Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью
Авторы: Рыжевич Екатерина Павловна, Ярымчук Татьяна Евгеньевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 09.05.2020
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Рыжевич, Е. П. Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью / Е. П. Рыжевич, Т. Е. Ярымчук. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5233/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье произведен анализ особенностей агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, агрессивное поведение, обучение, воспитание.
В наше время существует усугубление в ряде проблем государственного уровня. К примеру, ухудшение экологической ситуации, игнорирование пропаганды здорового образа жизни, несоблюдение правил гигиены питания и другое.
Во всех странах мира наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные формы нарушения интеллекта. Нарушение интеллекта является одним из главных вопросов о здоровье детей.
Актуальность и сложность изучения проблемы интеллектуальной недостаточности обусловлена разнообразием этиологии, ростом распространенности, минимальной эффективностью лечения и в то же время важностью социально-правовых аспектов в этой группе. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии.
Изучением данной проблемы занимались различные исследователи и ученые. За последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Это работы Г. С. Абрамовой [1], М. А. Алемаскина [2], Ю. М. Антонян [3], С. А. Беличевой [4], В. М. Бехтерева [5].
В настоящее время вопросы интеллектуальной недостаточности изучаются особенно интенсивно во всех направлениях. Исследуются ее генетические аспекты. В результате полученных результатов появляется необходимость уточнения этиологии и патогенеза, а также воздействия на генетический аппарат для дальнейшего предотвращения возникновения интеллектуальной недостаточности.
Ранняя диагностика и коррекционный процесс отклонений в развитии детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.
Крайне важна роль семьи в данном процессе. Эмоционально-положительное общение ребенка с окружающими его взрослыми эффективно для его психического здоровья. Однако для детей с отклонениями в развитии этого может быть недостаточно, так как они с самого раннего детства нуждаются в особых условиях развития, которые обеспечивают коррекцию нарушенных функций.
В психологии существует много объяснений агрессивного поведения детей. Так, психоанализ, в лице 3игмунта Фрейда предполагает наличие в нем проявлений Эдипова комплекса как результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве. Необихевиоризм определяет агрессивное поведение последствием фрустраций, которые терпит личность в процессе «социального обучения». Интеракционизм считает это следствием объективного «конфликта интересов» или «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп. Когнитивизм видит это как результат «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта. Существуют и биологизаторские попытки объяснить агрессивное поведение как инстинктивные проявления.
Подростковый возраст считают наиболее сложным периодом развития человека. Несмотря на относительную непродолжительность, он во многом определяет дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте происходит формирование черт характера и других основ личности. Переходная ступень от контролируемого взрослыми детства к самостоятельности, изменение привычного школьного обучения на другие виды значимой социальной деятельности, а также гормональные перестройки организма делают подростка крайне уязвимым и податливым к отрицательным влияниям окружающей среды и сверстников. Также необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки родителей, учителей и других воспитателей. Часто это стремление приводит и к отрицанию социально приемлемого поведения, духовных ценностей и стандартов жизни старшего поколения. Всё более очевидными становятся и отклонения в воспитательной работе с подростками. Крайне значимыми в этом отношении являются неровные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Агрессивное поведение несовершеннолетних детей имеет свою специфическую этиологию и рассматривается, как следствие социопатогенеза, идущего под влиянием различных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши или девушки. Однако большую роль среди причин, которые обуславливают различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы. Знание данных факторов необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности педагогов и родителей. Таким образом, именно в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологические аспекты, на основе которых исследуется природа агрессивного поведения, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению агрессивных проявлений.
Агрессивное поведение считают наиболее актуальной проблемой. Раньше считалось, что такое поведение присуще только подросткам мужского пола, но в последние годы и девушки привлекают всё большее внимание исследователей. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. Девочки всё чаще становятся провокаторами и инициаторами отклонений в поведении у мальчиков подросткового возраста.
Психические отклонения в развитии имеют определенные этапы, через которые проходят дети. При последнем они достигают крайней степени выраженности. Всякие патологические синдромы включают в себя начальные проявления, развернутую продолжительную стадию, этап завершения и период остаточных симптомов. В это время подросткового кризиса скорость болезненного цикла увеличивается в несколько раз, в результате чего какой-то из этапов может быть слишком коротким, либо может и вовсе не обнаруживаться. Исходя из этого агрессивное поведение подростка является для его родных, знакомых и сверстников совершенно неожиданным и необъяснимым.
Важно отметить, что проявления агрессивного поведения у подростков с нормальным развитием и у подростков с интеллектуальной недостаточностью в особенности сходны и однообразны. Этиология у этих же проявлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности, которые определяются внешними и внутренними факторами, то есть особенностями его собственной психики (инертность психических процессов, недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, внушаемость со стороны сверстников, различные аффекты и влечения, природные инстинкты и другие), характеристиками поражения коры головного мозга и его нейродинамики. В данной цепочке взаимодействующих внешних и внутренних факторов, приводящих к девиантным поведенческим реакциям, важное значение имеет эмоционально-волевой аспект.
Основываясь на вышесказанном, можем сделать вывод, что агрессивное поведение является в наше время актуальной проблемой. Существует большое множество классификаций детей с девиантным и агрессивным поведением, по которым можно определить уровень агрессии и подобрать психолого-педагогическую коррекционную работу.
Агрессивное поведение у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания родителей и педагогов, из-за неудовлетворенной потребности своих желаний, не разделения его мнения. Также на девиантное поведение подростка могут повлиять природные особенности его темперамента и характера его личности, например, возбудимость и сила эмоциональности, которые способствуют формированию таких черт, как раздражительность, вспыльчивость, неумение сдерживать свои эмоции.
После проведения методик практической диагностики и выявления уровня агрессии, для нормализации поведения педагогам и психологам необходимо проводить коррекционную работу по формированию нравственных и социальных ценностей.
Литература:
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. — 6-е изд. — Москва: Академический проект, 2003. — 496 c.
2. Алемаскин, М. А. Воспитательная работа с подростками / М. А. Алемаскин. — Москва: Знание, 1979. — 158 c.
3. Антонян, Ю. М. Криминология / Ю. М. Антонян. — Москва: Логос, 2004. — 448 c.
4. Беличева, С. А. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / С. А. Беличева. — Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 346 c.
5. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. — Петроград: Колос, 1921. — 436 c.
Похожие статьи
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения
В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...
Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития
В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.
К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.
Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков
В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Похожие статьи
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения
В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...
Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития
В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.
К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.
Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков
В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...