Ознакомление детей с русским народным творчеством
Автор: Лукьянова Надежда Витальевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 29.05.2020
Статья просмотрена: 336 раз
Библиографическое описание:
Лукьянова, Н. В. Ознакомление детей с русским народным творчеством / Н. В. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 17-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5316/ (дата обращения: 15.11.2024).
Народ, который не знает своей культуры и истории, — презрен и легкомыслен.
Н. М. Карамзин
В воспитании и обучении детей в нашем детском саду воспитатели используют русский фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию.
В 1-ой младшей группе воспитатели широко используют малые фольклорные формы, которые, по словам К. Д. Ушинского, рассказывают живописность языка. Уместно прочитанная потешка, прибаутка улучшает настроение детей, вызывает улыбку, успокаивает. Так при умывании, воспитатель читает потешку «Водичка, водичка умой моё личико…», при укладывании на дневной сон «Баю-баю, баю-бай».. на прогулке «Ножки, ножки, бегите по дорожке…». Чтобы привлечь внимание малышей к наблюдению за солнцем, дождем, воспитатель читает потешки: «Солнышко — ведрышко…», «Дождик, дождик полно лить…».
Воспитатели проводят и специальные занятия, знакомящие детей с потешкой. Для улучшенного запоминания потешек, прибауток используют наглядный материал: иллюстрации художника Ю. Васнецова. игрушки, пальчиковый театр, который пополняют с каждой новой потешкой. С большим интересом дети слушают русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Слушая эти сказки неоднократно, дети лучше запоминают их, в своей речи начинают использовать отдельные фразы: «Жили — были дед да баба …», «Катится колобок, катится…» и другие. Воспитатели показывают кукольные спектакли по мотивам знакомых сказок. Дети, с удовольствием смотря представления, эмоционально, реагируют на появление персонажей на ширме, повторяют слова вместе со сказочными героями.
На музыкальных занятиях дети слушают русские народные мелодии: «Из-под дуба», «Где ты, зайка?», подпевают песни: «Дождик», «Ладушки», и другие. В свободное время и на прогулке воспитатели проводят с детьми игры: «Каравай», «Зайка беленький сидит».
Для поддержания интереса к играм воспитатели готовят и используют различные атрибуты.
Для расширения знаний детей о русском народном творчестве воспитатели с помощью родителей создали «Русскую избу» (Приложение 3). Выбрали помещение, оборудовали печкой, лавками, кроватью, чугунки, старинные утюги, вышивки, лоскутное одеяло. Приобрели лапти, берестяные туески, деревянные ложки и т. д. появились в избе и хозяин с хозяйкой внученька в русских костюмах, куклы Ваня и Маша в русских костюмах. Воспитатели совместно с родителями сшили детские костюмы: сарафаны, рубахи, косынки, кокошники, шаровары штаны, планируем ещё пошить картузы для мальчиков. Воспитатели подобрали иллюстрации, стихи о предметах народного быта (вилы, коса, веретено, прялка, грабли, ухват) оформили папку «Русский народный быт»
После проделанной работы стали планировать наблюдения и занятия в «Русской избе».
В работе с детьми (3–5 лет) 2-й младшей (средней) группы воспитатели использовали разработки М. Кириллиной, Л. Мельчиной «Игры в уголке русской избы» (журнал «Дошкольное воспитание» № 1–05г.). Детей знакомили с обстановкой избы, предметами быта, одеждой. Дети с интересом рассматривали сарафаны, рубахи, кокошники, называли элементы узоров на ткани: ягоды, листья, цветы.
Воспитатели разучивают с детьми не только потешки, прибаутки, но и заклички, приговорки. Их, обычно произносят, когда что-то делают, обращаются к кому — ни будь. Наблюдая за божьей коровкой, можно попросить её: «Божья коровка, полети на небо…», одеваясь на прогулку — приговаривать: «Наша Маша маленька…».
