Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 497 раз

Библиографическое описание:

Чеченина, Е. П. Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы) / Е. П. Чеченина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5269/ (дата обращения: 15.11.2024).



Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание школьников начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят время, занимаются делом или отдыхают.

Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внеурочной работе. Внеурочная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение и воспитание,

2) развитие гармонично развитой личности и

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка, и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто:

– участвует в экспериментальной работе школы;

– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

– уважает личность ученика;

– дифференцирует объем и сложность заданий;

– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках и внеурочной деятельности я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни.

Частью жизни моих ребят стала вокальная группа «Росинка» (8–14 лет), созданная в 1994 году, являющаяся визитной карточкой школы и села. Урок музыки и занятия в вокальной группе закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает и приносит пользу детям. Концерт — это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.

Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах не только школьных, сельских, но и районного и областного уровня. Коллектив имеет множественные грамоты, дипломы школы, отдела образования, поселения, района, области.

Что же привлекает ребят во всех поколениях? Общение с друзьями, возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг. Для многих этот вид музыкальной деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания, становится их будущей профессией.

Из выпускников детской вокальной группы набора 1993г. вырос коллектив, который в 2015 г защитил звание «Самодеятельный народный коллектив ансамбль народной песни «Росинка», участницам которого в среднем уже по 32 года. Они являются неоднократными лауреатами межрегиональных, областных и районных конкурсов. АНП «Росинка» награжден многочисленными грамотами и дипломами, является лауреатом III степени Межрегионального конкурса казачьей песни «Казачий курень», лауреатом конкурса «Звезда губернии», лауреатом международного конкурса «Таланты России», постоянным участником и ведущим коллективом всех значимых районных мероприятий. Одна из солисток ансамбля продолжила музыкальное образование и, с красным дипломом окончив Димитровградский музыкальный колледж, работает учителем музыки в г. Ульяновске. Еще один из выпускников школы продолжает обучение в Самарском институте культуры.

В рамках перехода на ФГОС второго поколения мною подготовлена рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для 1 класса «Дебют» (музыкальный театр). Театр — синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. Целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.

Большое воспитательное значение для пробуждения детского творчества имеют и такие формы проведения внеклассных мероприятий как литературно-музыкальные гостиные, интерактивные экскурсии, просмотр видеофильмов и тематических мультимедийных презентаций, подготовленных как учителем, так и самими учащимися.

В эпоху современных компьютерных технологий расширились возможности для творческого самовыражения не только в профессиональной деятельности музыкантов, но и тех, кто только делает первые шаги в овладении вокальным искусством, пробует свои силы в творчестве. Это игровые формы проведения досуга — «Угадай мелодию», «Караоке-клуб», «Час ЛЭП (Любите эти песни)», «Минута славы» и др., которые тоже становятся традиционными во внеклассной музыкальной работе.

Ведь задача не только урока музыки, но и школы — средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки — импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

Основные термины (генерируются автоматически): урок музыки, изобразительное искусство, эстетическое воспитание, III, внеклассная работа, внеурочная деятельность, вокальная группа, ребенок, творчество, учитель музыки.

Похожие статьи

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Похожие статьи

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Задать вопрос