Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов
Авторы: Паршина Елена Николаевна, Романова Мария Викторовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 29.05.2020
Статья просмотрена: 822 раза
Библиографическое описание:
Паршина, Е. Н. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов / Е. Н. Паршина, М. В. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5320/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.
Ключевые слова: воспитание, внеурочная деятельность, духовность.
Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. В наше время они особенно остры. События нового столетия, происходящие в нашей стране, привели к потере духовных ценностей. Модернизация образования направлена на эффективное усвоение и применений знаний обучающимися, тем временем как развитие духовных сторон личности остается в тени. Без духовно-нравственного фундамента нет государства, послабляются все сферы жизни и самые важные научные достижения становятся ненужными.
Проблемы духовно-нравственного развития привлекали не только ученых, они волновали представителей различных конфессий. По мнению А. Каменец «духовно-нравственное воспитание — это не механическая совокупность знаний, это определенная система ценностей, формируемая в «картине мира» каждой личности» [2,с. 35]. Недостаток моральных ценностей, человечности, добра, уважения, духовности в личности необходимо восполнять и начинать этот процесс нужно как можно раньше. Непременно, первый нравственный опыт дети должны получать в семьях. Учиться любить, уважать, ценить, тех кто дал им жизнь. Именно родители помогают детям приобретать систему неких ценностей. Затем формирование духовных качеств должно продолжаться в дошкольном учреждении, где дети с помощью игр и художественной литературы познают основы морали. Конечный этап — это школа, со своими методами и формами работы над данной проблемой. Но в современном информационно-развитом обществе цепь формирования личности часто нарушена. И нам, воспитателям, учителям, преподавателям, нужно создавать реальные условия, которые помогут сформировать высокую личность, богатую духовно. Из этого следует, что работа с обучающимися именно в этом направлении очень весома для современного общества.
В воспитательном процессе соединяются воедино культурные и общечеловеческие ценности и это приводит к всестороннему развитию личности обучающегося. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования также отмечается, что образование должно быть направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В плане по воспитательной работе этот раздел идет отдельным блоком.
История нашего государства всегда была неразрывно связана с Православием, оно являлось основой формирования культуры станы. «Вспомнить и вернуться к православным началам педагогики особенно важно сейчас, когда особенно остро заметен уход от моральных и нравственных ценностей» [1, с. 5].
Сформировать и воспитать личность, развитую духовно — емкий процесс, требующий приложения старания и усердия ученика и вложения души педагога. Необходимо приобщать детей к православной вере, ценностям, которые имеют мировое культурное значение — это и есть условие, которое формирует духовно-нравственного гражданина, желающего принести пользу своей малой Родине и государству в целом.
Вследствие всего описанного выше учеными, педагогами все сильнее осознается необходимость обучения и воспитания детей на широком фоне религии, культуры, истории России, родного края. Как же сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Отвечая на этот вопрос, хочется показать, как мы, учителя МОУ «Лицей 26» г. Саранск, раскрываем данный блок воспитательной работы.
В условиях современной начальной школы процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:
– формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;
– воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
– организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности.
Занятия по внеурочной деятельности проводятся по курсу «Азбуковник», автором-составителем которого является Светлана Николаевна Тюменцева — заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов. Программа курса «Азбуковник» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Данный курс учитывает возрастные психологические особенности детей. Он предназначен для обучающихся 3-х классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на 35 занятий. Также предусмотрен контроль: текущий, тематический и итоговый. Все виды контроля проходят в форме: викторин, выставок, защиты проектов и творческих работ.
Преподавание данного курса позволяет формировать духовно- нравственные качества обучающихся, важные моральные ориентиры, уважительное отношение к истории страны. Наследуя духовную культуру, ребенок становится не только ее носителем, но и продолжателем, проводником ее традиций. Цель программы курса «Азбуковник» по внеурочной деятельности: формирование интереса к основам культуры и традиции православия. Задачи курса: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений литературного, художественного, музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Программа состоит из 5 разделов, каждый из которых включает в себя несколько тем. Связь нравственности и духовности несомненно велика. Эти понятия издавна переплелись между собой, образуя некое единство.
Развивать духовно-нравственные качества и чувства обучающихся нам помогают нравоучительное чтение и использование притч. Притча хорошо запоминается. В своей работе использую следующие нравоучительные рассказы: «Кто чем богат», «Любящее сердце», «Возвращение», «Слеза», «Беда в доме», «Наставление юного монаха», «Сияние души», «Духовный выбор», «Лучший и худший», «Первый шаг», «Лесной лекарь», «Помощь Бога», «Бог везде». На занятиях мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Но говорить о добре и творить добро — это не одно и тоже. Очень часто дети, под руководством учителя составляют памятки «Как стать добрым?», «Какие хорошие поступки сделал я?» Самым действенным моментом на занятиях является диалог обучающихся с одноклассниками и с самим собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии.
Работая в группах, включаются элементы устного народного творчества, ведь в пословицах и поговорках очень много народной мудрости, которая легко запоминается детьми. Очень интересными являются такие формы работы: мини-сочинения по темам: («Кто является духовным человеком?», «Как выглядит моя душа?», «Что такое любовь?», «В чем я вижу красоту?», «А какой хороший поступок я совершил сегодня?», «Нравственность — это…», составление кроссвордов, рисование по темам: («Буквы славянского алфавита», «Святой Александр Невский», «14 марта — День православной книги, «Монастыри России», «Мой ангел хранитель», выполнение поделок приобщенных к праздникам Рождество, Пасха, составление вопросов по изучаемой теме, организации книжных выставок, просмотр и прослушивание произведений искусства.
Большое внимание оказывается встречам с деятелями искусства, служителями церкви, Ветеранами труда, Ветеранами Великой Отечественной войны и работниками тыла, участниками боевых действий в Афганистане.
Рефлексия часто проходит в форме синквейна, обучающиеся легко его составляют с ключевыми понятиями занятия (добро, душа, семья, личность, взаимопомощь, уважение). На особом месте находится работа с семьей, ведь именно родители — это пример для подражания ребенка. Создать духовную атмосферу в семье — это особый труд. Опыт показал, родители очень активно принимают участие в мероприятиях совместно со своими детьми, что благоприятно влияет на укрепление дружеских отношений между ее членами.
Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся — процесс продолжительный и трудоемкий, который должен проходить в последовательности: семья — учреждения дошкольного образования и образовательные учреждения. Но в современном обществе прослеживается отсутствие системной работы, направленной на становление именно духовно развитой личности. Учебным заведениям рекомендуется, решая задачи воспитания, опираться на нравственное в человеке, раскрывать в каждом ребенке ценностные ориентиры и доносить до них чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Литература:
- Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. — М: ПСТГУ, 2010. — 340 с.
- Каменец А. В., Селезнева Е. Н. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования: учеб. пособие. — М.: РГСУ, 2015. — 318 с.
Похожие статьи
Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...
Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе
В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...
Нравственные ценности в воспитательном процессе
В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...
Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе
В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников
В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...
Похожие статьи
Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...
Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе
В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...
Нравственные ценности в воспитательном процессе
В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...
Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе
В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников
В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...