.
Преимуществами информационных технологий выделяются: расширение тезауруса педагогической науки за счет использования понятий «информация», «информатизация образования», «информационная среда», «информационные технологии»;
– организация процесса нотация поддерживающего деятельностный подход к учебному процесс).
– построение открытой системы образования, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения и самообучения;
– создание эффективной системы управления информационно- методическим обеспечением образования.
Используя информационные технологии в образовательной практике, педагог успешнее выполняет социальный заказ, студенты лучше подготовлены к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, т. е. педагог имеет более качественные результаты обучения; выше уровень его самореализации, что положительно сказывается на профессиональной деятельности. Внедрение информационных технологий обучения поможет решить самые разнообразные задачи: сообщение знаний студентам, контроль за ходом их усвоения, демонстрация иллюстративного материал; хранение в виде банков данных материала занятий; учет и анализ динамики физического развития студентов; помощь в математико — статистической обработке результатов исследований; ведение документации и обработка результатов спортивных соревнований; моделирование педагогического процесса и т. п.
Сегодня создаются, внедряются и используются следующие виды информационных технологий; технологии формирования информационной культуры, информационные технологии в предметном обучении, технологии освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения, технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологии медиаобразования, информационные технологии в управлении образовательными учреждениями и др.
При практической и теоретической значимости информационных технологий, важности их использования в практике школ олимпийского резерва, накопление достаточно обширного материала теории и методики применения информационных технологий в процессе преподавания различных дисциплин, активное их внедрение в физкультурное образование невозможно без разрешения следующих проблем:
– Оснащение образовательных учреждений компьютерами.
– Информационное обучение студентов и преподавателей.
– Создание информационной среды школы.
Задачами информационной подготовки, которая является базой для развития информационного потенциала будущего педагога в области физической культуры и спорта, в настоящее время должны стать:
– формирование знаний о базах данных по проблемам физической культуры и спорта;
– формирование умений и навыков работы на персональном компьютере;
– изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий.
Ведущий научно-теоретический журнал в области физической культуры и спорта «Теория и практика физической культуры» с 2000 г. помещает специальные разделы «Информационные технологии» и «Вести информационно-аналитического центра», в которых обсуждаются проблемы информатизации физкультурного образования, особенности применения информационных технологий в спорте.
Необходимо знать, что информационные технологии, в центре дидактической системы с использованием информационных технологий, стоит индивид, ее учебная и научно-исследовательская деятельность.
Информационные технологии — это средство осуществления деятельности и создания условий обучения в школах олимпийского резерва.
Литература:
- Бишаева А. А., Малков А. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
- Братановский С. Н., Вулах М. Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3.
- Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019.
- Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
- Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019.
- Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020.
- Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
- Мелёхин А. В. Менеджмент физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2019. 480 с.