Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 8187 раз

Библиографическое описание:

Катаева, Л. Н. Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством игровой деятельности / Л. Н. Катаева, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5328/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: soft skills («мягкие» навыки), игра, командная работа, ребенок, дополнительное образование

Сейчас в России масштабный кризис и фраза «мир уже не будет прежним» становится крылатой. Действительно стремительно меняется привычный уклад жизни, глобальные изменения происходят во всех сферах жизни общества, конечно, образование не остаётся в стороне, в том числе и дополнительное. Современному педагогу просто необходимо поспевать за всеми изменениями и постоянно развивать себя для того, чтобы успешно достигать поставленных целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности и быть достойным конкурентом на рынке труда [3, с. 2]. В обучении в целом уже произошли изменения — от передачи информации к активности обучающегося и при этом роль педагога остается главной: он способствует формированию у детей «навыков XXI века».

Основополагающими ключевыми навыками стали: языковая компетенция, умение грамотно выражать свои мысли; навык работы с цифрами и данными; научная грамотность; компьютерная грамотность; финансовая грамотность; культурная и гражданско-правовая грамотность.

Выявлены существенные качества характера: адаптивность, инициативность, стрессоустойчивость, лидерские качества, социальная и культурная информированность.

Временем определены важные компетенции: критическое мышление и умение решать проблемы; креативность; способность к коммуникации; умение сотрудничать.

По нашему мнению, такое качество характера как адаптивность это одно из самых необходимых качеств на сегодняшний день. Умение учиться и приспосабливаться к новым условиям и задачам, быть гибким становится значительнее многих традиционных навыков.

Помимо обладания основными знаниями, которые дети получают в процессе обучения, необходимы социальные и когнитивные способности, формирующие ребят как будущих специалистов в выбранной ими профессиональной деятельности. Например, самые элементарные требования, предъявляемые специалисту: приходить на работу вовремя, конструктивно реагировать на критику, говорить четко и вежливо. Эти качества приобретаются, им можно научиться, и они являются выражением уверенности и психологической устойчивости будущего сотрудника.

Современные навыки распределяют на две группы: hard skills («твердые» навыки) и soft skills («мягкие» навыки). Эта терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» компьютерное железо и «software» — программное обеспечение [3, с. 3]. Безусловно для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют «твердыми» навыками. Но практически всегда высокой оплаты и успешного карьерного роста добиваются люди, которые обладают «мягкими» навыками.

Роль soft skills или «мягких»/«гибких»/социальных навыков любого человека постоянно растет в современном мире. Их значимость повышается как в рабочей деятельности, так и в повседневной жизни. Современная наука на сегодняшний день не дает четкого определения термину «soft skills». Исследователи определяют данное понятие через призму своего восприятия и сферу научных интересов. Однако большинство из них сходятся во мнении, что «мягкие навыки» — это личные качества человека, позволяющие ему более эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Несомненно, что большая часть soft skills необходима человеку для достижения поставленных задач. Причем роль социальных навыков во многом определяется этапом развития карьеры: чем выше ступень карьерной лестницы, на которой человек находится в настоящее время, тем социальные навыки значимее и вытесняют на второстепенный план навыки профессиональные.

Последние исследования доказывают, что работодатели испытывают интерес именно к «мягким» навыкам персонала, причем данный интерес постоянно возрастает. Во многом этот факт определен процессами, происходящими в экономике и современным уровнем развития информационных технологий. Гибкие навыки наиболее эффективно позволяют применить и продемонстрировать твердые навыки. Именно это делает их столь необходимыми в любой сфере и в любом виде деятельности.

Проблемы «мягких» и «твердых» навыков изучаются большим количеством исследователей. Среди наиболее значимых следует отметить В. Давидову, Е. Гайдученко, А. Марушева, О. В. Баринову, И. Клюковскую, Н. В. Жадько, О. Сосницкую, А. Н. Мирошниченко, М. А. Чуркину, А. М. Новикова, А. М. Чошанова, Ю. Портланд, О. Л. Чуланову, Е. Павлову, Д. Татаурщикову, О. Абашкину, В. Шипилову и, конечно же, О. Л. Чуланову. Большинство современных исследователей постоянно подчеркивают значимость soft skills и, следовательно, необходимость их развития. Так, аналитическая служба World Economic Forum на основании проведенного исследования сделала прогноз, в котором обозначены ключевые, особо востребованные в 2021 году «мягкие» навыки. Наиболее значимой компетенцией, согласно данному прогнозу, является умение решать сложные задачи. На втором месте по значимости — критическое мышление, а на третьем — креативность. Далее следуют умение работать в команде, принимать решения, убеждать, умение общаться, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Одной из наиболее эффективных форм формирования и развития у обучающихся soft skills является игра, игровые технологии. Игра приемлема на любом занятии, не занимает много времени и интересна для детей любого возраста.

Ниже представлены несколько игр, которые активно используются педагогами дополнительного образования отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» при проведении летней лагерной смены в лагере с дневным пребыванием детей «Академия творческих каникул». Данные игры, направленные на развитие «мягких» навыков обучающихся, зарекомендовали себя как очень эффективные и прошли проверку временем. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся они могут быть усложнены или упрощены.

  1. Игра или упражнение «Приветствие». Её цель — снятие мышечного напряжения и коммуникативных барьеров.

Обучающиеся по сигналу педагога беспорядочно двигаются по кабинету и приветствуют друг друга. Перед упражнением обговариваются правила (например, не бегать, не толкаться, уважительно относится друг к другу) Можно усложнить и поставить задачу приветствовать по хлопкам: один хлопок — за руку, два хлопка — локтями, три хлопка — коленками, при этом для полноты тактильных ощущений вводим запрет на разговоры.

  1. Игра «Ты и твоё имя». Её цель — развитие навыков презентация себя, коммуникативных способностей.

Каждый ребенок в группе должен обозначить себя так, как хочет, чтобы его называли в группе и подготовить презентацию своего имени. Можно усложнить игру, дав задание: определить качества характера по буквам имени.

  1. Игра «Войди в круг». Её цель — определение эффективных способов вхождения в группу, развитие навыков командной работы.

Обучающиеся встают в круг и крепко держатся за руки, а один ребёнок находится вне круга. Он должен так попросить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели это сделать, ему необходимо найти «слабое звено» и подобрать верное обращение [1].

  1. Игра «Гусиные лапки». Её цель -совершенствование навыков эффективного общения в команде.

Ребята сидят в кругу, положив руки на колени соседям. По команде педагога хлопают ладонью по очереди, ошибкой будет одновременные хлопки, если такое происходит, начинают заново.

  1. Игра «Подарок». Её цель — снятие эмоционального и физического напряжения, закрепление позитивной установки обучающихся группы на друг друга.

Дети невербально, то есть без слов, и не указывая на предмет, должны изобразить, что они хотят подарить одному из присутствующих.

  1. Игра «Путаница». Её цель — совершенствование навыков командной работы.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение [2].

  1. Игра «Дружный пазл». Её цель — развитие навыков командной работы.

Обучающихся необходимо разделить на команды. Каждая получает разрезанную картинку-пазл. Нужно всем совместно собрать картинку. Чья команда быстрее и дружнее, та и становится победителем. Важно, чтобы команда работала сообща.

Наиболее сложные игры-упражнения можно проводить в форме «мозгового штурма», давать конкретные задания для развития критического мышления. Освоение активных стилей общения, развитие в группе отношений партнёрства, использование творческого подхода при выполнении задания.

Применение представленного перечня игр на занятии или в рамках лагерной смены создает необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, то есть являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, оказывают большое влияние на развитие столь значимых в современной мире soft skills.

Литература:

  1. Игры на сплочение коллектива для подростков. Игры на раскрепощение и сплочение коллектива. — Текст: электронный // coppershop.ru: [сайт]. — URL: https://coppershop.ru/celebnye-rasteniya/igry-na-splochenie-kollektiva-dlya-podrostkov-igry-na-raskreposhchenie-i.html (дата обращения: 29.05.2020).
  2. Коммуникативные игры. — Текст: электронный // cvr-perspectiva.ru: [сайт]. — URL: http://cvr-perspectiva.ru/?p=3156 (дата обращения: 29.05.2020).
  3. Развитие soft skills в системе дополнительного образования: методические рекомендации. — Текст: электронный // innovation.na-lenskoy.ru: [сайт]. — URL: http://innovation.na-lenskoy.ru/files/19–21/products/03.pdf (дата обращения: 29.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): навык, игра, командная работа, критическое мышление, развитие навыков, умение, друг друга, задача, качество характера, профессиональная деятельность.

Ключевые слова

игра, ребёнок, дополнительное образование, командная работа, soft skills («мягкие» навыки)

Похожие статьи

Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях

В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию «Такие разные мячи» в подготовительной к школе группе методом круговой тренировки

Педагогические условия формирования навыков общения в кружковой работе по английскому языку

Данная статья раскрывает информацию о педагогических условиях формирования навыков общения на занятиях кружка по английскому языку.

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Использование игровых форм при подготовке студентов к педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются методы использования элементов игровой технологии при подготовке студентов к педагогической деятельности.

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Развлечение с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности «Лесное путешествие»

В процессе мероприятия дети привлекаются к двигательной и речевой активности. Музыкальное сопровождение игр и упражнений способствует активизации чувства ритма дошкольников. Игровая форма деятельности создает непринужденную атмосферу.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

К вопросу о детском тимбилдинге на занятиях физической культуры дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматривается проблема командообразования детей среднего дошкольного возраста. Раскрывается понятие детского тимбилдинга, связанное с осознанием значимости формирования команд среди дошкольников. Выделяются методы детского тимбилдинга, при...

Похожие статьи

Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях

В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию «Такие разные мячи» в подготовительной к школе группе методом круговой тренировки

Педагогические условия формирования навыков общения в кружковой работе по английскому языку

Данная статья раскрывает информацию о педагогических условиях формирования навыков общения на занятиях кружка по английскому языку.

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Использование игровых форм при подготовке студентов к педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются методы использования элементов игровой технологии при подготовке студентов к педагогической деятельности.

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Развлечение с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности «Лесное путешествие»

В процессе мероприятия дети привлекаются к двигательной и речевой активности. Музыкальное сопровождение игр и упражнений способствует активизации чувства ритма дошкольников. Игровая форма деятельности создает непринужденную атмосферу.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

К вопросу о детском тимбилдинге на занятиях физической культуры дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматривается проблема командообразования детей среднего дошкольного возраста. Раскрывается понятие детского тимбилдинга, связанное с осознанием значимости формирования команд среди дошкольников. Выделяются методы детского тимбилдинга, при...

Задать вопрос