Использование инновационной технологии «Линейный календарь» в формировании у дошкольников временных представлений | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 5090 раз

Библиографическое описание:

Козлова, И. В. Использование инновационной технологии «Линейный календарь» в формировании у дошкольников временных представлений / И. В. Козлова, О. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5264/ (дата обращения: 15.11.2024).



Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени:текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь.

Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.

Эту технологию мы стали внедрять в подготовительной группе. Линейный календарь дети восприняли «на УРА»! Для них он показался намного проще, интереснее, доступнее, чем матричный календарь. Процедура проведения работы с календарём очень проста. На вечернем сборе вместе с детьми, мы обсудили материал, из которого будет сделан календарь, обозначение символов, график заполнения. Календарь дети создают сами, а зачёркивает даты взрослый. Это обусловлено тем, что по технологии — это действие не должно занимать много времени.

Шаг за шагом, мы стали оформлять линейный календарь в нашей группе.

1 шаг: С детьми определили путем голосования, какой цвет полоски бумаги будет соответствовать нашим временам года. Желательно цвета подбирать с учетом соответствия цветов в природе. Например, осенние месяцы — жёлтый цвет, зимние месяцы — голубой цвет, весенние месяцы — зелёный цвет, летние месяцы — красный цвет. Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200505_180241.jpg

2 шаг: на листах воспитатель чертит 3 строки и клеточки: в середине линии в каждой клеточке календаря дети рисуют числа от 1 до 30/31 (или 28/29). Так как дети знают буквы, написали и дни недели под цифрами.

C:\Users\User\Desktop\проеты конкурс\IMG_20200505_183904.jpg

3 шаг: в верхней строке, в каждой клеточке дети рисуют символы будничных и выходных дней (неделя). Будничные дни обозначили символом березка, так как наша группа называется «Берёзка». Выходные дни обозначили символом многоэтажный дом. Здесь, важно выбрать символ так, чтобы дети ассоциировали его с днями, когда они приходят в детский сад или остаются дома. В младших группах воспитатель берёт картинки с интернета, а дети их наклеивает.

C:\Users\User\Desktop\проеты конкурс\IMG_20200505_185117.jpgВнимание педагоги! Для успешного формирования у ребенка понятия недели важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали дням недели, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в верхней части календаря зачеркивается. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает соответствующую картинку, соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.

C:\Users\User\Desktop\про детей\гаврилов ям\IMG_20191113_162054_1.jpg

Шаг 4. В нижней строке, в каждой клеточке дети зарисовывали символом важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий были дни рождения, праздники, экскурсии, проекты. Дети подписывали картинки.

Внимание педагоги! Лист месяца (даты, обозначения и события) заполняется сразу в начале месяца, но иногда приходилось делать дополнительные зарисовки, незапланированных событий. Но необходимо соблюдать правило — всё должно быть в меру. Не надо загромождать календарь множеством событий: детям будет трудно ориентироваться при наличии такого «зрительного шума».

C:\Users\User\Desktop\проеты конкурс\IMG_20200505_192132.jpg

Шаг 5: После заполнения календаря полоску месяца прикрепили на уровне глаз детей и так, чтобы он был виден всем детям. Работу с календарем проводим каждый день во время утреннего сбора. Время уходит 2–3 минуты, в зависимости от конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем. Хором называем все числа, одновременно воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц, день недели. Во время хорового счета повторяем количественные числительные (один, два, три…), однако называя дату, используем порядковые числительные (второе декабря).

Внимание педагоги! Авторы этой технологии рекомендуют на этом этапе, чтобы все дети отвечали хором, — не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число. В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Приводим примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени: — Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра? — Что будет сначала: Катин день рождения или Костин? — Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный? Авторы технологии рекомендуют не превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является обязательным, остальные вопросы таковыми не являются.

C:\Users\User\Desktop\проеты конкурс\лин календарь.jpg

Шаг 6: после того, как месяц заканчивается, воспитатель помещает повыше на стену полоску листа так, чтобы календарь за все прошедшие месяцы составлял непрерывную линию.

C:\Users\User\Desktop\проеты конкурс\IMG_20200506_154546.jpg

Таким образом: использование линейного календаря в работе с детьми помогло быстро, ненавязчиво, и незаметно сформировать у детей временные представления. Наш календарь мы стали заполнять с сентября, изначально дети имели весьма расплывчатое представление о времени в соответствии с возрастными возможностями, а уже за два месяца были видны результаты. С большим интересом включались в создании каждого листка месяца, с удовольствием планировали, какие события будут отражаться в календаре.

Ребята грамотно стали называть и применять обозначения единиц времени в своей повседневной деятельности, быстрее понимать последовательность дней недели, месяцев, событий. Календарь, представленный в формате временной оси, помогает детям осваивать текучесть времени, его направление из прошлого, через настоящее — в будущее. Стали осознавать свою личную значимость в общем деле.

Литература:

  1. Е. Бодрова; Е. Юдина — Программы «ПРО детей»
  2. Рихтерман Т.Д Формирование представлений о времени у детей 14. дошкольного возраста. М, Просвещение, 1982
  3. Маслова Е.Н Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников, Корифей, Волгоград, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, день, время, воспитатель, детский сад, календарь, линейный календарь, месяц, шаг, матричный календарь.

Похожие статьи

Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

«Использование игровых технологий в обучении восприятию цвета как фактор развития эмоциональной сферы младших дошкольников».

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии

Похожие статьи

Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

«Использование игровых технологий в обучении восприятию цвета как фактор развития эмоциональной сферы младших дошкольников».

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии

Задать вопрос