Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)
Автор: Чеченина Елена Павловна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 19.05.2020
Статья просмотрена: 497 раз
Библиографическое описание:
Чеченина, Е. П. Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы) / Е. П. Чеченина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5269/ (дата обращения: 15.11.2024).
Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Эстетическое воспитание школьников начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят время, занимаются делом или отдыхают.
Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внеурочной работе. Внеурочная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:
1) эстетическое просвещение и воспитание,
2) развитие гармонично развитой личности и
3) обогащение опыта художественной деятельности.
Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка, и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
– участвует в экспериментальной работе школы;
– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
– уважает личность ученика;
– дифференцирует объем и сложность заданий;
– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках и внеурочной деятельности я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни.
Частью жизни моих ребят стала вокальная группа «Росинка» (8–14 лет), созданная в 1994 году, являющаяся визитной карточкой школы и села. Урок музыки и занятия в вокальной группе закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает и приносит пользу детям. Концерт — это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах не только школьных, сельских, но и районного и областного уровня. Коллектив имеет множественные грамоты, дипломы школы, отдела образования, поселения, района, области.
Что же привлекает ребят во всех поколениях? Общение с друзьями, возможность музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг. Для многих этот вид музыкальной деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания, становится их будущей профессией.
Из выпускников детской вокальной группы набора 1993г. вырос коллектив, который в 2015 г защитил звание «Самодеятельный народный коллектив ансамбль народной песни «Росинка», участницам которого в среднем уже по 32 года. Они являются неоднократными лауреатами межрегиональных, областных и районных конкурсов. АНП «Росинка» награжден многочисленными грамотами и дипломами, является лауреатом III степени Межрегионального конкурса казачьей песни «Казачий курень», лауреатом конкурса «Звезда губернии», лауреатом международного конкурса «Таланты России», постоянным участником и ведущим коллективом всех значимых районных мероприятий. Одна из солисток ансамбля продолжила музыкальное образование и, с красным дипломом окончив Димитровградский музыкальный колледж, работает учителем музыки в г. Ульяновске. Еще один из выпускников школы продолжает обучение в Самарском институте культуры.
В рамках перехода на ФГОС второго поколения мною подготовлена рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для 1 класса «Дебют» (музыкальный театр). Театр — синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. Целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Большое воспитательное значение для пробуждения детского творчества имеют и такие формы проведения внеклассных мероприятий как литературно-музыкальные гостиные, интерактивные экскурсии, просмотр видеофильмов и тематических мультимедийных презентаций, подготовленных как учителем, так и самими учащимися.
В эпоху современных компьютерных технологий расширились возможности для творческого самовыражения не только в профессиональной деятельности музыкантов, но и тех, кто только делает первые шаги в овладении вокальным искусством, пробует свои силы в творчестве. Это игровые формы проведения досуга — «Угадай мелодию», «Караоке-клуб», «Час ЛЭП (Любите эти песни)», «Минута славы» и др., которые тоже становятся традиционными во внеклассной музыкальной работе.
Ведь задача не только урока музыки, но и школы — средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки — импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!