Внеурочная деятельность — важнейший компонент воспитательной деятельности в суворовском училище (из опыта работы)
Авторы: Котельникова Ольга Александровна, Каримов Равшан Михайлович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 14.09.2020
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Котельникова, О. А. Внеурочная деятельность — важнейший компонент воспитательной деятельности в суворовском училище (из опыта работы) / О. А. Котельникова, Р. М. Каримов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5513/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, социализация, духовно-нравственное направление, социальное направление, спортивно-оздоровительное направление, общекультурное направление, общеинтеллектуальное направление.
Решение задач воспитания и социализации суворовцев, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках реализации внеурочной деятельности.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования реализация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и воспитание рассматривается как ценностно — ориентированный процесс, организуемый в 6 классе обучения по духовно — нравственному, социальному, спортивно — оздоровительному, общекультурному и общеинтеллектуальному направлениям.
Главная цель внеурочной деятельности — создать условия для реализации суворовцами своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Внеурочная деятельность направлена на выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей суворовцев к различным видам деятельности; создание особого образовательного пространства для индивидуальных способностей и образовательных потребностей суворовца; развитие опыта творческой, трудовой, общественно — полезной, проектной деятельности; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно — нравственного приобретения на процесс развития личности суворовца.
Духовно — нравственное направление в нашей роте реализовывается черезбеседы, экскурсии в музеи, просмотры фильмов, встречи с известными людьми, организации выставок рисунков, поделок и творческих работ суворовцев, проведение тематических классных часов, встреч, бесед, участие в конкурсах на уровне училища, города, Министерства обороны Российской Федерации. Суворовцы принимали участие в таких мероприятиях как: возложение живых цветов к монументу выпускникам, погибшим при исполнении воинского долга, воспитательное мероприятие «Есть такая профессия — Родину защищать!», знакомство с биографией Героев России, информирование «100 лет Главному военно-политическому управлению Вооружённых Сил Российской Федерации».
В результате данной деятельности мы стараемся формировать у суворовцев гражданскую ответственность, активную жизненную позицию, чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Социальное направление внеурочной деятельности — это тематические классные часы, экскурсии, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, праздники, выставки, концерты, индивидуальную самостоятельную работу. В роте были проведены социально — значимые акции «Чистый лес», «Мы за здоровый образ жизни!», «Здоровье в порядке — спасибо зарядке». Суворовцы работали над исследовательскими проектами «Просветительский проект «Экологические условия училища», «Мини-проект «Чудеса нашей планеты», «Творческий проект «Красная книга», «Мини — проект «Заповедники России», «Творческий проект «Экологическая безопасность в училище и дома».
Результатами проведённых мероприятий стали владение навыками адаптации, развитие личной ответственности за свои поступки, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей, формирование эстетических ценностей и чувств, элементарных основ экологической культуры.
В рамках спортивно — оздоровительного направления проводятся занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы по охране здоровья и здоровому образу жизни, организуются «Дни здоровья», подвижные игры, «Весёлые старты», суворовцы принимают участие в соревнованиях училищного, городского, республиканского уровней. Тем самым у суворовцев вырабатываются гигиенические навыки, воспитывается здоровый образ жизни, происходит развитие физических сил и здоровья.
Общекультурное направление внеурочной деятельности в нашей роте проходит в виде занятий в творческих объединениях, экскурсий, посещений театров и выставок. Суворовцами были реализованы творческие проекты: «Творческая мастерская «Правила поведения в общественных местах», «Творческая мастерская «Пишите письма», «Конкурс рисунков «Голубь мира», «Театральный капустник «Вежливые люди», «Творческий мини — проект «Связь поколений и времён в картинах художников», «Творческий проект «Весь мир — театр», Творческий мини — проект «Культурный человек». У наших ребят развиваются духовно — нравственные качества, эстетическое восприятие окружающей действительности, желание посещать музеи и выставки.
Занятия внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению мы проводим в интеллектуальных играх, викторинах и конкурсах, исследовательской деятельности и экскурсиях в музеи города: дом-музей В. И. Ленина, музей Е. А. Боратынского, Национальный музей Республики Татарстан, Эрмитаж — Казань, Казанский Кремль.
Педагогический коллектив нашей роты с уверенностью может сказать, что мы достигли желаемого воспитательного результата внеурочной деятельности — непосредственно духовно-нравственное развитие суворовца благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям внеурочной деятельности. Нашим суворовцам не чужды такие ценности, как познание, истина, целеустремлённость.
Литература:
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Рабочие программы внеурочной деятельности.
- Комолкина Т. А., Панаева Т. В. Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище // Молодой ученый. — 2018. — № 3. — С. 199–202.
Ключевые слова
социализация, воспитание, внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление, социальное направление, спортивно-оздоровительное направление, общекультурное направление, общеинтеллектуальное направлениеПохожие статьи
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности
В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.
Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности
В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Реализация гендерного подхода во внеурочное время
В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенност...
Похожие статьи
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности
В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.
Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности
В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Реализация гендерного подхода во внеурочное время
В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенност...