Использование дворовых игр в игровой деятельности с дошкольниками | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Елагина, И. И. Использование дворовых игр в игровой деятельности с дошкольниками / И. И. Елагина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5554/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье обоснована необходимость включения дворовых игр в игровую деятельность дошкольников. Раскрыт один из возможных вариантов выбора игр и их реализации с детьми дошкольного возраста — проект «Дворовые игры». Представлен небольшой перечень дворовых игр.

Ключевые слова: дворовые игры, укрепление физического здоровья, самостоятельность, инициатива.

В XXI веке незаметно исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация. Дети играют в компьютерные игры, проводят время в детских клубах или под присмотром родственников играют на детских площадках, но почти не играют в игры со сверстниками. Это привело к тому, что у дошкольников появился перекос в сторону интеллектуального развития в ущерб физическому.

Действительно, у современного ребенка не происходит нормальной ежедневной тренировки тела, которая помогает избежать травм в ситуации повышения нагрузки по какой-либо причине. Дети не могут сконцентрироваться, легко отвлекаются. По оценкам специалистов, у дошкольников развивается моторная неловкость, дисграфия, возникают проблемы с засыпанием.

Поэтому сегодня очень важно вернуть дворовые игры в мир детей, потому что именно они способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, «чувства локтя» и других значимых качеств личности. И самое главное, дворовые игры имеют большое значение для социализации дошкольника, развития самостоятельности, инициативы и уверенности в себе и своих поступках.

Совместно с родителями воспитанников мы решили познакомить детей с дворовыми играми.

Цель проекта: пополнение игровой деятельности дошкольников дворовыми играми предыдущих поколений, их систематизация.

Задачи:

− познакомить дошкольников с играми, в которые играли родители в детском возрасте;

− помочь детям в проведении понравившейся игры со сверстниками;

− приобщать родителей к играм с детьми;

− развивать инициативу и самостоятельность дошкольников;

− развивать уверенность в своих действиях при проведении игры;

− воспитывать умение договариваться друг с другом.

Ожидаемые результаты:

Для дошкольников: повышение уверенности в себе, способности действовать в проблемных ситуациях; установление реальных отношений сотрудничества со сверстниками; повышение эмоциональности, выравнивание импульсивности, выход агрессивности и страхов; эффективное развитие двигательных качеств; установление партнерских отношений с родителями.

Для родителей: повышение внимания родителей к двигательной активности ребенка в семье; вовлечение родителей в игровую деятельность с дошкольниками; установление партнерских отношений с детьми.

Для педагога: внедрение дворовых игр в деятельность дошкольников; установление позитивного взаимодействия с родителями воспитанников; побуждение участников проекта к творчеству в двигательной деятельности.

Продукт совместной деятельности.

Это, прежде всего, сплоченный детско-родительский коллектив группы; социальная уверенность дошкольников и составленная педагогом, картотека дворовых игр.

Для удобства восприятия реализованного с дошкольниками и родителями проекта решила оформить его, применяя форму «вопрос- ответ».

Что делают дошкольники во время реализации проекта?

Ребята узнают у родителей игры, в которые взрослые играли в дошкольном возрасте, их правила, необходимые атрибуты.

Дошкольник выбирает игру, в которую хочет поиграть со сверстниками и вместе со взрослыми выполняет необходимые приготовления для её проведения.

Следует отметить, что взаимообучение переносит детей в особый мир отношений и переживаний: ребята учатся вместе добиваться успеха, преодолевать проблемы и достигать намеченной цели игры.

Кроме того, одним из мотивов проведения игры со сверстниками у дошкольника является желание быть взрослым. Поэтому необходимо дать возможность самому ребенку объяснить всем ребятам правила игры, выбрать необходимый инвентарь и способ жеребьевки для выбора ведущего (по договоренности, с помощью считалки, игры (например, «Флюгер») и т. д.).

Чем помогают дошкольникам родители?

