Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)
Авторы: Романцова Оксана Геннадьевна, Царёва Марина Николаевна, Быкова Алла Анатольевна, Дрокина Екатерина Алексеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 24.08.2020
Статья просмотрена: 924 раза
Библиографическое описание:
Романцова, О. Г. Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы) / О. Г. Романцова, М. Н. Царёва, А. А. Быкова, Е. А. Дрокина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5487/ (дата обращения: 16.11.2024).
Быть родителем — важная работа. Родители наставники, учителя, друзья, защитники, судьи и лидеры.
Ремез Сассон
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги дошкольного образования, знаем — всё из семьи, главные педагоги детей — это родители!
В свете современных изменений в системе образования, взаимодействие с семьей становится все более важным аспектом, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Но многие родители переносят воспитание ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и дома учат ребенка пользоваться телевизором или компьютером. Родители часто испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не обладают специальными знаниями в области воспитания и обучения детей, что является основой педагогической некомпетентности родителей. Сложившуюся ситуацию можно решить, вовлекая семью в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Идея взаимосвязи государственного и семейного воспитания наиболее актуальна в современном мире, поскольку отвечает потребностям сегодняшней жизни, помогает объединить усилия детского сада и семьи в укреплении физического и психического здоровья, в воспитании. и воспитание дошкольников. Поиск различных новых организационных способов вовлечения родителей в сотрудничество с детским садом способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
В своей работе с родителями мы выделяем следующие приоритетные задачи:
– Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и навыков.
– Поощрение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Мы строим работу в нашем детском саду на индивидуальном подходе к каждому ребенку, знаем его психическое и физическое здоровье (по результатам диагностики совместно с логопедом, психологом, изучаем микроклимат семьи и уровень педагогических знаний родителей). Работая в направлении «Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности», мы используем современные технологии, отвечающие целям и задачам дошкольного образования. В первую очередь, это внедрение «телеобразования» родителей, то есть повышение педагогической компетентности родителей посредством онлайн-консультирования, видеокурсов, видеоинструкций, видеолекций. Такой формат взаимодействия предполагает два варианта организации образовательной деятельности:
– с помощью виртуальной среды обучения, например, «Moodle»;
– использование различных on-line систем и сервисов глобальной сети Интернет (сайт образовательной организации, почтовые серверы, мессенджеры, группы в социальных сетях, облачное хранилище, онлайн-сервисы и т. д.);
– обо всем, что происходит или будет происходить в группах или в детском саду, родители сообщают на официальном сайте дошкольного образовательного учреждения, в контактах или в Одноклассниках. На базе нашего дошкольного образовательного учреждения действует Консультационный центр Семейной школы, целью которого является оказание бесплатной методической, психологической, педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям);
– приглашение к обсуждению различных ситуаций в развитии ребенка и принятию решений о дальнейших совместных действиях учителей, специалистов и родителей, которые могут обеспечить успешное развитие учеников.
Второй аспект — вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада, с целенаправленным и планомерным построением доверительных, партнерских отношений. Мы используем различные формы вовлечения семьи, такие как образовательные плакаты, маршруты выходного дня, консультации по вопросам карьеры в начале карьеры, общественные мероприятия.
Деятельность в этой сфере организована с привлечением родителей посредством традиционных форм взаимодействия, условно разделенных на 4 группы:
– информационно-аналитические (тестирование, анкеты, интервью);
– досуг (отдых, конкурсы, семейные поездки и экскурсии, программа выходного дня);
– познавательные (консультация, мастер-класс, семинар, день открытых дверей);
– наглядно-информационные (родительские стенды, уголки, библиотеки, обучающие плакаты).
Такие формы работы с родителями позволяют им участвовать в жизни нашего дошкольного образовательного учреждения, а воспитатель может косвенно влиять на эту ситуацию.
– привлечение родителей и дошкольников к соревнованиям уровня детского сада, города, района, общероссийского, международного уровня (например: снежные постройки, «Новогодняя фантазия», оформление групп детского сада к праздникам и др.);
– для творческого общения существует такая форма работы с семьей, как выставки родительско-детских работ (тематика выставок разнообразна: Тематика выставок разнообразна: «Осень», «Подарки для любимой мамы», «Поделки из натуральных материалов», «Земля, на которой я живу». Выставки позволяют родителям и детям организовывать совместные мероприятия.
Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети лучше узнают друг друга; в семье еще есть возможность рассказать о ребенке, о его жизни в группе и дома. Родителей приглашают в качестве «гостя группы» для организации образовательных мероприятий с детьми, где они делятся своими знаниями и навыками в определенной области, рассказывают о своей профессии и знакомят их со своими увлечениями.
Новой формой совместной творческой деятельности детей и взрослых в нашем учреждении является театрализация с участием детей и родителей, что способствует развитию социокультурных связей между детским садом и семьей. Родители демонстрируют свои творческие способности и артистические способности, делясь опытом с детьми, создавая при этом хорошее настроение и заставляя детей гордиться своими родителями. Родители принимают активное участие в мастер-классах и творческих мастерских, в ходе которых учатся шить различные костюмы, дидактические материалы, игровую атрибутику для организации детских игровых занятий дома и в детском саду.
При организации родительских встреч мы используем приемы, которые активируют внимание усталых родителей, помогают запомнить суть разговоров и создают особое настроение для дружеского разговора. После краткого вступления происходит переход к обсуждению, в качестве примеров используются моменты из жизни группы, включаются практические задания, игры, музыка.
Тематические проекты, реализуемые в нашем дошкольном образовательном учреждении в тесном сотрудничестве с родителями дошкольников («Все профессии важны», «Маленький турист», «В гостях у сказки», «Это моя Родина», «Моя семья», «Коллейдоскоп здоровья, и др.), Проектная деятельность способствует проявлению родительского интереса к проблемам дошкольного образовательного учреждения и формированию родителей как активных участников жизни детского сада, что дает возможность более эффективно воспитывать нравственность дошкольников.
Детско-родительская исследовательская работа («Зебра» – о правилах дорожного движения) как одна из интерактивных форм работы с семьей. Презентации детских проектов проходят в атмосфере позитивного общения, где каждый ребенок ощущает свою значимость и важность своих первых открытий. Все свои открытия, столь важны для маленького ребенка, они совершают под руководством воспитателей и родителей.
В нашем учреждении возникла идея разработать и внедрить систему совместных физкультурно-спортивных мероприятий, результатом которых является отличное настроение как для взрослых, так и для детей.
Совместные занятия родителей и детей в группах — это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательной работы, направленной на обучение и воспитание ребенка. Родители приходят в группу с удовольствием, азартом и тревогой, реально видят возможности своего ребенка, спрашивают совета, как лучше организовать помощь ребенку дома, знакомятся с новыми программами.
Для детей присутствие родителей — отличный эмоциональный фактор, который заставляет проявить себя с хорошей стороны, быть внимательными и собранными.
Преимущества этой педагогической концепции взаимодействия воспитателя и родителей неоспоримы и многочисленны, поскольку они обеспечивают:
– положительное эмоциональное отношение воспитателей и родителей к совместной работе по воспитанию детей;
– повышение уровня педагогической и правовой грамотности родителей,
– повышение родительской активности,
– родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного процесса;
– установление тесного контакта с каждой семьей;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье;
– умение учитывать тип семьи и стиль семейных отношений. Определив тип семьи ученика, педагог сможет найти правильный подход к взаимодействию и успешно работать с родителями.
Таким образом, ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть полностью эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается зажат между двумя невзаимодействующими системами. Чтобы избежать этого, необходимо, чтобы две системы стали открытыми друг для друга для взаимодействия. Главное в них должна быть атмосфера доброты, доверия и взаимопонимания.
Родители должны изменить тактику отношения к ребенку. Семья должна участвовать в жизни ребенка, учитывать позиции детей, их побуждения, желания и переживания. Быть терпимее к недостаткам ребенка. Замечать, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре. Только в этом случае можно создать условия, помогающие раскрыть таланты и способности ребенка, только тогда он вырастет здоровым, счастливым и умным!