Воспитатели обращают внимание детей на образность народной речи, на уменьшительно-ласкательные слова в потешках, прибаутках (котенька-коток, петушок, заинька, солнышко, детушки). Знакомят детей с загадками. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего встречается, и которые ему интересны: игрушки, домашние животные, загадки с рифмующими отгадками, например:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок. Кто же это? (Петушок)
Воспитатели продолжают знакомить с русскими народными сказками, символами, сюжеты и метафоры, которые широко используются в воспитательной и психокоррекционнной работе. Перед чтением сказки воспитатель объясняет, почему сказка называется народной (сказку придумали давным-давно, и неизвестно, кто ее придумал, поэтому и говорят — народная). Впечатления детей будут еще сильнее, если воспитатель, одетый в сарафан и кокошник, расскажет сказку в русской избе».
Детей (3–5 лет) 2-й младшей (средней) группы познакомили со сказками: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди» и другие. Рассматривание иллюстрации к сказкам художника Е. Рачева (приложение 4), воспитатель обращает внимание детей на одежду сказочных персонажей (рубаха, сарафан, лапти), на предметы быта (лавка, самовар, короб). Знакомые сказки воспитатели и дети инсценируют, предварительно распределив роли, подготовив костюмы и атрибуты.
На музыкальных занятиях дети продолжают слушать русские народные мелодии: «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот». Слушание сопровождается показом иллюстраций. С детьми разучивают хороводы: «Мы на луг ходили», «Кто у нас хороший».
Знакомятся дети с русскими народными инструментами: дудочкой, бубном, гармошкой, деревянными ложками учатся играть на них. Музыкальный руководитель с детьми разучивает пляски: «Танец с платочками», «Пляску с погремушками», «Танец с расписными платками» обращая внимание детей на характер русской народной мелодии: веселая и задорная, плавная и задушевная.
В свободное время на физкультурных занятиях с детьми разучивают русские народные игры: «У медведя в бору», «Стадо», «Лапта», «Перетяжка» и др. Воспитатели рассказывают детям о народных традициях, праздниках, организуют досуги, развлечения, основанные на фольклоре: «Осенний базар», «Масленичные приключения колобка».
Большую радость вызывает у детей рассматривание народных игрушек и игры с ними. Детям не рассказывают подробно о том, где создают эти игрушки и как их делают, только знакомят с внешним видом и особенностями той или иной игрушки (семёновская матрешка, дымковская лошадка). Не всегда мы можем показать детям художественный образец, за неимением их. Но мы приобрели альбомы разных росписей: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымка», и др. из папье-маше изготовили посуду и расписали ее под гжель и хохлому, резиновые игрушки (барышня, лошадка) покрыли белой эмалью и расписали под дымку. На занятиях по ИЗО дети украшают силуэты барышень, лошадок элементами дымковской росписи, силуэты матрешек — цветами и листьями семеновской росписи. Воспитатели постепенно подводят детей к понятию «народная игрушка».
В старшей — подготовительной группе (5–7 лет) воспитатели планируют работу по ознакомлению детей с русским народным творчеством, используя разработки Т.Ревенок (журнал «Дошкольное воспитание № 4–01г). Посещая «Русскую избу» дети получают новые знания о предметах быта (ухват, чугунок, коромысло). Старшие дети получают новые знания о назначении этих предметов. Детей знакомят с элементами русской народной одежды: душегрейка, картуз, перевязка, понева (Приложение5). Некоторых видов одежды нет в наличии, рассматривают дети на иллюстрациях.
В старшей — подготовительной группе воспитатели планируют занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке, кружевах, дымковской игрушке, хохломской или городецкой росписи. Дети с интересом слушают рассказы воспитателя о народных умельцах, о тех местах, где они создают игрушки, предметы быта. В своей работе воспитатели используют материал из книги Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство на уроках декоративного рисования, статьи из журнала «Дошкольное воспитание» (№ 4–94, № 4–95, № 2–02, № 10–04). На занятиях дети рассматривают, описывают предметы (или их изображения) народного творчества. Воспитатель обращает внимание детей на характерные признаки той или иной росписи, учит сравнивать предметы с росписью и без нее (деревянная ложка, кувшин, с росписью и без рисунка); наглядно демонстрирует, что предмет не только приносит пользу в быту, но и радует своей красотой.