Родители рассказывают своему ребенку об играх, в которые они играли в детстве, объясняют правила нескольких любимых дворовых игр.

Если дошкольник заинтересовался одной из них, сам решил поиграть и познакомить с нею своих друзей, то взрослые могут помочь не только в организации игры, но и поучаствовать в ней.

Действительно, участие родителей в игре придает уверенность дошкольникам в выполнении роли организатора игры и развивает стремление детей хорошо справиться с выполнением игровых заданий.

Какую помощь оказывает педагог?

Педагог определяет доступность игровых правил и содержания игры детям 4–7-летнего возраста. Обращает внимание: насколько безопасна игра, достаточно ли будет площади игровой зоны для игры, помогает распределить дошкольников на игровой площадке, создавая выгодные условия для всех детей, особенно для застенчивых и тех, кто отстаёт в физическом развитии.

В каждой игре педагог является рядовым участником.

После окончания игры проводится совместное с детьми её обсуждение.

Для дальнейшего применения игры в деятельности дошкольников выясняется: понравилась ли игра? что оказалось сложным для выполнения в этой игре? может придумать сигналы на начало и конец игры? стоит ли изменить немного правила игры, чтобы она была интереснее? кто оказался сегодня самым ловким? почему вы так считаете? будем играть в эту игру снова?

В какие дворовые игры играли дошкольники и их родители?

Мы играли в игры: «Лягушка», «Свечки», «Классики», «Вышибалы», «Тише едешь, дальше будешь», «Горячая картошка», «Платочек», «Чей башмачок?», «Выше земли», «Клубочек», «Фанты», «Чай-чай выручай» и «Прятки».

В какие дворовые игры хотелось бы поиграть?

Некоторые из предложенных игр остались не реализованными в данном проекте, и было решено поиграть в них позже, без участия родителей. Это «Цепи кованые», «Прятки с домиком», «Цвета», «Светофор» и другие. Кроме того, во многие словесные игры (такие как «Золушка», «Колечко», «Съедобное — несъедобное», «Море волнуется раз».., «Я садовником родился…» и т. д.) можно играть в групповом помещении, поэтому применять их в игровой деятельности можно в любое время года.

Каких результатов удалось достигнуть при реализации игрового проекта?

Проект «Дворовые игры» оказал большое влияние на установление партнерских отношений «взрослый-ребенок» и на формирование позитивных умений и навыков у его участников.

Дети, участвующие в играх:

− развили двигательные способности: быстроту, силу, ловкость, выносливость и меткость;

− стали самостоятельны и гибки в принятии решений;

− приобрели социальные навыки: стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами, научились договариваться со сверстниками и с взрослыми по поводу обсуждения совместного плана действий.

Родители — участники игровой деятельности:

− укрепили свои отношения с дошкольником;

− наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом детей группы;

− смогли реализовать свои двигательные способности.

Внедрение в образовательное пространство дворовых игр предыдущих поколений позволило мне, как педагогу, не допускать применения шаблонных игр в работе с дошкольниками, а также гибко подходить к планированию образовательной деятельности с учётом включения данного игрового материала. И самое главное, прийти к выводу о том, что дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Литература:

  1. Парфенова И. И. Самые веселые подвижные игры для детей. — М.: Эксмо-Пресс, 2014.
  2. Киселева Э. Фанты для детей с самыми смешными заданиями. — М.: Эксмо-Пресс, 2014.
  3. Ермолаева Н. И. Дворовые игры в субкультуре современных дошкольников/ Н. И. Ермолаева, А. Г. Давыдова, Н. Н. Федорычева. — [Электронный ресурс]. URL: https://inneractiv-plus.ru

Похожие статьи

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Организация игровой деятельности дошкольников

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы. [3]

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет

В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отно...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Похожие статьи

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Организация игровой деятельности дошкольников

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы. [3]

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет

В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отно...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Задать вопрос