После занятия предметы народного творчества (иллюстрации) остаются в группе и используются как образцы для лепки, аппликации, рисунка.
Дети лепили из белого пластилина фигурки лошадок, индюков, барышень и украшали их цветными узорами дымки, деревянные дощечки украшали городецкой росписью. Бумажные силуэты посуды (кувшин, блюдо, ложка) украшали элементами хохломской росписи.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Детей старшей группы продолжают знакомить с устным народным творчеством. Помимо загадок, прибауток, сказок, детей знакомят с былинами, народными предметами, небылицами, пословицами и поговорками. Воспитатели учат детей различать и называть жанры произведений, их особенности.
Детей знакомим с былинами: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей», рассматриваем иллюстрации к ним. Познакомили с одеждой и атрибутами богатырей (шлем, кольчуга, сапоги, щит). Объясняться детям, что узор не только украшал, но и оказывал помощь хозяину, например, знак солнца на щите призван помогать отражать удары врага. Чем больше знаков, тем надежнее защита.
В работе с детьми воспитатели используют народные приметы, правильность которых можно проверить, например:
Кошка скребет пол — жди метели,
Утром нет росы на траве — жди дождя,
Воробьи купаются в пыли — к дождю.
С детьми учат заклички: «Весна — красна, появись…», «Дождик, дождик, пуще…» и др.
Использование в работе с детьми примет, закличек, помогает воспитателям не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку. Знакомят детей и с небылицами, перевертышами, которые вызывают у детей добрый смех(«Федул, что губы надул?», «Богат Ермошка…»). Дети не только говорят, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
В старшей группе воспитатели используют загадки для проверки у детей знаний, наблюдательности. Разбирая загадки, воспитатель обращает внимание на сравнение образные выражения: морковь — красная девица, снег — белое покрывало, радуга — цветное коромысло. Детей старшей группы впервые знакомят с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал мелкие короткие выражения, которые высмеивают лень, болтливость, жадность, но восхваляют трудолюбие, скромность, смелость, например:
«Труд — кормит, а лень — портит»,
«Кто хвалится, тот с горы свалится».
При заучивании пословиц, поговорок, воспитатели используют иллюстрации художника А. Елисеева «Веселись, играй, да дело знай».
Воспитатели знакомят детей с пословицами, посвященные временам года, например:
«Много воды — много травы»,
«Ласточка весну начинает, соловей лето кончает».
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.
Музыкальный руководитель продолжает работу по ознакомлению детей с разнообразием песенного жанра, формирует бережное отношение к традициям русского народа, любовь к музыке через народное песенное творчество.
Рассказывает детям о том, что грустные и задушевные, веселые и озорные песни сопровождают человека в течение всей жизни.
Разучивает с детьми песни: «Котенька-коток», «Пойду ль, выйду ль я», хороводы: «На горе-то калина», «Во поле береза стояла». Дети с большим интересом инсценируют песни: «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?» и др.
При заучивании хороводных песен музыкальный руководитель объясняет смысл некоторых слов и выражений (ранешенько, белешенько, часты кусты, коромысел золотой).
Очень интересно проходят драматизации хороводов: сарафаны, кокошники, рубахи и другие атрибуты дополняют впечатления детей(Приложение 6). На физкультурных занятиях, на прогулке разучивают с детьми игры: «Городки», «Круговая лапта», «Гори, гори ясно!» и др.
В свободное время дети под руководством воспитателя инсценируют русские народные сказки, готовят кукольные спектакли в театральной студии «Колокольчик» и показывают их малышам.
Воспитатели и музыкальный руководитель готовят и приводят народные праздники: «Осенины», «Посиделки», «Масленица», «Святая Пасха». Например, готовясь к проведению праздника «Пасхи», дети делали из соленого теста подставки для яиц, расписывали на бумаге «крашенки», родители пекли куличи и красили яйца, делали разные поделки; (Приложение 7) а потом все вместе приняли участие в празднике.
Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее народу.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Душегрея— вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.
Картуз — шапка, мужской головной убор
Панева — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.
Перевязка— делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т. п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.
Приложение 6
Приложение 7